Краткая история нашей общины

Мы принадлежим к богатому духовному наследию Христианской церкви. Мы считаем православных, католиков, членов других протестантских общин своими братьями и сестрами, веря, что мы прежде всего христиане, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Католические или православные святые являются и нашими героями веры.

Вместе с тем, у нас есть и наше уникальное духовное наследие реформации и протестантизма, ценности которого можно коротко сформуллировать пятью фразами, начинающимися со слова «только»: (1) только Писание, (2) только благодать, (3) только вера, (4) только через Христа и (5) только Богу слава! И хотя проследить корни свободной церкви не так просто, это не означает, что это не возможно.

Началом реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил 95 тезисов к дверям своей церкви в Виттенберге. Однако после своего зарождения в Германии реформация довольно быстро распространилась и на близлежащие страны, Евангелическое движение, стремившееся вернуться к Библейским корням веры, покорило Голландию,  Швейцарию, Данию, Норвегию и Швецию. Уже к середине XVI века лютеране появляются и в России, по приглашению царя Ивана Грозного. В 1560 году начинается и строительство первой церкви. А ещё через 15 лет появляется и вторая лютеранская церковь в Москве. При этом в отличии от Европы в России Евангелическо-лютеранская и реформатская церкви были едиными практически вплоть до революции 1917 года. Более того, со времён императора Петра I эта Христианская конфессия занимала привилегированное положение второго государственного исповедания.

Движении реформации быстро захватило Скандинавские страны (Данию, Норвегию и Швецию) становясь фактически государственной религией этих земель. Иммигранты именно из этих стран после великого пробуждения в Соединенных штатах Америки организуют Шведскую свободную Евангелическую церковь (1884 год) и Датско-норвежскую ассоциацию свободных Евангелических церквей (1912 год). Эти ассоциации верующих были независимыми от государства, но отличались от лютеранских церквей в Скандинавии не только этим. Они впитали в себя духовное наследие не только лютеранских общин, но и реформаторской церкви и движения анабаптистов. В 1950-ом году эти две ассоциации объединились, став Свободной Евангелической церковью Америки. Большое влияние на богословие Свободных церквей оказало движению Плимутского братства и в частности работы Сайруса Скоуфилда.

Именно к Свободным Евангелическим церквам относится и Московская Библейская церковь, сформировавшаяся в 1991 году, когда группа миссионеров, рассказывавшая о Христе студентам московских ВУЗов начала собираться на квартире и проводить первые богослужения. Вскоре, в ноябре 1992 года, община начала снимать помещение в гостинице «Россия» для проведения своих богослужений.  Именно с этого момента мы ведем отсчет своей истории. Церковь быстро росла, был призван на служение первый пастор Московской Библейской церкви. В 1994 году община была впервые зарегистрирована. По сей день, не смотря на нашу аффилиацию, мы остаемся независимой евангельской церковью продолжающей практически полутысячелетние традиции реформаторских общин в России. 

С осени 2012 года и по сей день мы проводим наши богослужения и собрания в Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла (Старосадский переулок 7/10, метро «Китай-город»). Если вы ещё не были на нашем богослужении, посетите наше собрание в воскресенье в 15:00.

Почему «Библейская» церковь?

Зайдя к нам на богослужение или посетив один из наших семинаров, а может и просто, заглянув к нам на сайт, у вас, возможно, возникнет вопрос - почему мы называемся «Библейской церковью»? Это не название деноминации или конфессии, хотя традиционно это название и относится к Евангельским или Евангелическим церквям, эти слова, скорее, отражают тот фундамент, на котором основана наша община. Библия для нас – высший авторитет в жизни и учении. С практической точки зрения для нас это означает три вещи:

  1. Всё, во что мы верим взято из Библии;
  2. Всё, что мы делаем основано на Библии;
  3. Всё, что мы говорим связано с истинами Библии.

Именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы люди в нашей церкви не просто знали Писание, но и могли применять истины Писания в повседневной жизни. При этом мы понимаем, что Библию не преподавали у нас в школе, не учили её истинам в институте, да и дома, скорей всего, о ней не говорили. Так что, если вы ничего не знаете о Библии, не стесняйтесь, вы в хорошей компании. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы истины Библии были понятны и доступны для вас.

Вне зависимости от того доверили мы свою жизнь Христу или ещё нет нас терзают одинаковые вопросы. Как быть счастливым в браке? Как воспитывать детей? Как не дать карьере поглотить всю мою жизнь? Мы стремимся не к тому, чтобы люди в нашей общине просто знали Библию, но видели бы как Её истины способны преобразить нашу жизнь. Наши проповеди, наши дискуссионные группы, наши семинары и конференции - абсолютно всё направлено на то, чтобы даже люди далёкие от веры увидели насколько Писание современно и насущно для всех нас.

Библейские истины не должны лежать мёртвым грузом – их нужно применять. Кто из нас не знает о пользе физических упражнений? А кто занимается ими регулярно? Мы очень надеемся, что наш сайт поможет вам сделать первый шаг к тому, чтобы не только лучше узнать Библию, но и применить Её истины в своей жизни. Приходите на наши богослужения, присоединяйтесь к нашим дискуссионным группам, чтобы мы вместе смогли открыть удивительные Библейские принципы, способные до неузноваемости преобразить нашу жизнь.

История Собора Святых Петра и Павла

Московская Библейская церковь является Евангелической общиной, но мы не являемся лютеранами. Однако, мы чтим традиции наших братьев, уважаем и бережно относимся к их наследию. Поскольку мы встречаемся сейчас в Лютеранском соборе, нам очень важна история наших братьев и сестер, которые вот уже почти 500 лет поклоняются Господу в центре Москвы.

Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов. Церковная община была создана несколько позже, между 1560 и 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 г. община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х гг. возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено - из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои “ропоты” вблизи “церквей Божьих”, но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице. Согласно указам 1652 и 1654 годов, все инославные, не принявшие православие, после перепланировки города, вызванной опустошительными пожарами, должны были переселиться во вновь образованную Яузскую (Новоиноземную, Новонемецкую) слободу. В 1684 году члены старой лютеранской общины приняли решение построить каменную церковь святого Михаила. Задуманное было осуществлено, и через два года состоялось освящение храма. В 1694 г. симпатизировавший европейцам царь Пётр I заложил новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая и была освящена в его присутствии 3 апреля 1695 г. Новый храм просуществовал до 1812 г. и сгорел во время Большого Московского пожара. Церковь святого Михаила трижды теряла церковные здания в результате пожаров 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская подарила старой общине (общине св. Михаила) участок земли, и уже 5 октября, после окончания строительства церкви (Вознесенская, ныне улица Радио, 17) состоялось освящение храма.

Во время войны 1812 года церковь святого Михаила не пострадала, в то время как здания школы и пастората сгорели. К 1904 году Михайловская община насчитывала 4,5 тысячи членов (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов). В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы, а протестантским церквям - большой материальный ущерб. В 1928 году, несмотря на протесты прихожан, церковь святого Михаила была снесена.

В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.

В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла важную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни столицы - в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. В качестве примера упомянем органный концерт Ф.Листа 4 мая 1843 г. В 1892 г. приход приобрёл новый 42-х регистровый орган у известной немецкой фирмы “Э.Ф.Валькер”, ставший лучшим концертным инструментом Москвы.

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.

В мае 1991 года инициативная группа подала документы на регистрацию в Управление юстиции Моссовета, а уже 7 июня того же года община получила свидетельство о регистрации. Студия «Диафильм», которая на тот момент распоряжалась всем комплексом зданий, была готова предоставить помещение для совершения богослужений. 4 сентября 1991 г. епископ Калниньш и пастор Штефан Редер (впоследствии ректор Теологической семинарии нашей Церкви) совершили первое богослужение в просмотровом зале студии, находившемся на месте нынешних органных хоров. С этого времени богослужения совершались каждое воскресенье, а в 1992 г. в общине появился первый постоянный пастор-Гуннар фон Шлиппе.

В мае 1992 года общине было передано входящее в соборный комплекс здание капеллы, приспособленное для нужд расположившихся в ней мастерских студии «Диафильм». Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила фирма «Стромас», которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 г., строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения в капеллле совершались вплоть до осени 1998 г.

В июле 1992 г. постановлением Правительства Москвы общине было передано здание собора, затем в несколько этапов ещё несколько зданий комплекса. Однако, возникли проблемы с отселением «Диафильма», которые удалось разрешить только к середине 1997 г. Одновременно с этим как среди наших прихожан, так и среди единоверцев в Европе собирались средства, которые позволили ближе к концу того же года начать восстановительные работы в алтарной части собора, где был оборудован церковный зал на 200 мест, освящённый в первое воскресенье октября 1998 г. В этом зале богослужения проходили вплоть до лета 2004 года.

Из-за отсутствия средств казалось невозможно даже подумать о восстановлении собора в первоначальном состоянии. Тем не менее, были проведены предреставрационные работы по демонтажу оставшихся после «Диафильма» коммуникаций. При поддержке города была смонтирована новая электроподстанция, заменены утеплительный слой сводов и кровля, на основании старых фотографий восстановлен западный фасад с главным входом и готическое окно-роза.

В 2004 г. ситуация изменилась. Совершилось то, что нельзя назвать иначе, как чудом Божьим. После долгих усилий удалось найти спонсоров как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность летом указанного года приступить к масштабным работам по восстановлению собора в его историческом облике, учитывая при этом современные технические требования. На период проведения работ общине пришлось вернуться в помещение капеллы. Многие прихожане не верили в возможность реставрации, но было много и тех, кто понимал, что временные неудобства - ничто по сравнению с конечным результатом. За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола. 30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора. В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.

 

Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Богослужения Московской Библейской Церкви проходят в 15:00 в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла (одном из красивейших храмов Москвы) по адресу: 
Москва, м."Китай-Город", Старосадский переулок 7/10
(см. карту)

Давайте познакомимся

Дорогие друзья!

Если вы прихожанин церкви уже давно или же вы пришли совсем недавно или вообще в церкви первый раз и вы хотели бы поближе познакомиться с церковью, с общиной, пасторами, служениями, или же хотите стать членом церкви, или же вы только уверовали и не знаете, что делать дальше, пожалуйста заполните форму внизу.

Мы очень хотим знать каждого человека в нашей церкви лично, чтобы быть по-настоящему одной семьей!

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone