КАК СВЯЗАТЬ ВЕРУ С ЖИЗНЬЮ?
Современные нравы превратили практически всех нас в некое подобие кочевников. Это выражается не только и не столько в том, что мы потеряли чувство дома, заменив его чередой съёмных квартир. Это проявляется в том, что болезненный индивидуализм, навязываемый нам сегодня как последняя непререкаемая ценность в жизни приводит к разрыву всех тех связей, что на протяжении веков позволяли нам почувствовать, что жизнь наша не бессмысленна.
Такой подход к жизни характеризуется тем, что мы находимся в нескончаемом поиске себя, будь то в отношениях или в карьере, стремясь при этом максимально сохранить свою независимость. При этом даже тогда, когда мы приходим к Богу, мы всё ещё умудряемся сохранить этот самый экстремальный индивидуализм. Скажем, мы воспринимаем взаимоотношения с Богом практически в исключительно личных категориях. Ироничная песня «Личный Иисус» (Personal Jesus) группы DepecheMode, ставшая мировым хитом, очень хорошо отражает этот аспект нашей веры:
Твой личный, персональный Иисус,
Тот, Кто слышит твои молитвы,
Тот, Кому не всё равно.
(Depeche Mode “Personal Jesus”, 1989)
То есть мы стремимся выстроить отношения с Богом, забывая о том, что Бог призывает нас использовать примирение с Ним, чтобы мы теперь искали мир с людьми вокруг нас. А мы предпочитаем любить Бога и продолжать с недоверием относиться к людям. Доверившись Спасителю, мы не отрицаем своей связи с Ним, но предпочитаем не выстраивать таких же близких отношений с другими Его детьми, удочерёнными или усыновлёнными Им. Более того, на самом деле новые отношения с Творцом означают и совершенно новые связи с Его творением. Во время открытия Свободного Университета в Амстердаме премьер-министр Голландии и глубоко верующий человек Авраам Кёйпер произнёс слова, ставшие, пожалуй, его самой известной цитатой (по крайней мере, в церковных кругах):
Нет ни одного квадратного сантиметра человеческого мира, который Христос, Властитель всего, не назвал бы Своим.
Мы ни разу в своей жизни не видели ничего, что Бог бы не сотворил. Слова Кёйпера напоминают нам о строках, записанных автором Послания Евреям: «Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом» (см. Послание Евреям 1:3). То, что произнёс в тот день Кёйпер, – это эхо слов Иоанна в Откровении: «Наш Господь и Бог, Ты достоин принять славу, честь и власть, потому что все создано Тобой: по Твоей воле сотворено и существует!» (см. Книгу Откровение 4:11). Фраза голландского премьер-министра начала XX века – это отголосок исповедания веры, записанного Павлом в Послании Колоссянам: «Через Него было сотворено все на небе и на земле, все видимое и невидимое: будь то престолы, господства, начальства или власти – все было сотворено через Него и для Него» (см. Послание Колоссянам 1:16).
Следовательно, в современном контексте недостаточно просто напоминать людям по воскресеньям о том, что церковь призвана рассказывать о Христе, привлекать внимание к Богу или возрастать в любви и познании Его. Подобного рода упоминания целей существования церкви и причины, почему верующие не были восхищены Богом сразу после покаяния, безусловно важны. Но до тех пор, пока мы не переосмыслим понимание своих связей с тем городом, в котором мы живём, теми людьми, что окружают нас, той церкви, в которой мы служим, той семьи, к которой мы принадлежим, и той культуры, в которой мы живём и которую порой мы даже не замечаем, мы не сможем выполнить наше предназначение.
Это переосмысление не сводится к дежурному противопоставлению церкви и мира, но, наоборот, приводит к пониманию того, как Господь помещает нас в мир, чтобы мы были для него благословением. Например, наши взаимоотношения с городом не сводятся лишь к тому, чтобы выживать в агрессивной среде или быть поглощёнными ею без остатка. Мы как церковь, мы как верующие в городе можем быть благословением для того места, в котором Господь поселил нас. Или наше взаимоотношение с культурой не ограничивается лишь тем, чтобы бездумно принимать её или страстно отвергать. Порой мы можем преображать популярную культуру или помогать нашим друзьям видеть отголоски Евангелия даже в сериалах. Наконец, и само отношение к церкви изменится тогда, когда мы перестанем по привычке воспринимать поместную общину верующих как некий открытый клуб по интересам или «междусобойчик» нескольких друзей и начнём уже смотреть на неё как на представительство Божьего Царства на земле, призванное выдавать визы в блаженную вечность.
Лишь тогда, когда мы переосмыслим не только наши «взаимоскрепляющие связи» с другими людьми в церкви, но когда мы сможем переосмыслить в контексте вновь обретённых отношений с Богом свое отношение к тому, что происходит вокруг нас, мы наконец-то сможем связать веру и жизнь. А до тех пор, пока этого не произойдёт, наша жизнь будет напоминать едкую сатиру британских музыкантов и их песню, ставшую высмеиванием теле-евангелистов, столь популярных в конце ХХ века:
Вам кажется, что вас никто не знает,
Вы испытываете одиночество,
Плоть и кость, рядом с телефоном,
Подними трубку,
Я сделаю из тебя верующего