КАК НЕ УПУСТИТЬ РАДОСТЬ В СУЕТЕ ПРАЗДНИКОВ?
Адвент и Рождество пропитаны совершенно особенной атмосферой. Даже человек, который совсем не знает, что именно происходит, сможет догадаться о скором празднике. Улицы украшены особенными гирляндами. Кажется, что все деревья в центре города сбросили свои листья лишь для того, чтобы заменить их на рождественские огни и лампочки. Появляются домики и ярмарки. Меняется меню в кафе и ресторанах, и даже музыка в эти дни звучит особая – рождественская. Одно это говорит нам о том, что Рождество и Новый год уже близко. У Рождества есть всё же своя, особая культура, связанная с музыкой, едой и украшениями. И всё это вместе наполняет наши сердца необычайной радостью от предвкушения праздника.
Однако совсем уже скоро, ближе к маю, настанет пора выносить ёлку. Мы обожаем наряжать её, готовясь к празднику, и ненавидим убирать её не потому, что нам лень (хотя и это, конечно, тоже), а потому что мы не хотим расставаться с радостью праздника! Нам очень хочется продлить его как можно дольше, наполнив радостью не только эти предпраздничные дни, но и всю остальную нашу жизнь. Мы делаем всё, чтобы продлить любой праздник из-за ежедневного дефицита радости. Однако, если вдуматься, рождение Иисуса Христа всё меняет в нашей жизни, ставя радость во главу угла. Гилберт Кийт Честертон в самом конце своей книги «Ортодоксия» приходит к интересному выводу: для Христианина радость в жизни первостепенна, а скорбь второстепенна, потому что у него есть ответы на фундаментальные вопросы бытия. То есть для тех, кто доверил свою жизнь Господу, не скорбь и суета будней являются главенствующими, но радость, которую дарит приход Господа в мир, Его жизнь, смерть и воскресение.
Мы открываем для себя секрет этой радости, когда, в частности, более пристально всматриваемся в историю Марии, матери Иисуса. Ведь весть о беременности, не была столь весёлой для неё, как это могло бы показаться на первый взгляд. Безусловно, беременность была долгожданной практически для любой девушки в древнем мире. Рождение ребёнка, а особенно сына, повышало её социальный статус, дарило ей большую уверенность в будущем и вообще меняло жизнь к лучшему. Однако, это было верно тогда, когда девушка уже была замужем. Беременность же до брака сулила лишь проблемы и тяготы. Выйти замуж становилось сложнее. Она подвергалась осуждению окружающих и рисковала лишиться даже родного крова. Радоваться особо не приходилось. Обстоятельства к этому не располагали. Вот почему её пример так важен для нас. Она показывает нам радость, что не зависит от внешних обстоятельств в жизни.
Когда Елисавета была на шестом месяце беременности, Бог послал ангела Гавриила в галилейский город Назарет, к деве по имени Мария. Мария была обручена с Иосифом, потомком Давида. Ангел пришел к ней и сказал: «Приветствую тебя, получившая милость! С тобой Господь!» Марию эти слова очень удивили, и она размышляла, что бы значило такое приветствие. Ангел продолжал: «Не бойся, Мария, потому что Бог проявил к тебе милость! Ты забеременеешь и родишь Сына, и назовешь Его Иисусом. Он станет великим, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Его предка Давида, и Он будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Его Царству не будет конца. «Как это может быть?» – спросила Мария. – «Ведь я еще не была с мужчиной». Ангел ответил: «Святой Дух сойдет на тебя, и тебя осенит сила Всевышнего. Поэтому Ребенок, Который родится у тебя, будет свят – Он будет зваться Сыном Бога. Вот и твоя родственница Елисавета тоже родит сына в ее преклонные годы. О ней говорили, что она бесплодна, но она уже на шестом месяце беременности. Для Бога нет ничего невозможного».
(Евангелие от Луки 1:26-37)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Всю жизнь нас преследует горький «первый день». Первый день после каникул, когда нужно возвращаться в школу или институт. Первый день после отпуска, когда приходится снова идти на работу. И, конечно же, в этой череде есть и тот самый первый день после праздников, когда столь долгожданная радость этих дней сменяется суетой повседневности. Когда кажется, что всё вернулось на круги своя. А ведь ещё вчера было так ярко, так радостно, когда всё вокруг дышало надеждой, миром и какой-то особенной новизной, что сопровождает наступление нового календарного года.
Были такие первые дни и у Марии. Первый день, когда она узнала о беременности и что ей нужно каким-то образом рассказать об этом её жениху Иосифу. Первый день, когда на свет появился Младенец Иисус, а места в гостинице для них не было, и Его пришлось положить в ясли, то есть в кормушку для скота. Ведь и они жили тогда в хлеву. А затем был первый день побега в Египет, когда обезумевший царь в отчаянной попытке сохранить свою власть решил истребить всех малышей, появившихся на свет недавно. И в этой череде «чёрных первых дней» был, наверное, самый страшный - первый день, когда Иисуса похоронили в садовой гробнице. Вдруг предсказание Симеона о пронзённом сердце Марии стало для неё реальностью. Скорее всего, на протяжении всей своей жизни она знала, что наступит этот день, но как любая мама в глубине души надеялась, что этого не случится никогда. И вот он наступил. Первый день, когда её Сын был мёртв.
Но никто, включая Марию, не думал о том, что этот день сменится другим первым днём - воскресеньем, когда Иисус покорит смерть и воскреснет из мёртвых. Крест Христа скорбь смерти перечеркнул радостью воскресения. Тот первый день меняет всё в нашей жизни. Скорбь теперь не вечна, однажды она сменится счастьем вечной жизни.
У всех у нас были такие «первые дни». Они сопровождают нас всю нашу жизнь. И они будут бередить нам душу до тех пор, пока мы не заменим их на другой первый день – первый день после того, как мы приняли Христа и Его дар прощения грехов. На первый день новой жизни, что не закончится уже никогда. Новый первый день мира с Богом, когда мы вдруг осознаем, насколько сильно и страстно мы любимы Создателем. Новый первый день благодарности за то, что Бог столь сильно изменил всё в нашей жизни. Тот новый первый день, когда впервые вслед за Честертоном мы можем сказать, что радость теперь фундаментальна для нас, а скорбь мимолётна. В нашей жизни всё ещё будут тяжёлые первые дни, в том числе и те, когда мы будем терять родных и близких. Но все они будут лишь бледной тенью, преобразившей всё радости познания Христа. И это и есть самое настоящее Рождественское чудо.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Примите радость Христа;
- Проверьте свою радость;
- Подарите радость тем, кому особенно грустно в эти дни.
И поэтому я обращаюсь к вам, желающим познать единственно истинный мир и вечную радость. Придите к вифлеемскомуМладенцу, ставшему в зрелые годы мужем скорбей, закончившему жизнь искупительной жертвой за грешников. Придите вы, маленькие мальчики и девочки, придите, ибо Он тоже был мальчиком. Святое дитя – Спаситель детей, и это Он говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Придите к нему, девушки, в утреннюю пору своей красоты, и, подобно Марии, возрадуйтесь в Боге вашем Спасителе. Дева носила Его у своей груди, так и вы откройте для Него свое сердце, и скажите: «Младенец родился нам – Сын дан нам». И вы, мужи в расцвете сил, вспомните, как Иосиф заботился о Нем, и воспитывал Его в детские годы. Будьте и вы для Его дела отцом и помощником, освятите свою силу для служения Ему. И вы, женщины в летах, матери и вдовы, придите, подобно Анне, и благословите Господа за то, что вы видели спасение Израиля. И вы, седовласые, готовые, как Симеон, отойти, придите и вы и возьмите ребенка на руки, восхищаясь Им как своим Спасителем.
(Чарльз Сперджен «Радость, рожденная в Вифлееме» 24 декабря 1871 г.)