КАК ОБРЕСТИ НАСТОЯЩУЮ СВОБОДУ В ЖИЗНИ?
Мы настолько сильно ценим свободу сегодня, что сразу и не скажешь, есть ли в нашей жизни вообще что-то, что мы ценили бы больше, чем независимость. Удивительно, что при этом мы не отдаём себе до конца отчёт в том, насколько сложной и запутанной порой может быть эта самая свобода. Ведь мы воспринимаем её в абсолютных категориях, понимая как способность делать абсолютно всё, что мы захотим. Героический эпос наших дней – это люди, настолько независимые от обстоятельств, что они смогли противостоять всем ограничениям, и всё равно, не взирая ни на что, добились поставленных перед собой целей. Это люди, которые были по-настоящему свободны не только от мнения других, но и от самой судьбы, а может быть, и Господа Бога, Который просто не благословил их всем тем, что им нужно было для достижения успеха. Для них не существует преград на пути к успеху в работе или личной жизни. Они живут именно так, как хотят, и этим не могут не вдохновлять всех, кто вокруг них.
Однако такой подход к независимости неверен и опасен. Ошибочность столь абсолютного взгляда на нашу свободу просто не принимает в расчёт то, что порой она может порабощать нас. Скажем, свобода от ограничений в питании может привести к несвободе в движении. Стремление к независимости в личной жизни может привести к одиночеству, с которым тяжело будет справиться, то есть острое нежелание связывать себя семейными узами вдруг незаметно оборачивается тем, что к середине жизни ты оказываешься совершенно один. Мы и не замечаем, как становимся рабами своих свобод.
С другой стороны, мы все знаем, что в жизни есть вещи, которые сковывают нас, лишают независимости, но в долгосрочной перспективе дарят нам небывалую свободу. Это знает любой музыкант, потративший годы на то, чтобы добиться мастерства и лёгкости исполнения. Это ведомо всем спортсменам, ограничивавшим себя во всём ради достижения свободы в игре и радости победы. Вот почему философ Джеймс Морленд из Университета Южной Калифорнии пишет:
Традиционно под свободой мы понимали именно способность сделать то, что мы должны сделать. Скажем, некоторые люди не обладают свободой игры на фортепиано или у них нет свободы от своей собственной похоти по одной простой причине – они не прошли должную подготовку, чтобы обладать такой независимостью.
(Джеймс Портер Мореланд «Любя Бога всем разумом»)
Бог приходит в этот мир не для того, чтобы поработить нас, но именно для того, чтобы подарить нам долгожданную свободу, о которой мы и мечтать не могли. Та свобода, которой наделяет нас Создатель, столь грандиозна, что в ней мы вольны даже отвергнуть Его. Но, если только мы примем Его дар, мы обретём независимость от себя, от других и даже от обстоятельств, к которой мы и стремились большую часть нашей жизни.
Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир. Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его. Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его. Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими – детьми, рожденными не от крови, не от желаний или намерений человека, а рожденными от Бога. Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.
(Евангелие от Иоанна 1:9-14)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Мы, конечно же, отдаём себе отчёт в том, что свобода бывает разной. Мы знаем, насколько важна душевная свобода и сколь бесценна независимость от интеллектуальной цензуры. Но как бы сильно мы ни ценили свободу мысли, мы воспринимаем всё же независимость больше именно в физических категориях свободы двигаться, путешествовать, жить и наслаждаться жизнью. Именно поэтому мы наказываем тех, кто нарушает законы, лишая их этой самой свободы, запирая их в «местах не столь отдалённых», подальше от всех остальных людей.
Именно поэтому столь любопытно то, на что идёт Создатель этого мира, чтобы выкупить нас из рабства наших грехов и ошибок. История пришествия в этот мир Бога – это именно история постепенной и планомерной потери свободы, чтобы мы обрели независимость, о которой мечтали всю жизнь. Бог, для Которого не было границ и пределов, Кому была мала Вселенная, втиснулся в тело Младенца Иисуса. Свет Своей славы Он скрыл бренным телом. Он познал ограничения, которые накладывает на каждого из нас этот несовершенный мир. Наконец, Он был совсем обездвижен на кресте, Его руки и ноги были прибиты к позорному древу так, что в какой-то момент каждый вдох давался Ему с огромным трудом. В нашем мире миллионы людей лишены свободы из-за того, что хотели быть чуть свободнее, чуть независимее от законов и правил, от ограничений морали и нравственности. И если бы только можно было судить за мысли и желания, то никто из нас не остался бы в числе невиновных. Вот почему так важно для всех нас, что крест лишил Христа свободы, чтобы освободить нас от смерти и греха. Вот только не всякий готов жить свободно. Готовы ли вы? Примете ли вы этот дар свободы и независимости из рук Создателя, пронзённых на кресте?
ПРИМЕНЕНИЕ
Нам всё время кажется, что нам не хватает свободы. Мы очень остро ощущаем наличие тех или иных ограничений в жизни. Особенно это верно тогда, когда наша жизнь меняется и в ней появляются всё новые и новые вещи, которые мы вдруг не можем делать. Нам чрезвычайно сложно мириться с переменами, когда они ведут к потере тех или иных свобод.
Но одновременно с этим мы довольно часто принимаем свободу за данность, не замечая тех или иных возможностей, что у нас есть. И даже тогда, когда мы становимся свободней, мы весьма быстро забываем об этом и не используем данную нам свободу в полной мере. Даже, если это касается самых важных вещей в нашей жизни.
Считается, что Св. Августин Блаженный был тем, кто впервые вывел описание четырёх фаз в духовном развитии человечества. После сотворения мира, в Эдемском саду, было время, когда мы могли грешить (posse peccare). Затем, после грехопадения Адама, мы не могли не грешить (non posse non peccare). После смерти и воскресения Христа, после сошествия Духа Святого, сегодня у нас есть свобода не грешить (posse non peccare). Однажды мы окажемся в раю и там уже не сможем больше грешить (non posse peccare).
Зачастую, столкнувшись с искушениями, мы думаем, что у нас нет больше выбора, что влечение, проявляющееся в той или иной форме, сильнее нас. Но это не так! Напоминайте себе в такие моменты о свободе, которую мы столь часто принимаем за данность – свободу не грешить. У нас есть теперь такой выбор.
Профессор Оксфордского университета, физик и математик Джон Леннокс в своей книге «Могильщица Бога» пишет, что, принимая во внимание передачу информации, заложенной в живых клетках в нашем ДНК, можно сказать, что за всякой жизнью видно Слово. Леннокс иллюстрирует эту идею, указывая на работу музыковеда Хельги Тон, которая открыла, что в «Партите для скрипки ре-минор» Иоганна Себастьяна Баха сокрыт двойной код. То есть, если применить к этому произведению схему соответствия букв и цифр, откроется, что Бах зашифровал в нём древнюю пословицу Ex Deo nascimur, in Christo morimur, perSpiritum Sanctum reviviscimus (В Боге мы рождены, во Христе мы умерли, в Духе Святом мы возвращены к жизни вновь).
Безусловно, мы можем наслаждаться этой партитой, не зная о том смысле, что заложил в неё Бах. Но понимая послание, вплетённое в музыку, мы уже не сможем слушать это произведение по-другому. Если вы смотрели записи нашей Рождественской серии или слушали их на сайте или в сети, вам будет, безусловно, знакомо это произведение Баха, с которого начиналась каждая запись бесед этой серии – в Боге мы рождены, во Христе мы умерли, в Духе Святом вы возвращены к жизни. Рождение Христа даёт немыслимую свободу.