КАК ОТЛИЧИТЬ НАДЕЖДУ ОТ САМООБМАНА?
Вы заметили, что в последнее время новогодние игрушки и украшения стали появляться на полках магазинов всё раньше и раньше. Если в предыдущие годы их можно было заметить где-то в декабре, то сейчас уже к концу октября мы видим всё больше и больше ёлочных игрушек, а вместе с ними и различных подарочных наборов. А вместе с магазинами и весь город начинает облачаться в Рождественские украшения. Было бы наивно полагать, что это происходит из-за особой набожности пунктов торговли или представителей городской управы. Но всем понятно, что двигателем здесь является элементарное стремление к прибыли. Ведь ни для кого не секрет, что Рождество и Новый год являются одними из самых прибыльных сезонов в торговле. Что же так хорошо продаётся на Рождество и Новый год? Ведь вряд ли мы просто тратим деньги на игрушки, которых и так у нас много или на особые тематические кружки, которыми мы не будем пользоваться в течение года. Конечно же, продаётся особая атмосфера праздника, но более всего мы хотели бы купить надежду на то, что вне зависимости от происходящего вокруг нас мы можем быть уверены в том, что всё будет хорошо. Но на чём основана такая надежда и чем она отличается от самообмана?
К концу жизни французский философ атеист Жан Поль Сартр практически утратил зрение. В этот момент его секретарём, сподвижником и соавтором стал Бенни Леви, опубликовавший записки со встреч с Сартром в 1980 году (Le Nouvel Observateur, номера за 10, 17 и 24 марта 1980 года). Эти встречи стали своего рода подведением итогов всей жизни и всего того, чему Сартр посвятил себя, переоценкой всего, что он написал. В разрозненных и несвязанных мыслях красной нитью проходит одна тема - тема тихой надежды на то, что несмотря на все ужасы, что претерпело человечество в XX веке, однажды оно всё же вновь или впервые достигнет того самого «братства». За месяц до своей смерти Сартр признался Леви: «Я знаю, что умираю, а потому умру с надеждой…». Однако, помолчав мгновение, он добавил с грустью: «но для надежды нужно основание».
Вот в этом простом признании угасающего великого философа, отвергнувшего Бога, и кроется фундаментальная проблема нашей жизни: нам как воздух нужна надежда. Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший концентрационные лагеря, писал, что мы не можем жить без надежды, люди гибнут без неё. Но в чём основание нашей надежды? Если быть честными с самими собой, столкнувшись с трудностями, мы будем скорее вынуждены признать вслед за Владимиром Семёновичем Высоцким: «Всё будет хорошо… или плохо». И только рождение Христа закладывает для нашей надежды крепкий незыблемый фундамент, чтобы полностью изменить жизнь.
Вот начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. Как написано у пророка Исаии: «Вот, Я посылаю перед Тобой Моего вестника, который приготовит Тебе путь». «Голос раздается в пустыне: “Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми дороги Его!”» В пустыне появился Иоанн Креститель и проповедовал крещение в знак покаяния для прощения грехов. К нему приходили люди со всей Иудеи и все жители Иерусалима. Они исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в реке Иордане. 6 Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед. 7 В своей проповеди он говорил: «После меня придет Тот, Кто могущественнее меня, и я даже не достоин, нагнувшись, развязать ремни Его сандалий. 8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Святым Духом».
(Евангелие от Марка 1:1-8)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Мы не можем жить без надежды. Нам всем очень важно верить в то, что каким-то образом всё разрешится к лучшему. Может быть, поэтому на протяжении практически всей истории человечества для нас так важны эти дни перед зимним солнцестоянием. В этот период кажется, сама природа шепчет нам о том, что ночь постепенно проходит и удлиняется день. Сперва в Древней Греции и Риме отмечали сатурналии, праздник, сопровождавшийся гуляниями и традицией дарить подарки. На несколько дней рабы могли стать хозяевами, а хозяева - рабами. Казалось, что нет ничего невозможного. В эти дни даже те, кто находился в самом отчаянном положении, могли надеяться на то, что в новом году в их жизни всё переменится.
И потому, когда в IV веке от Рождества Христова Христианство стало сперва разрешённой религией в Римской империи, а затем и фактически государственным вероисповеданием, празднование дня рождения Спасителя постепенно заменило эти древние традиции. Ведь Рождество было воплощением невозможного. Бог стал человеком и принял образ раба. И не просто человеком, но пришёл в мир крохотным младенцем. Будто бы само мироздание перевернулось с ног на голову. Вспоминая об этом, нам легко поверить, что всё возможно.
А тут ещё и Новый год, когда создаётся иллюзия, что с простым перелистыванием календаря мы начинаем жизнь с чистого листа. Всё плохое остаётся в прошлом году, а в грядущем нас ждёт только хорошее. Практически все мы, собираясь за праздничным столом и слушая звон курантов, как в детстве исполняемся надеждой…
Вот только проблема в том, что где-то в глубине души (как бы мы ни надеялись) мы все знаем, что, скорее всего, столь желанных радикальных перемен уже не будет. Новый год повторит всё то, что было в старом. До тех пор, пока однажды всё не закончится. Потому что с каждым прожитым годом мы становимся всё ближе к смерти. Мы не хотим думать о ней, не желаем пускать её в свои мысли, не оставляем для неё места, но мы все знаем, что однажды она перечеркнёт все надежды. Потому что это её служебные обязанности – убивать надежду.
Поэтому в такие дни нам очень важно напоминать себе о том, почему именно пришёл Христос в этот мир и ради чего Он стал Младенцем. Он становится Одним из нас, чтобы прожить ту совершенную жизнь, которую не могли прожить мы. От начала и до конца. От утробы и до гроба. Но Ему ещё и предстоит умереть, вкусив безнадёжность могилы сполна. Его ученики будут подавлены. Сердце Его мамы пронзит, как мечом, гибель её Сына. Три дня они будут скорбеть так, будто у них нет надежды. Но на третий день они встретятся с Ним снова. Крест Христа безнадёжность могилы обращает в надежду воскресения. Вкусили ли вы эту надежду, доверившись Богу?
Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда вы обратились ко Христу в тихой молитве покаяния. В этой искренней беседе между вами и Богом, попросив у него прощение за ваши грехи и пригласив Его войти в вашу жизни, став Господом и Спасителем. Если вы ещё не сделали этот первый шаг веры, сделайте его сейчас. А затем расскажите всем об этом, приняв таинство святого водного крещения.
Примите эту надежду, чтобы однажды вы могли повторить за Николаем Гумилёвым:
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот;
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине, —
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, —
Положит посох, обернется
И скажет просто: «мы пришли».
(Николай Гумилёв «Вечное»)
ПРИМЕНЕНИЕ
- Примите надежду, которую дарит нам Господь.
- Проникнитесь той надеждой, которую мы находим в Господе.
- Подарите надежду тем, кому она сильнее всего нужна в Рождество, приняв участие в благотворительных проектах общины: «Рождественской ярмарке» и «Подарке Иисусу».
…помимо благоговения, которое испытываешь перед этим священным словом, и благочестивых воспоминаний, которые неотделимы от него, я всегда ждал этих дней как самых хороших в году. Это радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, - даже в неимущих и обездоленных, - таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем.
(Чарльз Диккенс «Рождественские повести»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.