КАК НАЙТИ НАСТОЯЩУЮ БЛИЗОСТЬ?
Возможно, вас это удивит, но Советская Россия была одной из первых стран в мире, отменивших уголовное преследование за гомосексуализм. Более того, СССР стала первой страной, в которой произошла сексуальная революция. В 20-е годы среди прогрессивной советской молодёжи была популярна теория «стакана воды», которая утверждала, что удовлетворение сексуальных потребностей должно было быть настолько же простым и естественным, как утоление жажды. При этом сексуальная революция была видна не только в нравах того времени, но и в первых декретах Советской власти. Например, согласно декрету «о расторжении брака, развестись теперь можно было без особых на то причин». А декретом «о гражданском браке, о детях и ведении книг-актов состояния» признавался лишь гражданский брак, что в те годы было равносильно сожительству мужчины и женщины.
Через несколько лет появляется даже общество «Долой стыд», которое проводило вечера обнажённого тела, а также шествия, во время которых члены общества шли по улице совершенно нагие с лентой «долой стыд». И лишь в 1925 году работу этого общества начали постепенно пресекать. При этом во времена НЭПа в Советской России была разрешена проституция, а услугами «жриц любви» пользовался довольно большой процент мужского населения нашей страны. Это был переворот сексуальных нравов и устоев внутри одной отдельно взятой страны. Весь остальной мир придёт к этому лишь через 40 лет, когда СССР уже откажется от завоеваний сексуальной революции.
И если поколение, появившееся на свет в начале XX века, взрослело в период испытаний, связанных сперва с Первой мировой войной, затем экономическим кризисом, а затем и Второй мировой войной, то их дети росли уже совсем в другой среде. Кроме того, именно в 60–70 годы XX века начинается бум контрацепции. Секс больше не несёт в себе опасностей, связанных как с венерическими заболеваниями, так и нежелательной беременностью. Меняет отношение общества к сексу, которое становится намного более раскрепощённым. А вместе с ним начинается и борьба за всё большую и большую свободу.
В СССР же всё ещё пропагандируются традиционные семейные ценности, а сексуальная распущенность, наоборот, порицается. Гомосексуальные связи под запретом и уголовно наказуемы. Всё это можно объединить одной крылатой фразой, сказанной участницей телемоста «Ленинград – Бостон», организованным в 1986 году телеведущими Филом Донахью и Владимиром Познером: «В СССР секса нет».
Сегодня уже нет СССР, а фраза эта устойчиво ассоциируется с тем, как люди воспринимают сексуальную этику Христианства, и за что Христианство сегодня нередко критикуют. Например, Кристофер Хитченс пишет в своей книге «Бог не любовь: как религия всё отравляет»:
Религиозная вера… одновременно является результатом и причиной опасного подавления сексуальности… даже краткий обзор истории религиозного ужаса перед сексом и связанных с ним запретов обнаруживает тревожащее родство между крайней одержимостью и крайним вытеснением. Почти каждый аспект сексуального поведения служил поводом для проклятий, стыда и позора.
(Кристофер Хитченс «Бог не любовь: как религия всё отравляет»)
Естественно, что критикуют Христианство ещё и за то, как оно относится к гомосексуальным связям. Но проблема не просто в том, что Христианство отстаивает какие-то нормы морали и нравственности, а в том, что считается, будто бы Христианство отвергает людей такими, какими они родились, и не даёт им нормально жить в современном обществе. Так, популярный актёр и комик Стивен Фрай во время дебатов с католическим епископом Джоном Онуканье в 2009 году воскликнул:
Это Церковь должна стыдиться — за то, что учит людей испытывать вину за собственную природу.
(Стивен Фрай во время дебатов с архиепископом Джоном Онуканье, 2009 год)
Христианская сексуальная этика кажется сегодня многим каким-то пережитком старого. Секс в ней воспринимается как некое неизбежное зло, необходимое исключительно для продолжения рода. Более того, кажется, что при этом Христиане постоянно лезут к другим в постель, стремясь диктовать им, как и с кем им нужно спать, а с кем они не имеют права выстраивать отношения ни при каких обстоятельствах. Как я могу принять учение Христа, если я не могу жить в соответствии с учением Христа в такой важной сфере моей жизни, как секс?
Проблема подобного взгляда заключается прежде всего в том, что он не понимает до конца, как же именно Христианство смотрит на секс. И, как следствие, не замечает всех проблем, что связаны с современным взглядом на половую близость. Каким бы сексуализированным ни было наше общество, оно не идёт ни в какое сравнение с тем, как выглядел мир в античности. То есть когда апостол Павел обращается с призывом к ранним Христианам: «Будем жить достойно, как при свете дня, не предаваясь оргиям, пьянству, разврату, распущенности…» (Послание Римлянам 13:13), он обращается к тем, кто в своём совсем ещё недавнем прошлом участвовал в оргиях, предаваясь пьянству, разврату и распущенности. Для большинства же людей сегодня, читающих эти строки, оргии не являются проблемой. Это один из тех редких моментов, когда многие могут сказать, что вот с этой частью Библейских требований у нас, скорее всего, проблем не возникнет. Пьянство, разврат и распущенность ещё могут быть проблемой, но вот оргии, наверное, нет. Именно этим людям Павел помогает выстроить практически с нуля совершенно новую сексуальную этику, показывая им всю красоту и глубину отношения к сексу в Христианстве.
Описывая, сколь фундаментальными были перемены в сексуальной этике, принесённые в западную культуру Христианством, Том Холланд в своей книге «Доминион» отмечает:
Павел, провозгласив тело «храмом Святого Духа», не просто объявлял святотатством те взгляды на секс, которые большинство жителей Коринфа или Рима считали само собой разумеющимися. Он также давал проблеск спасения тем, кто обслуживал этих людей — девочкам из таверн и накрашенные мальчики из борделей, рабам, которых господа использовали без угрызений совести. Страдать, как страдал Христос, быть избитым, униженным и оскорблённым — означало разделить Его славу. Усыновление Богом, уверял Павел своих римских слушателей, сулило искупление их тел.
(Том Холланд «Доминион»)
Вера в Христа показывает глубину и красоту секса
Вы говорите: «Мне все позволено». Да, но не все мне полезно. «Мне все позволено», но ничто не должно иметь власти надо мной. Вы также говорите: «Пища – для желудка, и желудок – для пищи». Да, это так, но Бог уничтожит и то и другое. Но тело предназначено не для разврата, а для Господа, а Господь – для тела. Бог Своей силой воскресил Господа, и нас тоже воскресит. Разве вы не знаете, что ваши тела являются частью тела Христа? Так как же я могу взять то, что принадлежит Христу, и отдать блуднице? Не бывать тому! Неужели вы не знаете, что тот, кто соединяется с блудницей, становится с ней одним телом? Ведь написано: «Двое станут одной плотью». Тот же, кто соединяется с Господом, является одним духом с Ним. Бегите от разврата. Все другие грехи человек совершает не по отношению к своему собственному телу, а половое распутство – это грех против своего же тела. Разве вы не знаете, что ваше тело – это храм Святого Духа, Который живет в вас и Которого вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите самим себе, потому что вы были куплены дорогой ценой. Поэтому прославьте Бога в ваших телах.
(1 Послание Коринфянам 6:12-20)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
В какой-то мере можно сказать, что мы живем в мире, который подталкивает нас к тому, чтобы весьма свободно обходиться со своими телами, при этом очень бережливо распоряжаться своими деньгами. Стараясь «раздать» первое и «сохранить и приумножить» второе. В этом мы мало отличаемся от греко-римского общества первого века. Христианство же стремится к прямо противоположному идеалу, быть бережливым в том, как мы распоряжаемся своими телами, и быть безрассудно жертвенными со своими деньгами.
Потому что тогда, когда мы раздаём наши тела, мы и не замечаем, как постепенно шаг за шагом грубеют наши души. Ведь невозможно постоянно либо использовать другого, либо быть использованным другим в сексуальном плане и не грубеть сердцем, постепенно теряя способность верить и любить.
Более того, наш мир безумно лицемерен. С одной стороны, вся наша культура подталкивает нас к тому, чтобы экспериментировать как можно больше в сфере половых связей. Но как только люди начинают это делать, общество обрушивается на них с безжалостной критикой, а иногда даже сажает в тюрьму. Возьмите в качестве примера прославленного американского кинорежиссёра Вуди Аллена, который как-то сказал:
Есть ли в сексе что-то грязное? Только если вы всё правильно делаете.
(Вуди Аллен)
Все воспринимали эту цитату режиссёра на ура, но ровно до тех пор, пока он не развёлся со своей женой, женившись на девушке, которую они с женой когда-то удочерили. И вот после этого от Вуди Аллена начали вполне заслуженно отворачиваться все те люди, кто ещё вчера аплодировал его искромётному ответу о том, что секс грязный, если только вы всё правильно делаете.
В какой-то мере мир подталкивает нас к тому, чтобы мы обнажились физически, но как только мы это делаем, как только мы идём на этот риск ради столь желанной близости, от нас отворачиваются. Кажется, что вся жизнь сводится лишь к одному – использовать других и бросить их до того, как они бросят тебя. Создаётся вполне устойчивое впечатление, что это единственный антидот от разбитого сердца. Но в глубине души мы понимаем, что и он не сработает.
Павел не просто призывает своих слушателей к какому-то стоическому идеалу чистоты и нравственности! Нет! Он укореняет этот идеал в том, что Бог сделал для каждого из них, когда он пишет:
Разве вы не знаете, что ваше тело – это храм Святого Духа, Который живет в вас и Которого вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите самим себе, потому что вы были куплены дорогой ценой. Поэтому прославьте Бога в ваших телах.
(1 Послание Коринфянам 6:19-20)
Христос на кресте был обнажён и отвергнут. Бог был нагим перед людьми. Он принял на Себя нашу отверженность. Он вкусил в полной мере то, что мы ощущаем, когда кто-то использует нас. Но и это ещё не всё! Бог знает нас изнутри и готов сделать наши тела храмом Своего Духа Святого, если только мы позволим Ему. Близость Христа преображает моё понимание близости.
Если, оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы доверились Христу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Обратитесь к Нему и примите Его дар прощения грехов и жизни вечной.
ПРИМЕНЕНИЕ
Ещё до того, как мы подойдём непосредственно к тому, как мы выстраиваем наши отношения с людьми вокруг нас, нам нужно признать, что Христианство преображает наше отношение даже тогда, когда в нашей жизни ещё нет секса.
- Принимаем ли мы, что у нас может быть полноценная жизнь, даже если в нашей жизни не будет семьи?
Современный мир говорит нам, что если у тебя нет парня, девушки, сексуального партнёра или кого-то ещё, то ты ничего из себя не представляешь. Традиционный мир нашёптывает нам, что если у тебя нет мужа или жены к тридцати годам, то ты неудачник и жизнь твоя не стоит ничего.
Но Христос напоминает нам, что мы настолько ценны в Его глазах, что Он умирает за нас. При этом мы можем в это верить умом, но в наших сердцах всё ещё думать о том, что это прекрасно, но какой мне прок от того, что Христос умер за меня, если у меня нет парня, девушки, мужа, жены или хотя бы кого-то, с кем я могу переспать. Если это наши чувства сегодня, то нам стоит вернуться к тому, чтобы позволить величию любви Христа захватить наши души, чтобы мы принимали эти истины не только умом, но нашим сердцем. И у этого есть огромный практический смысл, ведь ничто так не отталкивает парней, как девушка, которая очень хочет выйти замуж. Верно и обратное утверждение, что молодой человек, отчаянно ищущий супругу, будет привлекать не самых лучших кандидатов.
- Привлекает ли нас прежде всего образ молодых, спортивных и красивых девушек, что мы так часто видим в соцсетях?
Мы живём в удивительно поверхностном мире, где практически всё вокруг нас, практически с самого рождения, приучает мужчин обращать внимание исключительно на внешний вид девушки. Это заметно в рекламе, в фильмах, в сериалах. Во всём. В результате у нас появился некий феномен великовозрастных холостяков, стремящихся встречаться исключительно с девушками, которые им годятся в дочери. Это происходит просто потому, что никакие другие характеристики, кроме внешнего вида, они уже не оценивают. Со стороны всё это выглядит довольно странно. Однако фундамент такого воспринятия женщин такой же, как и тот, что был в античном мире, ведь близость оценивается исключительно в физических категориях. Она просто не принимает в расчёт то, что на физическую близость влияет в том числе и душевное родство. Христианство в этом смысле намного целостнее и помогает нам избежать этой одномерности, принимая во внимание не только внешний, но и внутренний мир женщин.
- Присматриваемся ли мы к состоятельным мужчинам, проецирующим достаток в соцсетях?
При этом грешат поверхностью не только мужчины, но и женщины. Просто если мужчины обращают внимание на такие внешние атрибуты, как красота и сексуальность, женщины склонны смотреть на то, насколько мужчина состоятелен. Это проявляется в том, какую машину он водит, в какой квартире живёт, в каких ресторанах обедает и где отдыхает. Потому что они сразу начинают примерять, как они будут выглядеть в этих машинах, в этих квартирах, в этих ресторанах и на этих курортах. Этот взгляд ничуть не отличается от взгляда мужчин, обращающих внимание исключительно на красоту и привлекательность девушек. Все эти внешние атрибуты не говорят ровным счётом ничего о том внутреннем мире, что есть у мужчины, о его качествах как духовного лидера, о его способности заботиться о детях или преодолевать трудности в жизни. Вновь Христианство предоставляет намного более реалистичную альтернативу, указывая целый ряд других характеристик, что важны в избраннике, кроме его способности водить девушку в относительно дорогое кафе или ресторан, в котором выходят симпатичные фотографии для социальных сетей, такие, чтобы все обзавидовались.
Зачастую мы относимся к Христианской сексуальной этике как к некоему закону, который мы принимаем в качестве необходимого зла, а не блага. Проблема с таким подходом в том, что зачастую он бессилен против философии «если очень хочется, то можно». Поэтому постарайтесь:
- Проникнуться глубиной и красотой Христианского понимания секса
Это первый и чрезвычайно важный шаг. До того, как мы сделаем это, мы не сможем преодолеть то давление, что оказывает на нас современное или традиционное общество. Мы так и будем их заложниками. Позвольте этой целостной картине сексуальной этики, что мы встречаем в Христианстве, заворожить вас.
- Понять, какие шрамы секс вне брака может оставить в душе и сколь разрушительным он может быть
Секс можно сравнить с огнём. Как и пламя, он может быть источником огромных благословений в нашей жизни. Впрочем, он может и спалить всё в нашей жизни дотла.
- Принять Христианскую этику секса как проявление любви Бога
Задумайтесь над тем, каковы ваши убеждения относительно половой близости. Будьте честны с собой – если вы сейчас состоите во внебрачных отношениях, то, скорей всего, вам будет очень сложно принять слова Священного Писания, потому что они требуют от вас изменения вашего образа жизни.
Ответьте на 3 ключевых вопроса:
- Отражают ли эти убеждения сексуальную этику альтернативного города, каковым призвана быть церковь в мегаполисе?
- Пришли ли вы к этим убеждениям на основании вашей веры или нет?
- Придерживаетесь ли вы своих убеждений на практике или нет?
Вполне возможно, что вы уже наломали дров, а может быть сделали это ни раз и ни два. Вероятно, вам просто хочется махнуть на себя рукой и если уж и концентрироваться на сексуальной этике и чистоте, то уже в жизни наших детей. Но никому из нас не поздно начать с чистого листа, который протягивает нам Христос. Начиная с сегодняшнего дня наша жизнь может быть совсем иной, если только мы не только согласимся с подходом к сексу, предлагаемым Христианством в уме, но и применим это всё на практике в нашей жизни.
Наконец, принятие Христианской сексуальной этики в том числе означает и то, что состоящие в браке должны применить на практике слова Апостола Павла из того же 1 Послания Коринфянам, но уже следующей главы:
Тело жены не принадлежит ей одной, но и ее мужу. Также и тело мужа не принадлежит ему одному, но и его жене. Не избегайте близости друг с другом, разве что ненадолго, договорившись это время посвятить молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанностью.
(1 Послание Коринфянам 7:4-5)
Клайв Стейплз Льюис удивительным образом описывает одновременно не совсем здоровый интерес к сексу, а с другой - напоминает, что сексуальные грехи всё же не самые страшные.
Многих людей отпугивает самая мысль о том, чтобы всерьез следовать христианским принципам целомудрия, ибо они считают (прежде, чем попробовали), что это невозможно. Но, испытывая что бы то ни было, нельзя думать о том, возможно это или нет. …Занимаясь альпинизмом, или когда учатся кататься на коньках, плавать или ездить на велосипеде, даже застегивая тугой воротник замерзшими пальцами, люди часто совершают то, что казалось невозможным прежде, чем они попробовали. Поразительно, на что мы способны, когда заставляет необходимость. Мы можем быть уверены в том, что совершенного целомудрия, как и совершенного милосердия, не достигнуть одними человеческими усилиями. Вы должны попросить Божьей помощи. Но даже после того, как вы ее попросили, долгое время вам может казаться, что вы этой помощи не получаете или получаете ее недостаточно. Не падайте духом. Всякий раз, когда оступаетесь, просите прощения, собирайтесь с духом и делайте новую попытку... Этот процесс освобождает нас от иллюзий об эффективности собственных усилий и учит во всем полагаться на Бога.
И наконец, несмотря на то что мне пришлось так долго говорить о сексе, я хочу, чтобы вы ясно поняли: центр христианской морали – не здесь. Если кто-нибудь полагает, что отсутствие целомудрия христиане считают наивысшим злом, то он заблуждается. Грехи плоти – очень скверная штука, но они наименее серьезные из всех грехов. Самые ужасные, вредоносные удовольствия чисто духовны: это удовольствие соблазнять других на зло; желание навязывать другим свою волю, клеветать, ненавидеть, стремиться к власти. Ибо во мне живут два начала, соперничающие с тем “внутренним человеком”, которым я должен стремиться стать. Это – животное начало и дьявольское. Последнее – наихудшее из них. Вот почему холодный самодовольный педант, регулярно посещающий церковь, может быть гораздо ближе к аду, чем проститутка. Но конечно, лучше всего не быть ни тем, ни другой.
(Клайв Льюис «Просто Христианство» Книга III, глава 5)
