КАК ПОНЯТЬ, КАКАЯ ИЗ МОИХ ИСТОРИЙ ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ МЕНЯ?
Мы привыкли думать, что нас меняет определённая дисциплина. То есть всё, что нам нужно, чтобы изменить жизнь, – это выработать некие цели, которых мы должны придерживаться, и тогда мы сможем наконец-то раскрыть свой потенциал, став такими людьми, какими в глубине души мы хотели быть всю нашу жизнь. Но те, кто на самом деле пытался это сделать, отдают себе отчёт в том, что сама по себе дисциплина не в силах нас изменить, поскольку есть глубинные причины, почему мы ведём себя определённым образом. Эти причины кроются в нашем воспитании, в нашем прошлом, в наших семьях и в том окружении, в котором мы выросли. А значит, мы думаем, нас меняет психология.
Однако, задумавшись на мгновение, мы вдруг открываем для себя, что то, что скрывается за всеми этими вещами – это истории. То есть за стремлением измениться кроется повесть о том, какими именно мы должны быть. За нашими проблемами и особенностями характера прячутся рассказы о том, что произошло с нами в детстве, что случилось в институте или на первой работе. Вот и выходит, что меняет нас не психология, не философия, не богословия, какими бы важными не были эти дисциплины, а формируют и меняют нас истории.
Представьте себе на мгновение, как изменилось бы ваше восприятие себя и всей вашей жизни, если бы вы узнали, что были усыновлены. Казалось бы, это не должно ничего поменять. Ваши родители, взрастившие вас, остаются вашими родителями, пусть и приёмными. Но подобного рода откровения потрясают нас до глубины души, поскольку они коренным образом меняют те истории, что сформировали нас.
Точно так же действует и Евангелие. Это история жизни, смерти и воскресения Христа, которая самым радикальным образом изменяет наше восприятие себя, Бога, мироздания, жизни и нашего места в ней. Ведь мы думаем о Создателе как о Ком-то далёком, Кому всё равно, что происходит с нами. Он в лучшем случае безразличен и холоден по отношению к нам, а то и враждебен ко всем нашим попыткам насладиться жизнью. Мы часто думаем, что обязаны заслужить Его расположение, разбившись в духовную лепёшку, чтобы Он заметил нас. Но Евангелие меняет эту историю, показывая нам, что Бог столь сильно любит нас, что стал Одним из нас, чтобы погибнуть на кресте вместо нас. Он прожил совершенную жизнь, которую нам было не под силу прожить. Он погиб ужасной смертью, которую мы должны были вкусить. Это новая история, которая теперь формирует всё в нашей жизни. Вот только мы часто забываем об этом.
Когда же Кифа пришел в Антиохию, я высказал ему все прямо в лицо, потому что он был виноват. Раньше он ел вместе с верующими из язычников, но когда пришли некоторые люди, посланные Иаковом, он стал устраняться и перестал общаться с бывшими язычниками из страха перед теми, кто был обрезан. Так же лицемерно, как он, начали поступать и другие иудеи, так что их лицемерие сбило с правильного пути даже Варнаву. Когда я увидел, что они поступают не в согласии с истиной Радостной Вести, я сказал Кифе в присутствии всех: «Ты иудей, но живешь как язычник, а не как иудей. Зачем же ты заставляешь язычников следовать иудейским традициям?» Мы, иудеи по рождению, а не «грешные язычники», знаем, что человек получает оправдание не соблюдением Закона, а верой в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы и нам быть оправданными верой в Него, а не соблюдением Закона. Соблюдением же Закона не оправдается никто. И если мы, ища оправдания через Христа, оказываемся такими же грешниками, как и язычники, значит ли это, что Христос распространяет грех? Ни в коем случае! Ведь если я вновь пытаюсь оправдаться через соблюдение Закона, что некогда сам же и отверг, то этим я показываю, что я нарушитель Закона. Закон приговорил меня к смерти, и, умерев, я освободился от власти Закона, чтобы жить для Бога! Я был распят со Христом, и уже не я, но Христос живет во мне. Моя жизнь в этом теле – это жизнь верой в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего Себя за меня. Я не отвергаю благодать Божью. А если бы оправдание можно было получить через соблюдение Закона, то это значило бы, что Христос умер напрасно!
(Послание Галатам 2:11-21)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
У нас у всех есть не только истории нашего прошлого, что формируют нас, но и истории нашего будущего. Кто-то рассказывает себе повесть успеха и благосостояния. В этом рассказе, невзирая на трудности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, мы преодолеваем все проблемы, каким-то чудесным образом находим своего принца или свою принцессу. В этих историях мы селимся пусть и не в прекрасном замке, но во вполне комфортабельной собственной квартире в приятном районе. В них мы живём долго и счастливо.
При этом есть среди нас и те, кого жизнь научила не верить в столь радужные мечты. Они более прагматичны. Не ждут в будущем ничего хорошего и всегда готовы к новым неприятностям, которые подкинет судьба. Но даже в этом случае в глубине души мы надеемся на то, что чёрная полоса в жизни пройдёт и наконец-то удача улыбнётся нам. Мы созданы таким образом, что хотим верить в лучшее в нашем будущем. Нам это жизненно необходимо.
Однако, если Бога нет и если только мы будем честны с собой, мы будем вынуждены признать, что самые смелые наши мечты, самые дерзкие замыслы, самый невиданный успех оканчивается в лучшем случае тишиной небытия. История жизни, смерти и воскресения Христа меняет не только историю нашего прошлого, справляясь с ошибками и грехами, с которыми мы были не в силах совладать. Она изменяет историю нашего будущего, возвращая нам естественную потребность мечтать.
Но ради того, чтобы достичь этого, Иисус прожил Свою жизнь в тени Своей смерти. На протяжении всей земной жизни Спасителя Его историей будущего была повесть о Его страданиях, рассказ о Его неимоверных муках. Смерть определяла жизнь Христа, чтобы вечность формировала мою жизнь. Жизнь, смерть и воскресение Искупителя формирует всю мою жизнь, если только я принял Его историю, сделав её своей.
Доверились ли вы Христу? Вспоминая своё прошлое, подумайте: был ли момент в вашей жизни, когда бы вы обратились к Господу с тихой молитвой покаяния? Если такого момента не было, сделайте это прямо сейчас, обратившись с молитвой к Богу. Расскажите затем всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Для нас естественно воспринимать Евангелие как некие азы христианской веры. Оно является для нас некоей азбукой, освоив которую мы движемся дальше в христианской вере к более сложным доктринам и истинам. Но если и сравнивать Радостную весть с азбукой, то, скорее, стоит помнить, что она является нашим алфавитом, определяющим всё остальное в нашей жизни. Она служит для нас фундаментом, на котором возводится всё остальное здание нашей христианской жизни. Вот почему каждому из нас стоит научиться рассматривать свою жизнь, интерпретируя её теми истинами, что мы видим в Благой вести. Поступаем ли мы «в согласии с Радостной вестью» в наших романтических взаимоотношениях? В том, как мы выстраиваем дружеские отношения с другими людьми? В том, как построена наша семья? В том, как мы относимся к деньгам или карьере? В том, как мы смотрим на государство? В том, как мы оцениваем события в сфере культуры или политики?
В своём рассказе «Однодум» Николай Лесков приводит пример такого влияния Евангелия на жизнь человека. Лесков описывает случай, когда городничий, «прочитав всю Библию, дочитался до Христа», что привело к тому, что он отказывался брать взятки. А это в свою очередь уже нарушило уклад в обществе, когда взятки нижестоящих переходили дальше вышестоящим. Поэтому те, кто был наверху и попытались было урезонить строптица. Но безуспешно, потому что Евангелие на самом деле коснулось его, преобразив все аспекты его жизни:
– Все же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?
– Библии начитался.
– Ишь его, дурака, угораздило!
– Да; начитался от скуки и позабыть не может.
– Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?
– Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
– Неужели до самого до «Христа» дошел?
...На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя…Прощаясь, Ланской сказал Рыжову:
– Я о вас не забуду и совет ваш исполню – прочту Библию.
– Да только этого мало, а вы и на десять рублей в месяц жить поучитесь, - добавил Рыжов».
(Николай Лесков «Однодум»)