КАК ОБРЕСТИ СЧАСТЬЕ, КОТОРОЕ НЕ ИСЧЕЗАЕТ?
Любопытно, что все мы стремимся практически к одному и тому же в жизни. Вне зависимости от нашего социального статуса, профессии или даже возраста, все мы стремимся к счастью и жаждем обрести его. Практически любое наше решение продиктовано именно тем, что мы верим, что именно этот поступок сделает нас хоть чуточку счастливее. Именно об этом и пишет Блез Паскаль:
Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна... Такова побудительная причина любого поступка любого человека...
Именно с этой мотивацией мы принимаем решение жениться, завести детей, сменить работу или переехать в другой город. Вся наша жизнь – одна нескончаемая погоня за счастьем, которое постоянно ускользает из рук.
Забавно, что за всю историю человечества мы добились огромного прогресса практически во всех областях жизнедеятельности. Мы победили болезни, которые ещё совсем недавно сеяли смерть и панику. С каждым годом мы всё дальше отодвигаем границу небытия. Мы достигли невероятной производительности и вошли в эру достатка и комфорта, которые были просто немыслимы ещё совсем недавно, и всё же мы ещё глубоко несчастны. Задумайтесь на мгновение обо всём том, чего достигло человечество, и вы увидите именно те вещи, которые, как нам кажется, должны сделать каждого из нас счастливыми, и при этом весь наш жизненный опыт говорит ровно об обратном. За каждым таким поиском кроется ситуация, что порой мы исповедуем Господа устами, но продолжаем жить по привычке так, как будто Его и нет в нашей жизни. Паскаль продолжает:
Но при том, что люди испокон веков неустанно добиваются счастья, ни одному человеку не удалось достичь этого, если им не руководила вера в Бога.
Мы слышали о том, что близкие и доверительные отношения с Богом способны подарить нам счастье. Мы просто не совсем себе представляем, как именно наша вера и наше удовлетворение жизнью связаны друг с другом. Но, открывая Евангелие от Иоанна, мы видим ответ на этот вопрос буквально в самых первых строчках, когда евангелист напоминает нам, что с рождением Иисуса причина нашего существования на земле стала кровью и плотью Младенца Иисуса. Так Создатель мира делится со мной счастьем, что не зависит больше от внешних обстоятельств.
В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом. Оно было в начале с Богом… Бога никто никогда не видел, Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца, и Который Сам – Бог.
(Евангелие от Иоанна 1:1-2 и 18)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Мы все склонны либо терять наше счастье, оставляя его в прошлом, либо откладывать его на потом, ожидая его в будущем. То есть мы живём либо воспоминаниями, либо ожиданиями. Наверняка вы встречали людей, чьи истории практически всегда в прошедшем времени. Для этого не нужно быть пожилым человеком. Достаточно просто жить прошлым. Скажем, это может быть наш одноклассник, который при встрече всегда вспоминает о весёлых похождениях в школе. Или наша одногруппница, вспоминающая исключительно то, что было во время учёбы в институте. Речь здесь не о том, что они вспоминают об этом лишь в общении с нами. Они просто живут лишь этим славным прошлым, когда они были по-настоящему счастливы.
Другие же наши друзья постоянно ждут своего счастья в будущем. Они будут счастливы тогда, когда они поедут в отпуск, когда обретут семью, когда появятся дети, когда эти дети начнут спать по ночам или наконец-то будут есть сами, или будут говорить. Всегда есть следующая цель и ориентир, когда должно прийти счастье. Но оно всё не приходит, а жизнь, тем временем, проходит, и вот однажды они понимают, что счастье уже было в их жизни, и постепенно они начинают жить воспоминаниями.
Принимая хлеб и чашу Таинства Святого Причастия, мы вспоминаем о смерти Христа на кресте. Мы делаем это до тех пор, пока Он не вернётся вновь. Мы вспоминаем о прошлом, ожидаем будущего, но это воспоминание и ожидание напоминает нам о том счастье, что уже есть у нас в настоящем. Уже сейчас наше счастье не зависит от обстоятельств нашей жизни, оно крепче, чем наши невзгоды. Оно укоренено в том, что Бог так сильно любит меня, что погиб за меня. Иисус не жаждал умирать, ведь в гибели Он вкусил вечное отлучение от Отца. Христос принимает на Себя вечное проклятие смерти, чтобы моё счастье было вечным. Иисус погибает, чтобы моё счастье больше не зависело ни от чего и ни от кого, кроме Христа. Наше счастье в том, что однажды мы будем с Создателем мира в вечности. Но наслаждаемся этим счастьем мы уже в настоящем.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Нам так сложно понять, в чём именно наше счастье, потому что так часто уже мы разочаровывались. Любой ребёнок, который не получил игрушку, что хотел получить на Новый год, знает, что такое разочарование и не реализовавшиеся мечты. Но ведь и любое дитя, получившее заветную игрушку, знает, что такое боль неоправданных ожиданий, поскольку ни одна игрушка еще не была столь замечательной, как то, какой рисовало нам её наше воображение.
- Но ведь, с другой стороны, нам так легко определить, в чём именно наше счастье. Для этого нам достаточно лишь закончить следующее предложение: «Я буду счастлив тогда, когда…». Стоит нам лишь произнести эти слова, как ответы сами собой льются. Но весь наш жизненный опыт говорит нам о том, что каждый из этих ответов подведёт и разочарует нас. А потому напоминайте себе простыми словами: я счастлив всегда, потому что, даже когда жизнь не радует меня, любовь Бога ободряет меня.
Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна... Такова побудительная причина любого поступка любого человека... Но при том, что люди испокон веков неустанно добиваются счастья, ни одному человеку не удалось достичь этого, если им не руководила вера в Бога. Все жалуются на свой удел — владыки и подданные, вельможи и простолюдины, старые и молодые, сильные и немощные, ученые и невежды, здоровые и болящие, чем бы эти люди ни занимались, где бы, когда бы и сколько бы лет ни жили на свете.
Столь длительные, упорные и всегда напрасные старания должны были бы убедить нас в тщетности наших потуг собственными усилиями обрести счастье, но пример нам не наука. Даже в самых сходных случаях непременно сыщется пусть маленькое, но отличие, и оно-то внушает нам надежду, что уж на сей раз мы стараемся не зря. И вот, постоянно недовольные настоящим, обманутые в ожиданиях, мы идем от несчастья к несчастью и приходим к смерти — вековечному венцу любой жизни.
Но разве это алкание и это бессилие не вопиют о том, что некогда человеку было дано истинное счастье, а теперь на память об этом ему оставлена пустая скорлупа, которую он пытается заполнить всем, до чего способен дотянуться, и, не находя радости в уже добытом, ищет новой добычи, и все без проку, ибо бесконечную пустоту может заполнить лишь нечто бесконечное и неизменное, то есть Господь Бог. В Нём, и только в Нём наше истинное благо…
(Блез Паскаль «Мысли», 370)