Вот начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. Как написано у пророка Исаии: «Вот, Я посылаю перед Тобой Моего вестника, который приготовит Тебе путь». «Голос раздается в пустыне: “Приготовьте путь Господу, сделайте прямыми дороги Его!”». В пустыне появился Иоанн Креститель и проповедовал крещение в знак покаяния для прощения грехов. К нему приходили люди со всей Иудеи и все жители Иерусалима. Они исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в реке Иордане. Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед. В своей проповеди он говорил: «После меня придет Тот, Кто могущественнее меня, и я даже не достоин, нагнувшись, развязать ремни Его сандалий. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Святым Духом».
(Евангелие от Марка 1:1-8)
ТОЛКОВАНИЕ:
Марк начинает свое повествование об Иисусе издалека – не с рождения Иисуса, даже не с Иоанна Крестителя в пустыне. Он начинает повествование с видений древних пророков, другими словами, он начинает с глубокой древности, с предначертаний Божиих. Стоики тоже верили в установленный Богом план. «Все божественное, – говорил Марк Аврелий, – пронизано провидением. Все исходит от неба». Из этого мы тоже можем научиться чему-то. Говорят, юность «заглядывает далеко вперед», планы Божьи тоже идут далеко вперед. Бог разрабатывает Свои планы и реализует их. История – не случайный калейдоскоп не связанных между собой событий, а развивающийся процесс, где Бог уже в самом начале видит конечную цель. Мы находимся внутри этого развивающегося процесса и потому можем содействовать ему или мешать. В определенном смысле это великая честь – помогать в большом деле, но и видеть конечную цель – это тоже большое преимущество. Жизнь намного изменилась бы, если бы мы, вместо того чтобы томиться по какой-то далекой и настоящей, недостижимой цели, делали все, что в наших силах, чтобы приблизить эту Цель… Цель никогда не будет достигнута, если никто не будет трудиться для ее достижения… Иоанн Креститель пришел проповедуя крещение покаяния… Крещение всегда связывалось с исповеданием. При каждом обращении к Богу человек должен исповедать свою веру трем разным личностям. Человек должен сознаться пред собою… Труднее всего в мире посмотреть в лицо самому себе; а сделать первый шаг к раскаянию и к правильным отношениям с Богом – значит самому признать свой грех. Человек должен исповедаться тем, кому он причинил зло. Недостаточно сказать Богу, что мы раскаиваемся, если мы не признаем свою вину перед теми, кого мы обидели и огорчили... Очень часто бывает даже так, что исповедаться перед Богом легче, чем пред людьми. Но кто не унизится, не может быть прощен. Человек должен исповедаться Богу. Конец гордыни – начало прощения. Только когда человек говорит: «Я согрешил», Бог может сказать: «Я прощаю». Прощение получает не тот, кто хочет говорить с Богом на равных пределах, а тот, кто преклоняет свои колена в робком раскаянии и произносит, преодолевая свой стыд: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
Уильям Баркли «Комментарии к Евангелию от Марка»
ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ:
В чем наша единственная надежда в жизни и смерти?
В том, что мы не свои, но телом и духом, в жизни и смерти принадлежим Богу и Спасителю нашему, Иисусу Христу.
В чем наша надежда вечной жизни?
Надежда вечной жизни напоминает нам, что этот падший мир не все, что у нас есть. Вскоре мы будем жить с Богом и вечно радоваться Ему в новом городе, на новом небе и новой земле, где будем полностью и навеки свободны от греха и будем жить в обновленных воскресших телах в обновленном, восстановленном творении.
(Катехизис нового города, вопрос №1 и №52)
Для чего Посредник непременно должен был быть Богом и человеком в одном Лице?
Посредник, призванный примирить Бога и человека, Сам должен был быть Богом и человеком в одном Лице, чтобы делами, подобающими обеим природам, снискать для нас благоволение Божие, и чтобы мы могли возложить свои надежды на дела одного Лица.
В чем заключается приобщение членов невидимой Церкви к славе Христовой в земной жизни?
В земной жизни члены невидимой Церкви получают начаток славы Христовой; они суть члены Его тела, а потому приобщаются к той славе, которою Он облечен в полной мере, и, как ее залог, дается им любовь Божия, спокойствие совести, радость в Духе Святом и надежда славы; для нечестивых же сознание гнева и грядущего возмездия Божия, муки совести и предчувствие страшного будущего становятся началом мук, уготованных им после смерти.
(Полный Вестминстерский катехизис, вопросы №40 и №83)
РАЗМЫШЛЕНИЕ:
Евангелие от Марка является, наверное, самым ранним из всех историй Иисуса Христа. Считается, что апостол Пётр был тем, кто рассказал эту историю Евангелисту, который потом уже записал её. Марк, а затем и другие Евангелисты выбирают древний жанр богословской биографии для этого. Древние биографии не соблюдали жёсткой хронологии, к которой мы привыкли сегодня. Более того, они редко включали в себя какие-либо детали детства главного героя, потому что основная цель была показать характер персонажа, что наиболее ярко был виден в его наиболее значимых поступках.
Вот и история Иисуса, записанная Марком, характеризуется динамичным повествованием, в котором всё происходит очень стремительно. Именно поэтому Евангелист сразу переходит к делу, опуская историю зачатия и рождения Иисуса, но уделяя внимание фигуре Предтечи, который как бы становится живым воплощением того, что наша надежда на Господа и пришествие в мир Мессии не беспочвенны.
Посвятите себя в этот Адвент чтению Библии вместе с нами. Мы приготовили для вас небольшие отрывки из Писания и размышления на каждый день «Адвента». Скачать их можно здесь на нашем сайте. Также эти напоминания будут появляться на нашей странице в Facebook и в нашем Телеграм канале. Подпишитесь сейчас, чтобы получать эти напоминания. Присоединяйтесь к нашему обсуждению прочитанного в WhatsApp.