КАК ВЕРА В ХРИСТА МЕНЯЕТ НАШИ ГОРОДА?
Британский писатель-фантаст Чайна Мьевиль в своём детективном романе «Город и город» представляет интересный взгляд на жизнь. В этом произведении расследование убийства происходит в городах-близнецах. Один из них – это Бешель, напоминающий читателю угрюмые города периода развитого социализма. Обшарпанные здания и гнетущая атмосфера характеризуют этот город. Параллельно с ним существует и другой град – Уль-Кома, напоминающий современный мегаполис, который никогда не спит и всегда наполнен огнями неоновой рекламы. Города эти не отделить друг от друга, они переплетены в единое целое. Улицы одного города перетекают в другой. Но горожане говорят на разных языках и были приучены «не видеть» друг друга. Более того, их ждёт суровое наказание за общение с людьми из другого города.
Этот детектив любопытен не только тем, что отражает, наверное, жизнь любого современного крупного города, в особенности, если эти города пережили социализм. Возьмите Москву для примера. Прогуливаясь по улицам нашего города, мы видим, как древнее устройство мегаполиса, так и пережитки коммунистической пропаганды. Кажется, что один город перетекает в другой.
Но, есть ещё и другой аспект этого образа. Задумайтесь на мгновение о жизни в таком мегаполисе, как Москва, где спальные района перетекают в современные магистрали бизнес-центров, где мы не живём в едином городе, но, скорее, обитаем каждый в своём районе. В этом смысле так часто многие из нас работают в одном городе, но живут совершенно в другом.
Наконец, произведение Мьевиля интересно тем, что он намеренно старается наполнить его духовным смыслом. Иронично, что, будучи марксистом троцкистского толка, он делает Бешель городом, в котором есть официальная религия, в то время как утопичная Уль-Кома является светским городом. Забавно это как раз потому, что Бешель напоминает именно города социалистического лагеря во второй половине ХХ века, то есть как раз те места, где религия была под запретом.
Именно возвращаясь к нашей вере, мы и видим, как эти три грани одного образа переплетённых городов становятся реалиями нашей непростой жизни, кажущейся порой лоскутным одеялом многих жизней. Здесь наши прошлые привычки и шрамы соседствуют с реалиями совсем другого настоящего. Тут иногда кажется, что в церкви мы одни, а на работе – совсем другие. И нам очень сложно понять, каким именно образом всё это образует одно целое.
Открывая Священное Писание, мы видим призыв апостола Павла к церкви в Колоссах, и думаем, что суть христианской жизни в отрешении от этого мира, в побеге от него:
…если вы были воскрешены со Христом, то стремитесь к небесному, туда, где Христос сидит по правую руку от Бога. Обращайте ваши мысли к небесному, а не к земному. Вы умерли для этого мира, и ваша жизнь сокрыта вместе со Христом в Боге. Ваша жизнь – Христос, и когда Он будет явлен миру, тогда и вы будете явлены вместе с Ним в славе.
(Послание Колоссянам 3:1-4)
Однако Павел призывает совсем не к этому! Суть христианской веры не в том, чтобы отрешиться от этого мира, но в том, чтобы переключиться с ценностей мира на ценности небес. Тогда преобразится не только наша жизнь, но и жизнь людей вокруг нас. Христианство является единственной религией, где идея рая представляет собой не побег от жизни, но то, что мы должны максимально принести в нашу жизнь здесь, на земле. Перенастраивая свою жизнь на другую волну, как бы включая рай в своей жизни, мы начинаем отражать небеса во всём, что мы делаем. Вот почему апостол Павел, продолжая развивать свою мысль в письме церкви в Колоссах, пишет, что размышление о небесном приводит к тому, что в нашей земной жизни меняется наша сексуальная этика, преображается то, как мы зарабатываем и тратим деньги, исчезают расовые предрассудки.
Поэтому умертвите в себе все, что еще принадлежит к греховной природе: разврат, безнравственность, страсть, дурные желания и алчность (которая есть то же самое, что идолопоклонство). Все это вызывает гнев Божий на тех, кто Ему непослушен. Когда-то вы тоже жили всем этим, 8 но сейчас настало время избавиться от гнева, ярости, злобы, от ядовитых слов и сквернословия. Не лгите друг другу, ведь вы уже «сняли с себя» ваш прежний образ жизни. Вы «оделись» в новую природу, обновленную истинным знанием и являющуюся образом Самого Создателя. И нет уже ни грека, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос.
(Послание Колоссянам 3:5-11)
Другими словами, настраиваясь на волну небес, мы не выгрызаем больше из жизни всё, что можем от неё взять, но стремимся благословлять тех, кто рядом с нами, всем, что было дано нам.
ТЕМЫ СЕРИИ:
Вера меняет наши города тогда, когда людям видно, как мы отражаем рай в том, как: