КАК ПОМОЧЬ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ТЕМ, КТО ДОВЕРИЛСЯ БОГУ?
Благовестие не заканчивается покаянием нашего друга или близкого нам человека. И вот здесь у нас возникают трудности, потому что мы элементарно не были готовы к тому, чтобы выступать в роли «духовного наставника». Мы редко оказываемся в подобных ситуациях, когда вынуждены быть своего рода «учителями» для наших друзей или близких. Нам кажется, что наши друзья сами должны разобраться в азах веры. Мы просто забыли, как нам сложно было справиться с первым духовным кризисом, когда мы вдруг осознали, что Господь простил нам все наши грехи, омыл и очистил нас, но не избавил от искушений. Или когда мы о чем-то страстно молились, а в ответ на наши просьбы, как кажется, Бог сказал: «Нет!». Нам тем более трудно справится с ролью наставника из-за того, что мы просто не представляем, чему именно, а главное, как мы можем научить наших друзей или близких. Ведь, если быть абсолютно честными, мы совсем не считаем себя экспертами в богословии и не так уж хорошо разбираемся во всех тонкостях толкования текста Священного Писания. И поскольку у нас нет всех ответов, мы предпочитаем вообще не оказываться в ситуациях, где нам придется отвечать на вопросы.
Наконец, нам кажется, что наши друзья или близкие сами смогут найти хорошую общину верующих для себя. Не то чтобы мы стесняемся пригласить их в нашу церковь, но вот помогать им обрести дисциплину регулярного посещения богослужения мы точно не собираемся. Ведь никто не хочет навязываться. А где эта грань между верностью и навязчивостью так трудно понять. Но во всем этом мы забыли простую истину, которую усвоили еще в детстве, прочитав впервые «Маленького принца» - мы в ответе за тех, кого мы приручили.
– Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
– Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
(Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»)
Забавно, что в этом отрывке именно Лис выступает в роли наставника для Маленького принца. Но одновременно он также становится и прирученным, о котором он говорит. Покаяние – это лишь первый шаг на духовном пути.
Нам кажется иногда, что наша роль в жизни близкого нам человека заканчивается тем, что мы подводим его к моменту покаяния или крещения. Но это совсем не так! Это было бы сродни тому, что родители бы сказали, что их участие в жизни ребёнка закончилось тем, что они привезли его домой после родов. Неотъемлемой частью благовестия является и базовое духовное становление тех, кто недавно обратился ко Христу. Принимая роль преподавателя, мы становимся своего рода духовными наставниками в жизни тех, кто недавно доверился Богу и принял крещение. Помогая им укрепиться в их вере, разобравшись с их вопросами и выработав необходимые дисциплины духовного становления, мы и сами растём и развиваемся в своих отношениях с Богом.
Меня удивляет то, что вы ради какой-то иной Радостной Вести так быстро оставили Бога, Который призвал вас благодатью Христа. Но иной Радостной Вести не существует, а просто есть люди, которые смущают вас, желая исказить Радостную Весть о Христе! Но если бы даже мы сами или ангел с неба стали возвещать вам не ту Радостную Весть, что мы возвещали вам сначала, то пусть такие вестники будут навеки прокляты! И еще раз повторяю: мы уже говорили об этом, и вы знаете, что если кто-либо будет возвещать вам что-то противное той Радостной Вести, которую вы приняли, то пусть они будут навеки прокляты! Чье одобрение мне нужно: людей или Бога? Может, вы думаете, что я пытаюсь угодить людям? Если бы я к этому стремился, то я не был бы слугой Христа.
(Послание Галатам 1:6-10)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Слово Евангелие переводится, как «Радостная весть». В античности это был довольно распространённый термин, который использовался достаточно часто. Скажем, вступил на престол новый император и вот какой-то мясник Дионисий объявляет о снижении цен на говядину на рынке. В этом случае он использовал бы именно этот термин – «радостная весть», ведь цены на мясо упали на 10%. Естественно, что с приходом Христианства, это словосочетание постепенно обрело сугубо религиозное значение. Сегодня Евангелие – это прежде всего история жизни, смерти и воскресения Христа. Если быть ещё более точным, то это жизнеописание составленное Марком, Матфеем, Лукой и Иоанном. И в этом смысле мы привыкли ассоциировать радостную весть именно с покаянием, тем моментом, когда мы доверяем свою жизнь Господу. Ведь история Иисуса Христа говорит нам прежде всего о том, что мы обретаем прощение грехов и жизнь вечную, доверяясь Иисусу. Мы полагаемся не на благость своих поступков, но на совершенную жизнь и смерть Христа. Евангелие – это не совет, это прежде всего история того, что Бог сделал для меня. Но величие Радостной вести в том, что она касается не только нашего момента спасения. Она преображает все сферы нашей жизни.
Это благая весть, потому что в ней мы черпаем нашу значимость. Все мы привыкли к тому, что наша ценность кроется в том, что мы делаем, будь то на работе, в семье или где-то ещё. Хотим мы того или нет, но где-то в глубине души у всех нас есть вопрос, а будет ли наша жизнь стоить хоть что-то, если мы не сможем больше давать всё то, что даём сейчас ни нашим родным, ни той компании, где мы работаем. Но как быть, если этих самых заслуг не так много? Евангелие напоминает нам, что мы ценны для Бога вне зависимости от наших прошлых заслуг или нынешних способностей. Ему безмерно дорога наша душа, ради спасения которой Он погиб на кресте. Евангелие помогает мне укоренить мою ценность и значимость в жизни, смерти и воскресении Христа, а не в том, что делаю или когда-либо смогу сделать я. Или возьмите другой пример – романтические отношения. Ещё во второй половине прошлого века лауреат Пулицеровской премии Эрнест Беккер в своей книге «Отрицание смерти» вывел интересный термин – «апокалиптический роман». Если в прошлом мы ожидали, что романтические отношения привнесут в нашу жизнь любовь, поддержку и общение, то сегодня мы ожидаем, что они определят нашу сущность и подарят нам смысл существования. Любая девушка или парень, у которых не было «половинки» в старших классах, сможет это подтвердить. Ведь ты будешь чувствовать себя неудачником до тех пор, пока в твоей жизни не появится кто-то. Лишь тогда ты будешь оценён. Но для Христианина это не так важно, поскольку меня любит Сам Бог. Он знает меня, как никто другой и принимает меня таким, какой я есть. Но одновременно Он и не мирится с тем, какой я, но верит в то, что я могу быть другим и обязательно им буду. Евангелие изменяет всё, оно преображает все сферы моей жизни. Но приняли ли мы эти перемены?
ПРИМЕНЕНИЕ
- Возможно, что наши друзья за кого мы начали молиться, пришли к Богу за это время. А может быть и нет. Но в любом случае, если они заинтересовались Христианством им стоит предложить пройти с вами курс основ веры такой, как «Отправная точка».
- Потратьте время сами, чтобы разобраться с основополагающими истинами Христианства настолько хорошо, что вы могли бы помочь другим сделать первые шаги в их духовном становлении.
В своей фундаментальной работе, посвящённой динамике развития церкви в городе, Тимоти Келлер пишет о роли Евангелия в жизни Христианина:
Евангелие – это не просто азбука Христианской жизни, но её алфавит. Неверно думать, что Евангелие лишь спасает неверующих, чтобы затем Христиане возрастали всё больше и больше, приводя свою жизнь в соответствие с Библейскими принципами. Было бы намного правильней сказать, что мы спасены Евангелием, а затем мы преображены Евангелием. Вся наша жизнь, наши мысли и наши сердца меняются всё больше и больше благодаря тому, что с течением времени мы всё глубже и глубже постигаем Евангелие.
(Тимоти Келлер «Центровая церковь»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения