Вера, убеждения и доказательства

[ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ] Вера в Христа подталкивает меня к познанию мира

КАК ХРИСТИАНСТВО СОЧЕТАЕТСЯ С НАУКОЙ?

Наверное, один из самых распространённых сегодня взглядов на Бога можно было бы охарактеризовать как «Бог белых пятен» или «Бог пробелов». Считается, что человечество в процессе эволюции приписывало разные природные явления Богу. Но, чем больше люди узнавали об окружающем мире, тем меньше места оставалось для Бога и для религии. Например, считается, что когда-то люди верили в то, что молнии сверкают, потому что Бог гневается. Но сегодня нам нет необходимости объяснять подобного рода метеорологические явления при помощи божества. Ведь мы знаем их истинную природу. Именно об этом пишет один из самых известных физиков-теоретиков второй половины XX века Стивен Хоукинг в соавторстве с Леонардом Младиновым в их книге «Высший замысел»: 

В древние времена считалось естественным приписывать причины неистовства природы пантеону злых или недоброжелательных богов. Бедствия часто воспринимались как знак того, что мы чем-то прогневали богов… Но с появлением Фалеса Милетского около 2600 лет назад положение дел начало меняться. Появилась идея, что природа следует непротиворечивым принципам, которые могут быть разгаданы. И вот так начался долгий процесс замещения представлений о власти богов концепцией Вселенной, управляемой законами природы и созданной по чертежам, которые мы когда-нибудь научимся читать.

(Стивен Хоукинг и Леонард Младинов «Высший замысел»)

Хоукинг и Младинов считают, что благодаря закону гравитации в мироздании нам нет никакой необходимости задумываться о Боге. Всё, что есть вокруг нас, вполне можно описать просто законами природы. Проблему подобного рода подхода задолго до Хоукинга объяснил ещё Клайв Льюис, когда указывал на то, что, если он положит вечером в тумбочку 20 фунтов, он не будет ожидать утром найти в этой же тумбочке 40 фунтов, просто потому что законы математики работают безотказно. С другой стороны, если и 20 фунтов не будет в тумбочке, он всерьёз задумается о том, чтобы вызвать полицию. Другими словами, законы мироздания описывают то, что существует, но они бессильны описать появления чего-то из ничего. Более того, такого рода позиция как раз противоречит самым базовым законам вселенной.

Но несмотря на это, проблема того, как люди смотрят на взаимоотношение науки и религии в целом, и науки и Христианства в частности, существует. Другой учёный того же Кембриджского университета биолог Ричард Доукинс в своей книге «Бог, как иллюзия» напоминает читателям знаменитый образ «часовщика» из работ Вильяма Пейли, который часто использовался в XIX веке, чтобы доказать существование Бога. Ведь найдя часы в лесу, никто и не подумает считать, что они просто сами собой эволюционировали, поскольку в них есть упорядоченность, определённая цель и они способны передавать нам информацию. Точно также и глядя на окружающий мир, Пейли делал вывод, что у творения тоже есть Творец. Но Доукинс так не считает. Он пишет: 

Единственный часовщик, что есть у творения – это слепые силы физики.

(Ричард Доукинс «Бог как иллюзия»)

То есть, по мнению Стивена Хоукинга и Ричарда Доукинса, человечество больше не нуждается в Боге как в идее, которая помогает им в понимании вселенной. Более того, и ныне покойный Хоукинг и всё ещё живой Доукинс считают, что религия вредна, когда речь заходит о науке и естествоиспытании.

Христианство, возможно, и представляет какую-то ценность как некий источник морали и нравственности. Но современный думающий человек, пользующийся благами технологического прогресса, просто не может всерьёз верить во всё то, что мы встречаем на страницах Библии. Было время, когда человечество верило в религиозные объяснения мироздания, но сейчас в этом просто нет необходимости. Как я могу праздновать День космонавтики и Пасху одновременно? Как я могу поверить в Христа, если Его учение не только противоречит науке, но и, кажется, противопоставляет себя ей?

Как же мы можем ответить на этот вызов? Прежде всего идея о том, что наука всё объяснила, является несколько безосновательной. Об этом ещё в XIX веке писал прославленный химик Лорд Уильям Кельвин:

Я уже давно ощущаю, что в ненаучном мире существует общее впечатление, будто учёные полагают, что наука открыла способы объяснения всех явлений природы без необходимости признавать существование Творца. Я же никогда не сомневался, что это впечатление совершенно безосновательно.

(Лорд Уильям Кельвин)

Действительно, можно сказать, что с того момента было сделано довольно много открытий, которые существенно расширили наши представления об окружающем мире. Но Кельвин, будучи глубоко верующим человеком, пишет всё-таки шире. Его идея не только в том, что наука не опровергла существование Бога, но и в том, что вряд ли она это сделает, поскольку наука и религия смотрят на одну и ту же проблему под разным углом. Наука и вера не противоречат друг другу. Они дарят нам два альтернативных, но равно значимых способа познания мира. Именно об этом говорит профессор математики оксфордского университета Джон Леннокс:

Есть два вполне резонных объяснения того, почему вода кипит в чайнике. Они не противоречат друг другу. Первое – вода кипит в чайнике, потому что вода переходит из жидкого состояния в газообразное при температуре в 100°С. Второе – вода кипит в чайнике, потому что мне захотелось выпить чаю.

(Профессор математики Оксфордского университета Джон Леннокс)

Продолжая дальше, Леннокс приводит и другой пример. Описывая двигатель автомобиля, кто-то скажет, что он появился на свет благодаря физическому явлению сгорания топлива в камере. Кто-то же скажет, что появлением двигателя на свет мы обязаны Этьену Ленуару, который сконструировал первый пригодный двигатель внутреннего сгорания. Абсурдно использовать одно или другое объяснение, поскольку нам нужны они оба. Вот точно также и в вопросе взаимоотношения веры и науки.

Что приобретает человек от всех трудов своих, которые он делает под солнцем? Поколения приходят и уходят, а земля остается навеки. Солнце всходит, и солнце заходит, и вновь спешит к месту своего восхода. Летит ветер на юг, потом направляется к северу, кружится, кружится и возвращается на свои круги. Все реки текут в море, но море не переполняется. И возвращаются реки к своим истокам, чтобы течь снова. Все эти вещи утомляют: человек не может все пересказать, глаз не насытится тем, что видит, ухо не наполнится тем, что слышит. Что было, то и будет и что делалось, то и будет делаться опять. Нет ничего нового под солнцем! Бывает такое, о чем говорят: «Смотри, вот что-то новое!» Но и это уже бывало в прежние времена, еще задолго до нас. Никто не помнит о живших прежде, и о тех, что появятся позже, не вспомнят те, кто будет жить после них. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Я посвятил себя изучению и испытанию мудростью всего, что делается под небом. Это тяжелое бремя, которое Бог возложил на людей. Я видел все, что делается под солнцем, все – суета, и все – погоня за ветром.

(Книга Екклесиаста 1:3-14)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Есть два рода знаний – теоретические и практические. В первом случае мы знаем что-то, потому что мы прочитали об этом. Но во втором мы испытали это на себе. Мы привыкли думать, что лишь испытав что-то на себе, ты действительно постиг это. Однако это не совсем так. Например, будучи нашим Творцом, Бог безусловно знает, как мы устроены. От него не сокрыто ничто в нашей жизни. Его знание является полным и совершенным. В 138-ом псалме Давид прославляет Бога за это знание.

Господи, Ты испытал и знаешь меня. Сажусь ли я, встаю ли – Ты знаешь; мои мысли понимаешь издалека. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты видишь, и все пути мои знаешь. Нет еще слова на моих устах, но Ты, Господи, его уже знаешь. Ты вокруг меня, и впереди, и позади, и кладешь на меня Свою руку. Ведение Твое удивительно для меня,слишком велико для моего понимания. Куда могу уйти от Твоего Духа? Куда могу убежать от Твоего присутствия? Поднимусь ли на небеса – Ты там, сойду ли в мир мертвых – и там Ты. Взлечу ли на крыльях зари на востоке,поселюсь ли за дальними морями на западе, даже там Твоя рука поведет меня, Твоя правая рука удержит меня. Если скажу: «Тьма сокроет меня, и свет превратится в ночь», даже тогда тьма не темна для Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ты создал все внутренности мои, в материнской утробе соткал меня. Буду славить Тебя за то, что я так дивно устроен. Чудесны Твои дела, душа моя сознает это вполне. Мои кости не были сокрыты от Тебя, когда я был в тайне сотворен, образован в глубине материнской утробы. Твои глаза видели мой зародыш, и в книге Твоей все мои дни были записаны, когда ни одного из них еще и не было. Как дороги для меня Твои мысли, Боже! Как велико их число! Стану исчислять их – они многочисленнее песка. Когда пробуждаюсь, я все еще с Тобой.

(Псалом 138:1-18)

Но Бог не останавливается лишь на этом знании, каким бы совершенным и полным оно ни было. Он приходит в этот мир и становится Одним из нас. Бог знает, что такое рождаться. Но теперь Он Сам появляется на свет. Ему известно, что переживает человек, которого предали, но сейчас Он испытывает это в Своей жизни. Бог очень хорошо представляет, что происходит с человеком, когда он умирает. Но теперь Он сам вкушает смерть и постигает небытие. Он делает всё это, чтобы и мы теперь не теоретически, а практически могли познать, что такое рай и жизнь вечная. Бог постиг смерть, чтобы я мог познать жизнь во всей её полноте, которая ранее была недоступна мне.

Если ваши познания о Боге лишь теоретические, и если, оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы доверились Христу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Обратитесь к Нему и примите Его дар прощения грехов и жизни вечной, чтобы познать жизнь. Джонатан Эдвардс в одной из своих проповедей говорил:

Таким образом, существует разница между тем, чтобы представлять себе, что Бог свят и милостив, и тем, чтобы ощущать прелесть и красоту этой святости и милости. Существует разница между тем, чтобы рассудительно судить, что мёд сладок, и тем, чтобы ощущать его сладость во рту. Человек может иметь первое, даже если он не знает, каков вкус мёда; но человек не может иметь второе, если у него нет представления о вкусе мёда в уме.

(Джонатан Эдвардс «Избранные проповеди»)

Вкусите сладость Божьего присутствия в своей жизни. Ведь Бог ради этого вкусил смерть.

ПРИМЕНЕНИЕ

Скорее всего, миф о том, что Христианство противоречит науке, а наука противостоит религии, останется с нами ещё на долгие годы. Не потому что он имеет под собой какое-то основание, а потому, что зачастую популярные современные нарративы не требуют обоснований. Поэтому нам нужно быть готовыми к тому, чтобы отвечать на эти вопросы и уметь обосновать свою позицию. Нам стоит помогать нашим друзьям увидеть, что даже их научные знания основаны на вере и вышли из Христианства. Есть шесть простых утверждений, которые помогают нам выстроить своё сбалансированное отношение к науке:

  • Нам не стоит страшиться науки, но помнить, что она помогает нам изучать удивительный мир, созданный Богом, и славить Творца; 
  • Нам не пристало смеяться над наукой;
  • Нам не следует слепо следовать за «наукой» так, будто любое утверждение о том, что «наука доказала», верно и истинно. Следует проверять то, что мы слышим.
  • Нам не к лицу становиться сторонниками малодоказанных научных теорий, которых придерживается сравнительное меньшинство, просто потому что, кажется, они лучше вписываются в Библию.
  • Нам не пристало славить науку или надеяться лишь на научные открытия так, будто они решат наши проблемы.
  • Нам не нужно сторониться науки, но поступать в технические ВУЗы и изучать её, делать открытия и славить этим Бога, как делали великие учёные до нас.

Есть одна любопытная мысль, которую повторяли разные учёные на протяжении веков. Впервые её сформулировал ещё один из родоначальников научного метода – Фрэнсис Бекон. В своей работе «Об атеизме» он пишет: 

Истинно, что немного философии склоняет ум человека к атеизму, но глубокое изучение философии возвращает умы людей к религии.

(Фрэнсис Бэкон «Об атеизме»)

Затем эту же мысль повторяет и Луи Пастер, когда говорит:

Чуть-чуть науки отдаляет человека от Бога; но глубокое познание вновь приводит его к Нему.

Наиболее поэтично эту идею выражает лауреат Нобелевской премии и один из отцов квантовой механики Вернер Гейзенберг, когда он пишет:

Первый глоток естественных наук превратит вас в атеиста, но на дне этого стакана вас ждёт Бог.

(Вернер Гейзенберг, основоположник квантовой теории)

________________________________________________________________

Наши богослужении проходят в AG Loft, зал White (метро «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33 строение 5) в воскресенье в 11:30. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Вера, убеждения и доказательства
Константин Лысаков
Вера, убеждения и доказательства
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательства и убеждения
Константин Лысаков
Вера, доказательство и убеждения
Константин Лысаков

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 11:30 в AG Loft, зал White (Москва, м. «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33, строение 5, см. карту)

© Местная религиозная организация евангельских христиан «Московская Библейская Церковь». ОГРН 1027739176123, ИНН 7727080523, КПП 772701001, адрес: 117420 Москва, ул. Наметкина дом 15

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone