КАК НЕ НАЛОМАТЬ ДРОВ В ЖИЗНИ?
Роман Александра Сергеевича Пушкина в стихах «Евгений Онегин» является не просто одним из самых значимых произведений у Пушкина, но и вообще в истории русской словесности, поскольку это первый роман в стихах в русской литературе. Пушкин трудился над этим романом более семи лет и называл его «подвигом». При этом любопытно, что сам персонаж Евгения Онегина не является отталкивающим, но каким-то неприкаянным и лишним. В самом конце романа Пушкин сетует на определённую неустроенность Онегина в жизни. Вот как Пушкин описывает своего героя уже к концу романа:
Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль даже Демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
(Александр Пушкин «Евгений Онегин»)
Есть у Онегина одна черта, которую довольно легко не заметить в ярком повествовании, ставшем, по мнению Белинского, «энциклопедией русской жизни». У Онегина очень смутные представления о морали и нравственности. Это персонаж, который «твёрже всех наук» знал «науку страсти нежной», «что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень». Онегин убивает своего друга Ленского на дуэли, потому что на светском рауте решил вывести Ленского из себя, флиртуя с Ольгой, девушкой, приглянувшейся последнему. У Онегина просто нет внутреннего стержня. Его нельзя назвать аморальным человеком, поскольку всё, что он делает, вписывается в негласно принятые нормы общества. И в этом смысле это очень современный персонаж.
Поскольку и сегодня проблема большинства из нас в том, что у нас нет прочной опоры. Во многом мы повторяем судьбу Онегина. У нас есть материальный достаток, но мы пресыщаемся жизнью, не в силах найти смысл или обоснование для своих поступков. При этом мы движимы жаждой справедливости. Нам важно, чтобы мир не оставался таким же, какой он есть сейчас. Просто нам чрезвычайно трудно найти этому стремлению хоть какое-то объяснение. Мы терзаемся муками совести. Но и их мы не можем никак объяснить. Можно сказать, что, отказавшись от Бога, современное общество так и не заметило, как вместе с Богом ушёл и фундамент из-под ног.
Означает ли это, что неверующий человек не может быть достойным представителем общества? Конечно же нет! Порой люди, далёкие от Бога и религии, ведут себя намного лучше многих верующих людей. Просто поступки такого человека нелогичны и непоследовательны. Вот в чём проблема. Вся его жизнь как бы говорит о Боге, существование Которого он упорно отрицает.
Тем временем, открывая Евангелия, мы находим тот самый фундамент нравственности, что так нужен каждому из нас. Основание – это не в своде законов и правил, но в тех этических принципах, что призваны не только изменить наше поведение и отношение, но помочь нам реализоваться в полной мере в жизни. То есть сделать то, что так и не смог сделать Евгений Онегин, но сможем сделать мы, если только прислушаемся к словам Христа в Его Нагорной проповеди.
Не думайте, что Я пришел отменить Закон или пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить. Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона – все сбудется. Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей – будет велик в Царстве Небесном. Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство. Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: «Не убивай», и что каждый убийца будет судим. Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством, тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, – ждет огонь ада... Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего твоего» и «Ненавидь врага твоего». Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас, чтобы вам быть истинными сынами вашего Небесного Отца.
(Евангелие от Матфея 5:17-22 и 43-48)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Любовь пугает нас, потому что она не только преображает нас, но способна и погубить нас. Вот почему столь многие из нас так и не решаются по-настоящему полюбить. А любовь к врагам совершенно точно способна нас уничтожить. Вот почему так важно рассмотреть слова Нагорной проповеди чуть-чуть под другим углом, чем мы привыкли это делать. В этом смысл того, что Иисус пытается донести до своих слушателей.
Как мы обычно оправдываем себя, говоря, что мы неплохие люди? Чаще всего мы говорим, ну мы же никого не убили, да и жене или мужу своему не изменили. Одно это уже делает нас замечательными представителями рода человеческого, в отличие от всех тех, кто нас окружает. Возможно, среди них не так много убийц, но вот прелюбодеи точно есть. Слова Спасителя отрезвляют и шокируют нас. Христос сперва говорит о том, что Он пришёл исполнить закон. Обращается Он к аудитории, которая думает, что у неё не такие уж большие проблемы с тем, чтобы выполнять эти самые предписания закона. Вот почему Искупитель напоминает им, что да, возможно, мы никого не убили, но сколько из нас затаили злобу в своём сердце. Представьте себе на мгновение, что нет наказания за убийство и никто не узнает о том, что мы сделали, сколько из нас будут готовы нажать на курок, чтобы просто остудить водителя, который не уступил нам вовремя полосу или подрезал нас на дороге? Помните репризу Михаила Жванецкого про танк?
Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. Приятно, наверное, внезапно появиться в ЖЭКе и попросить заменить пол на кухне, не выходя из машины. Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"
Хорошо еще иметь приятеля на вертолете, чтоб летел чуть впереди, и пару друзей с автоматами, чтоб бежали чуть сзади…
Очень хорошо, если кто-то ругается. Продавщица, допустим, так орет, что в машине слышно, и ребята сзади аж спотыкаются. Это очень удачно - подъехать к лотку, въехать прямо на тротуар и спросить: "Из-за чего, собственно? Почему бы не жить в мире и спокойствии?" И на ее крик:
«Это кто здесь такой умный?» - «Я!!!» И подъехать поближе, громыхая и постреливая вверх совершенно холостыми, то есть очень одинокими, зарядами.
(Михаил Жванецкий «Броня моя»)
Реалии жизни изменились. Мы не ходим на базар. Продавщицы в магазинах не орут на нас. Да и управляющая компания не обязана теперь менять пол на кухне, но желание покарать всех, кто встал поперёк дороги тебе, осталось в нашем сердце, потому что злоба из него никуда не делась.
Мы всё ещё те, кто, сохраняя верность в браке, изменяет своим мужьям и жёнам в сердце. Мы те, кому чрезвычайно сложно даётся просто держать слово. И да, мы одержимы местью. Всем нам очень сложно отпустить, когда кто-то причинил нам или нашим близким боль. Нам приходится работать над собой, чтобы научиться прощать и не держать зла. Но самое страшное во всём этом то, что каждый из нас был врагом Богу. Мы попрали Его заповеди и законы, выбрав игру по своим правилам и отдав предпочтение поступать так, как хочется нам, а не так, как ожидает от нас Господь. Такое испорченное сердце не заслуживает того, чтобы жить. Ему нет места рядом с Богом. Оно должно быть извергнуто в ад. Таковы справедливые требования совершенного закона морали и нравственности.
Вот что Иисус имеет ввиду, когда говорит, что Он пришёл исполнить закон. Он демонстрирует нам, насколько глубоки и всеобъемлющи требования закона. Никто из нас не в силах их выполнить в полной мере. Все сбились с пути и заслужили не только физической смерти, но и духовного отлучения от Бога. Но Христос исполнил закон в смерти, чтобы я был свободен жить по закону в жизни. Он настолько сильно любит нас!
В своём знаменитом сборнике эссе «Любовь» Клайв Стейплз Льюис напоминает о гибельной природе такой любви. В ней нельзя застраховаться. Но именно поэтому она и меняет нас так, как не в силах изменить что-либо.
Даже если застрахованность от горя и впрямь высшая мудрость, была ли она у Христа? По-видимому, нет. Кто, как не Он, возопил: «Для чего Ты Меня оставил?» Выхода нет вообще. Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду.
(Клайв Стейплз Льюис «Любовь»)
Мы знаем, что принятие Христианства означает послушание определённым нормам морали и нравственности. Но это не первично. Мы не пытаемся соблюдать правила, чтобы нас приняли. Мы начинаем с того, что мы уже любимы и драгоценны в очах Бога. Прежде всего мы принимаем Божью любовь, позволяя ей уже изменить наши стандарты отношения и поведения.
Оглядываясь назад на свою жизнь, был ли в ней момент, когда вы позволили Богу так вас любить? Окунулись ли вы с головой в эту страсть Христа? Если нет, то сделайте это сейчас в молитве покаяния, приняв дар прощения грехов и жизни вечной. Расскажите всем об этом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Есть одна существенная причина, почему многие люди сегодня отвернулись от Христианства, посчитав, что мораль и нравственность относительны. Они просто очень пристально смотрели на Христиан, которые всей своей жизнью доказывали, что высокие стандарты Христа были не обязательными для исполнения Его последователями. Можно много говорить о том, почему вдруг появилось такое понятие в некогда Христианских странах, как «гомосексуальный брак». Но частично он появился из-за того, что на протяжении многих десятилетий Христиане объясняли своим детям, что папа с мамой разводятся, потому что они больше не любят друг друга, а любят кого-то другого. И дети усвоили это. А, повзрослев, они передали своим детям, что самое важное в любви – это влюблённость и влечение, а не верность многих лет, когда ты жертвуешь собой и своими интересами ради своей семьи. И возник естественный вопрос: «если главным является влюблённость, то почему те, кто влюблён в людей одного с ними пола не могут быть вместе?». Бреннан Мэннинг в сжатой форме выражает эту мысль следующим образом:
Сегодня больше всего людей отвергают Христианство из-за Христиан. Тех, кто исповедует Христа устами, но отвергает Его своими делами, как только пересекает дверь храма. Вероятно, что неверующий мир считает это просто невероятным.
(Бреннан Мэннинг)
Готовы мы признать это или нет, но мир живёт сейчас в соответствии c Христианскими нормами морали и нравственности и судит нас именно в соответствии с ними. Проблема прежде всего в нас, в том, что мы не следуем до конца тому, что провозглашаем. Примите для себя простой принцип – если я считаю, что кто-то должен вести себя определённым образом, то я буду прежде всего вести себя именно так. Опирайтесь в этом изменённом поведении на те ресурсы, что Христианство дарит его последователям.
У романа «Евгений Онегин» очень интересная структура в том смысле, что каждая глава в нём могла бы быть последней. Но завершается роман неким противопоставлением двух ключевых персонажей – Евгения и Татьяны. Онегин встречается с повзрослевшей Татьяной, девушкой, которая любила его, но была отвергнута им. Той, что всё ещё любит Онегина, но, в отличие от последнего, у неё есть убеждения, позволяющие ей быть предельно честной с Онегиным и верной своему мужу.
…А счастье было так возможно…
Все были жребии равны...
Я вышла замуж.
Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Кажется, что в этой концовке Пушкин в некотором роде описывает и свою тоску по тому стержню в жизни, что нужен каждому из нас. В заключительных строках он упоминает вновь «Татьяны милой идеал». Роман завершается словами:
Блажен, кто праздник Жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел Ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
Всего лишь через шесть лет после окончания романа Пушкин погибнет на дуэли, но погибнет Христианином. Андрей Битов, советский и российский классик литературы постмодернизма, в сборнике эссе и статей под названием «Смысл жизни» описывает одновременно своё неверие и тоску по Богу:
На двадцать седьмом году жизни, находясь в вагоне ленинградского метро, я вдруг ощутил отчаянье такой силы, что жизнь, казалось, тут же утратила смысл и остановилась, а само будущее стало принципиально невозможным. Неожиданно, словно ниоткуда, в моем сознании появились слова: «Без Бога жизнь не имеет смысла». Потрясенный, я без конца повторял их пока поднимался на эскалаторе, потом вышел из метро на Божий свет и стал жить.
Вера — редчайший из даров. Ошибочное восприятие жизни опасно в любом случае — признает ли человек существование Бога или отрицает его. Верующие люди часто склонны к суеверию. Если же человек не верит в Бога, то он обречен отождествить жизненные обстоятельства с фундаментальными основами жизни, и тем самым стать заложником собственной логики.
(Андрей Битов)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.