Переосмысление Рождества

КАК РОЖДЕНИЕ ХРИСТА ВСЁ В ЖИЗНИ РАССТАВЛЯЕТ ПО СВОИМ МЕСТАМ?

Рождественские праздники наполнены своим чарующим ароматом до такой степени, что уже одно только слово «Рождество» вызывает в памяти целую череду приятных образов от запаха ели, корицы и мандаринов до свечей, потрескивающего камина и окон, покрытых изморозью. Рождество – это семейный уют неторопливого течения коротких зимних дней.  Но есть и ещё один, пусть и не столь любимый, но практически неизменный атрибут этого праздника, – уборка. Конечно же, ни один праздник не обходится без неё. Мы считаем совершенно необходимым вымыть полы, окна, протереть пыль и расставить всё по своим местам. «У людей пред праздником уборка», – начинает одно из своих стихотворений Борис Пастернак. И пусть он пишет о Пасхе, а не Рождестве, сути наших привычек это не меняет.

Особенной уборку квартиры именно в эти дни делает то, что мы не хотим входить в новый год нашей жизни со старым хламом. Мы не просто жаждем перелистнуть календарь. В чём-то мы хотим начать жизнь с чистого листа. Вот почему мы уделяем такое большое внимание чистоте и порядку особенно в это время. Это стремление распространяется не только на наши дома. Мы также стремимся изменить свои привычки в том, как мы проводим своё свободное время, как работаем и как заботимся о своём здоровье. Мы даже вновь принимаем решение, что именно начиная с начала года мы будем совсем по-другому питаться. Естественно, что решение это вступит в силу, как только мы доедим запасы ломящегося от яств праздничного стола. 

Поэтому для любого из нас вполне естественно было бы уделить внимание не только уюту и чистоте дома, не только порядку в делах и занятиях спортом, но и расставить всё по своим местам в нашей душе, чтобы мы перестали уже уделять второстепенным вопросам первостепенное значение. Проблема лишь в том, что, в отличие от практически всех остальных вещей в нашей жизни, мы не знаем, с чего именно нам начать. Возможно, вы уже доверили свою жизнь Господу много лет назад, а может быть, вы лишь делаете первые шаги в вере, проверяя христианство на прочность. Где бы вы ни были на своём духовном пути, всегда, когда затрудняешься с ответом на вопрос: «С чего начать наводить порядок в своей жизни?», начинать лучше с начала. 

Именно этими словами и открывает своё повествование Евангелист Иоанн. Первые восемнадцать стихов истории Иисуса Христа, по версии Иоанна, становятся ритмической прозой, в которой находят своё отражение практически все главные темы всей книги Иоанна. Евангелист показывает, как приход Бога в этот мир закладывает новый, несокрушимый фундамент нашей жизни. В этих строках мы видим с вами, как рождение Иисуса Христа расставляет всё по своим местам, даря нам счастье и страсть. Оно отвечает на вопрос о том, к чему мы стремимся в жизни и в чём мы находим смысл нашего бытия. Оно дарит нам свободу и совершенно другую сущность. Вот почему решение довериться Богу не является чем-то странным, но, наоборот, это самый логичный выбор в нашей жизни. 

Пастернак завершает уже упомянутое в начале стихотворение словами:

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Мы очень надеемся, что и эти праздники пройдут совершенно не напрасно для вас и оставят на память не только лишние килограммы, но подведут вас к жизни, наполненной глубоким духовным смыслом. Присоединяйтесь к «Переосмыслению Рождества», которое начнется от Адвента – первых четырёх недель литургического года в церкви непосредственно перед Рождеством; эти чтения, размышления и обсуждения проведут вас через Сочельник и Рождество, введут в новый год и подведут к богоявлению. Они помогут вам переоценить самые фундаментальные вещи в жизни и навести порядок в сердце.

ПОРЯДОК ЗАНЯТИЙ И ЛОГИКА КУРСА 

Мы приглашаем вас в духовное путешествие, которое поможет вам, изучив вступительные восемнадцать стихов в Евангелии от Иоанна, лучше понять тот крепкий фундамент, на котором основана наша вера. C одной стороны, это не совсем обычная Рождественская серия бесед и занятий. Мы привыкли к тому, что время Адвента посвящено традиционно размышлениям о младенце Христа, о Марии и Иосифе, о волхвах и путешествии в Вифлеем. Всего этого вы не найдёте в этом цикле. Но, с другой стороны, половина Евангелий, то есть два из четырёх, не уделяют такого пристального внимания деталям появления на свет Иисуса. Это не означает, что они не важны, просто Марк и особенно Иоанн считали, что важно не только знать историю рождения Христа, но и смысл Его пришествия в этот мир. Нам жизненно необходимо осознавать, как именно эти на самом деле произошедшие исторические события меняют и формируют повседневные реалии нашей жизни.

Однажды знаменитый тележурналист Ларри Кинг в одном из своих интервью заметил, что он очень хотел бы спросить Иисуса Христа, было ли Его зачатие действительно непорочным, потому что от ответа зависит вся история человечества. Ведь, если история рождения Иисуса, Его жизнь и смерть окажутся одним большим обманом, то получится, что не только наша судьба, но и вся история человечества были выстроены на лжи. Говорить о воскресении Иисуса из мёртвых просто нет смысла в таком случае. Но, если всё, что произошло с Христом, правда, то нам стоит не только прислушаться к этой истории или принять её за истину, но и подчинить ей всю свою жизнь. И в этом смысле эта серия бесед и занятий подходит не только для времени Адвента или Рождества. Она уместна в любое время года.

Эта серия занятий, скорей всего, потребует чуть больше сил, чем обычное участие в домашних дискуссионных группах или посещение церкви. Но усилия эти вполне оправданы, поскольку они позволяют нам осознать, сколь прочное основание у нашей веры.

Скачав и распечатав для себя материалы или воспользовавшись рабочей тетрадью, которую вы держите сейчас в руках, вы сможете присоединиться к нам в трёх простых дисциплинах, которые помогут более глубоко усвоить материал, проработав его в личном изучении и обсуждении в домашних дискуссионных группах:

  • Прослушать воскресную проповедь

Материалы воскресных бесед доступны на сайте церкви (biblechurch.ru). Но здесь чрезвычайно важно не только содержание этих проповедей, но и переживание от участия в богослужении. Так что, если у вас есть возможность, не упустите её и присоединитесь к нашим собраниям по воскресеньям. 

Если вы не можете присутствовать лично, посмотрите прямой эфир богослужений. Здесь есть три небольших хитрости, которые помогут вам. (1) Первая касается того, как вы одеты во время просмотра видео. Смените вашу домашнюю одежду на ту, в которой вы бы пошли в церковь. Вы заметите, как сразу же поменяется ваш настрой. (2) Во-вторых, отключите телефон. Не отвлекайтесь на то, что происходит на кухне, и не пытайтесь делать несколько дел одновременно. Именно такого рода советы даёт и Спаситель Своим ученикам, когда делится с ними секретами глубокой и эффективной молитвы:

Ты же, когда молишься, войди в комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Небесному Отцу, Который невидимо находится с тобой. Тогда твой Отец, Который видит и то, что делается втайне, вознаградит тебя.

(Евангелие от Матфея 6:6)

(3) Ну и воспользуйтесь конспектами бесед, что есть в ваших материалах. Заполняя их, вы можете лучше сконцентрироваться на том, что вы слышите в проповеди. 

  • Провести время в чтении, молитве и размышлении

Наконец, между проповедью и материалами уроков расположились небольшие домашние чтения, рассчитанные на то, чтобы помочь вам каждый день проводить в молитве и размышлении над отрывками из Библии. Вы можете вести дневник в это время, записывая те мысли, что у вас возникли, отвечая на наводящие вопросы или уделяя время молитве. 

В конце чтений каждого дня есть короткая молитва, которая призвана помочь вам соединить то, что вы прочитали, с вашей собственной молитвой. Рассматривайте её как своего рода заезд на шоссе, некий мост, соединяющий улицу повседневности с трассой вечности.

Естественно, что за то короткое время, что отведено этому курсу, мы не сможем рассмотреть всё детально. А потому в дополнение к этому курсу идёт серия лекций «Проверка на прочность», помогающая погрузиться глубже в представленный здесь материал. 

НАШИ УБЕЖДЕНИЯ И РАЗГОВОРЫ НА КУХНЕ

Естественно, возникает вполне закономерный вопрос: «А стоит ли результат тех усилий, что он потребует?» Ведь в итоге кажется, что у нас не возникает каких-либо проблем с сомнениями. Мы не боремся с ними каждый день. Да и когда они появляются у нас, они не столь сильно влияют на нашу жизнь. 

Рави Захариас в своей книге «Может ли человек жить без Бога?» приводит весьма полезную для каждого из нас классификацию убеждений. Он пишет, что они действуют на трёх уровнях. Первый – это сугубо теоретический уровень идей, которые зарождаются и обсуждаются профессурой в стенах университетов. 

Второй уровень – это уровень искусства и популярной культуры. Здесь идеи, появившиеся на свет в стенах университетов, становятся романами и картинами, стихами и пьесами, фильмами и спектаклями, сериалами и скульптурами. Мало кто из нас сталкивается с какими-то идеями на первом уровне. Чаще всего мы пересекаемся с ними именно на втором уровне. Гений таких французских мыслителей, как Камю и Сартр, именно в том, что они осознали, что недостаточно лишь писать теоретические труды. Они облекли свои идеи в пьесы. Именно в этот момент незаметно для себя мы принимаем эти постулаты и принципы за истину в конечной инстанции. Это происходит настолько ненавязчиво, что мы и не успеваем отметить, когда именно мы приняли новый набор убеждений за истину.

Искусство… развивается потому…, что идет вразрез с грузным и порочным усыплением душ, и, напротив, созданиями своими, всегда в эти периоды, взывает к идеалу, рождает протест и негодование, волнует общество и нередко заставляет страдать людей, жаждущих проснуться...

(Федор Михайлович Достоевский «Дневник писателя»)

Оскар Уайлд развивает эту мысль, когда говорит, что «жизнь подражает искусству больше, чем искусство жизни» (из эссе «Упадок искусства лжи»). Рави Захариас объединяет эти мысли в одну: «Сперва искусство подражает жизни, затем жизнь искусству и наконец жизнь находит смысл бытия в искусстве». Другими словами, мы не просто черпаем вдохновение в популярной культуре, мы находим в ней ответы на самые сокровенные вопросы нашей жизни.

Наконец, на третьем уровне мы переходим к тем самым искренним, глубоким и сокровенным беседам на кухне, когда мы можем просто обсудить то, что происходит в нашей жизни, с близкими нам людьми. В нашем курсе мы попробуем пройти эти три уровня. Вот почему так важно обсуждение всех этих идей в домашней дискуссионной группе. Тем, кто ищет ответы на жизненно важные вопросы, будет нелишним разобраться с тем, чему учит христианство, поскольку оно помогает нам найти ответы на сокровенные вопросы нашей души. 

Верующим важно продумать, во что именно они верят, поскольку в какой-то момент наши неверующие друзья, родные или коллеги спросят нас о том, почему именно мы решили довериться Господу, и нам нужно им как-то объяснить это решение. Конечно же, важна эмоциональная составляющая. Но обычно, услышав про неё, мы получаем ответ: «Я очень рад, что ты нашёл что-то, что помогает тебе в жизни». Поэтому нам важно показать и логику, и обоснованность нашего решения. 

…Будьте всегда готовы ответить, когда вас спрашивают о вашей надежде, но делайте это с кротостью, страхом и с чистой совестью…

(1 Послание Петра 3:15-16)

Не стоит также забывать и о том, насколько это важно для родителей. Ведь, скорей всего, рано или поздно мы услышим от своих детей вопрос о том, почему именно мы верим, и ответ: «Так написано в Библии» – их не устроит не потому, что они не любят или не уважают нас. Не то, что они хотят отвернуться от всего того, во что верим мы. Просто им важен ответ, который они смогут пересказать своим друзьям, а никто из их друзей не примет за чистую монету авторитет Священного Писания. Такой ответ неприемлем ни в школе, ни в институте. Им нужны аргументы, с которыми они могут прийти к своим сверстникам, чтобы поделиться с ними фундаментом своей веры. 

Серия называется «Переосмысление Рождества», и этом названии скрыто двойное значение того, что ждёт вас в этом духовном путешествии длиною в 40 дней. С одной стороны, это время поможет вам по-новому взглянуть на Рождество. Но, с другой стороны, оно также послужит тому, чтобы благодаря Рождеству вы теперь совсем по-другому рассмотрите все свои убеждения. 

Конечно же, такое переосмысление важно во время Рождества или Пасхи, когда многих вокруг нас манят праздники, но не все понимают смысл этих событий в истории, а поняв, не могут принять его. Ну действительно, может ли человек, празднующий День космонавтики, поверить в непорочное зачатие или воскресение кого-либо из мёртвых? Однако, наведя порядок в душе, разложив всё по полочкам, мы увидим, что не так уж сложно современному человеку, наслаждающемуся плодами науки и технологии, принять за истину эти древние истории.

P.S. Вполне возможно, что вы удивились, прочитав имя Рави Захариаса. Поскольку, с одной стороны, Рави был, безусловно, одним из самых влиятельных апологетов христианской веры второй половины XX века. Но, с другой стороны, как мы можем воспринимать его слова всерьёз после всех тех неприглядных фактов сексуальных скандалов, связанных с ним, что открылись после его смерти? Действительно, всё наследие Рави, его труды и книги были в одночасье перечёркнуты ужасными подробностями его личной жизни. Однако, какой бы ни была жизнь Рави, как сильно бы он не пал, его личная трагедия не отменяет истины христианства или весомости аргументов в его защиту. Это отмечали в том числе и женщины, ставшие жертвами сексуального насилия со стороны Рави. Его поведение пошатнуло, но не уничтожило их веры. И в этом смысле история эта помогает и нам сегодня помнить, сколь важно не только принимать истины христианства умом, но постигать их сердцем, позволяя им поменять весь наш образ жизни.

БЕСЕДЫ СЕРИИ

Проповеди из этой серии
Рождественская серия бесед
Филипп Чевелёв
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Серия бесед на Адвент
Константин Лысаков
Рождественская серия проповедей
Филипп Чевелёв
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Виктор Иванов
Рождественская серия бесед
Андрей Башкиров
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков
Рождественская серия бесед
Константин Лысаков

Обратная связь







Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone