КАК РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ ВЕРЕ, НЕ ВЫГЛЯДЯ ПРИ ЭТОМ РЕЛИГИОЗНЫМ ФАНАТИКОМ?
Представьте себе на мгновение, что вы увидели потрясающий фильм. Сколько вам потребуется времени, чтобы уже в следующей беседе рассказать вашим друзьям об этом кино? Или, скажем, вы наткнулись случайно на распродажу в вашем любимом магазине. Как быстро вы поделитесь этой информацией с подругами? Нам легко и естественно делиться радостью с близкими нам людям. Почему же тогда нам так сложно рассказывать о самом радостном событии в нашей жизни – том дне, когда наши ошибки были прощены, когда мы обрели надежду и вечную жизнь, когда наконец-то смогли начать жить с чистого листа, и не просто выживать, но именно жить жизнью наполненной глубоким духовным смыслом?
Есть много причин, почему мы молчим. Наше молчание может быть связано с тем, что мы привыкли к неписаному правилу – «о политике и религии не говорят». И если с политикой мы можем нарушить это правило, то с религией мы свято его блюдем, опасаясь что любой разговор о мировоззрении обязательно приведет к ожесточенному спору. Но чаще всего мы не говорим о своей вере, потому что просто не знаем, как это делать. Иногда нам кажется, что нам обязательно нужно переубедить нашего собеседника, «привести его к покаянию», так сказать. Но это далеко не так! Рассуждая так, мы берем на себя гнетущее иго ответственности за жизнь другого.
Однако, даже расставшись с этим грузом, мы не совсем знаем, что нужно говорить в таких случаях, как именно подступиться к человеку и завязать беседу о том, что столь важно для нас. Нам кажется, что эта тема будет совсем не интересна нашему коллеге по работе, другу или соседу.
Уникальные вызовы современности
И в чём-то мы правы. Мы живём в уникальное время, которое нельзя сравнить ни с периодом ранней церкви, ни с тем, что переживали люди в Христианстве на протяжении веков. Во-первых у нас нет той новизны нашей вести, что была у Христиан первого века. На протяжении веков людей всегда манило что-то новое и загадочное. Когда Евангелист Лука в своей книге Деяния апостолов делает замечание, что: «наилучшим времяпрепровождением для афинян и живущих там иностранцев было говорить или слушать что-нибудь новое» (см. Деяния апостолов 17:21), он пишет не только о жителях Афин, но практически о всех людях. Не так давно, в нашей стране Христианство тоже было чем-то новым и экзотичным. В течении семидесяти лет доминирующим мировоззрением в нашей стране был «атеистический коммунизм», который не терпел никакой конкуренции со стороны других учений. Соответственно, когда Советский союз развалился и открылись границы в страну потоком хлынули не только зарубежные товары, но и идеи. Конечно же Христианство было не единственным мировоззрением, о котором можно было говорить. Но наряду с прочими идеями оно было чем-то новым, а значит автоматически привлекательным. Было не столь сложно говорить о том, что ты верующий или приглашать людей пойти с тобой в церковь (не важно было какая это церковь протестантская, православная или католическая). Всё воспринималось в новинку, а значит достаточно было рассказать о сути и смысле Христианской веры, чтобы тебя выслушали и по крайней мере задумались о сказанном.
Сегодня у нас больше нет этого преимущества. Христианство не является чем-то новым или экзотичным. Это не означает, что люди знают во что именно верят Христиане. Но они и не хотят этого знать, как они не желают знать разницу между «суннитами и шиитами», погружаться в основы учения буддизма или задумываться о мириаде других доступных им мировоззрений. Смысл здесь не в том, что, по словам Пушкина люди «ленивы и нелюбопытны», а в том, что каждый человек борется со слишком большим объёмом информации в своей жизни, который ему нужно переварить. Прежде, чем они задумаются о том, что мы хотим им сказать, нам нужно доказать им, что слова наши имеют непосредственное значение для их жизни. Скажем, Гилберт Кийт Честертон писал, что нам стоит знать мировоззрение чужака, которого мы собираемся пустить переночевать в нашем доме, поскольку от этого зависит наша безопасность.
Но есть и ещё одно преимущество, которого у нас нет сегодня, преимущества, которым наслаждались Христиане на протяжении веков – Христианство не является более доминирующим мировоззрением в мире. И важно даже не это, а то, что подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, были лишены Христианского наследия в своей жизни. Они не выросли в церкви, не ходили в воскресную школу в детстве, не праздновали Рождество и Пасху в кругу семьи. Мы всё ещё живём в Христианском мире. Том Холланд великолепно показывает это в своей книге «Доминион», демонстрируя, что мир, в котором мы живём – это не мир «западных» или «общечеловеческих ценностей», но это мир именно «Христианский ценностей». Глен Скривинер называет это «воздухом, которым мы дышим» в своей одноимённой книге.
Как следствие у нас нет возможности просто поделиться какими-то основными постулатами Христианства с нашими друзьями, чтобы они наконец-то понять смысл всего того, что до них пытались донести в течении всего их отрочества и юности, когда они ходили в церковь. Начиная общение с нашими друзьями, мы начинаем его практически с чистого листа, если не сказать, что порой мы начинаем его с заведомо проигрышной позиции, потому что друзья наши настроены скептически, если не сказать антогонистически против церкви.
Духовное путешествие
Однако означает ли всё это, что ситуация безнадёжна? Совсем нет! Мы и не отдаём себе отчёт в том, что на самом деле абсолютно все люди вокруг нас находятся в своего рода духовном путешествии. Одни бегут от Бога. Другие обижаются на Него. Есть те, кто делает первые робкие шаги к Богу. Одним лишь предстоит доверить свою жизнь Творцу, а другие уже это сделали. В этом смысле мы все попутчики.
Что если мы перестанем думать о «благовестии» как о «проповеди Евангелия» ведь длинные и весомые слова пугают нас так же, как они пугают Вини Пуха? Что если мы начнем рассматривать благовестие в контексте беседы, размышлять о нем как о неотъемлемой и естественной части нашей жизни, такой же, как скажем, рассказ другу о любимом фильме или информирование подруги о начавшейся распродаже в магазине.
Семь ролей, что мы играем в жизни
Вы замечали, что мы по разному общаемся с людьми вокруг нас? Мы всё время примеряем разные роли. На работе мы одни, в кругу друзей мы другие, а общаясь с родителями или учителями в школе, мы третьи. И это не говоря уже о том, как мы разговариваем с нашими детьми или родителями. Для нас естественно менять роли. Что если точно также нам стоит менять и наш подход, когда мы стремимся рассказать кому-то о нашей вере? Что если есть не одна, но семь разных ролей, которые мы играем, когда делимся тем, во что верим? Ведь каждый человек, с которым мы общаемся находится в чём-то на своей волне, или, если хотите, на своём духовном пути. Нам будут встречаться те, кто задаёт много вопросов, но будут попадаться и те, кого мы должны расспрашивать о нашей вере. Будут те, кто уже доверился Богу и кому нужно помочь встать на ноги в своей вере, но будут и те, кто даже не понимает зачем ему верить во что либо. «Попутчики» помогут нам изменить наше представление о том, как мы говорим с друзьями и близкими о своей верой. Они научат нас тому, когда нам стоит задавать вопросы, а когда отвечать на них, когда говорить, рассказывая о своём пути к Богу, а когда слушать рассказ другого. Потому что курс этот знакомит нас с различными ролями, что мы играем, когда рассказываем кому-то о нашей вере.
Согласитесь есть большая разница, когда мы говорим о вере с человеком, пришедшим в церковь и когда мы рассказываем о том, во что мы верим кому-то с кем мы просто работаем. Есть существенные отличия в том, как строится наш разговор, когда мы объясняем то, во что верят Христиане кому-то, кто искренне в этом заинтересован от того, когда мы пытаемся рассказать те же самые вещи человеку, которому искренне всё равно.
Можно сказать, что существует семь различных ролей, которые мы играем, стремясь поделиться с кем-то своими убеждениями. Безусловно эти роли несколько условны. Невозможно весь спектр человеческого общения просто разбить на семь предсказуемых моделей. И всё же эти семь ролей помогают нам лучше систематизировать наш подход к разговору с теми, кто ещё не разделяет наших убеждений. Эти семь ролей – это посланник, переводчик, экскурсовод, исследователь, проводник, паромщик и наставник.
- Посланник. Всё начинается не с наших отношений с теми, кому мы хотим рассказать о своей вере, но с наших отношений с Богом. Принимая на себя призвание посланника, мы отдаём себе отчёт в том, что совершенно неспособны обратить кого-либо в веру, а потому мы вверяем судьбы наших родных, близких, друзей, коллег или случайных встречных в руки властного Бога.
- Плотник. Наша проблема сегодня зачастую в том, что мы говорим на разных языках с теми, кто нас окружает. Для большинства тех, кто нас окружает, Евангелие просто не кажется им правдоподобным. Всё, что в нём описано выходит за пределы того, что социологи называют «структурой правдоподобности», то есть набором ценностей, верований и убеждений, позволяющих поверить в то или иное утверждение или по крайней мере признать его возможным. Вот почему прежде, чем говорить о сути Христианства, нам нужно воздвигнуть своего рода каркас, который поможет нашим друзьям, посмотреть на Христианство под другим углом. Играя роль плотника, мы помогаем людям вокруг нас представить себе Евангелие правдоподобным, увидев его насущность, жизненную необходимость и применимость во всех сферах жизни.
- Переводчик. Хотим мы того или нет, но мы живём в определённой культуре, которая безусловно оказывает на всех нас очень сильное влияние. Конечно же касается это не только верующих, но и тех, кто далёк от веры. Вот почему прежде, чем мы начнём говорить о том, во что мы верим, нам нужно показать нашим друзьям, как эти идеи формируют их любимые песни, сериалы или фильмы. Мы призваны как бы перевести языке культуры на язык веры. Примеряя на себя роль переводчика мы демонстрируем тем, кто нас окружает, как суть и смысл Евангелия отражается в произведениях культуры от её классических проявлений до современных. Мы показываем как история взаимоотношений Бога и людей видна в живописи, скульптуре, литературе, музыке, театральных постановках, сериалах и кино.
- Первооткрыватель. Нам не стоит принимать за данность то, что мы знаем во что именно верят наши друзья или коллеги. Тем более нам не стоит думать, что мы знаем, кто или что сформировал их убеждения. Прежде, чем делиться тем, во что верим мы, нам стоит прислушаться, что ценят или считают важным наши друзья и коллеги. Становясь первооткрывателем, мы берём инициативу на себя в том, чтобы, задавая вопросы тем, кто нас окружает понять во что они верят, узнать на каком этапе духовного пути находятся его друзья и коллеги. Эта роль помогает нам отточить навыки общения и оценить, насколько наши собеседники открыты к тому, чтобы узнать о Боге больше.
- Проводник. Представьте, что вы оказались в незнакомой стране и пытаетесь найти дорогу до того места, где вы остановились переночевать. Конечно карта будет большим помощником, но ещё лучше, если рядом окажется человек, который сможет не только показать куда идти, но и пройдёт этот путь вместе с вами. Видя людей открытых к тому, чтобы узнать больше о Боге, мы рассказываем им о сути и смысле Христианской веры. Так мы становимся в их жизни проводниками, помогающими им разобраться с тем, во что верят Христиане.
- Паромщик. Бывают моменты, когда люди не могут довериться Богу, потому что у них есть довольно серьёзные ответы, на которые они так нигде и не получили ответы. Возможно, они не встречали доказательств существования Бога, а может быть никто им так и не объяснил, как любящий Бог может допускать зло и страдания в этом мире. Как бы то ни было, но они искренне задаются вопросами, ответы на которые могли бы приблизить их к моменту покаяния. Есть множество препятствий на пути человека к Богу. Когда мы помогаем нашим друзьям, коллегам и близким убрать как можно больше препятствий, мешающих им доверить свою жизнь Христу, мы играем роль своего рода паромщика. Мы как бы перекидываем для них мостик на другой берег.
- Преподаватель. Нам кажется иногда, что наша роль в жизни близкого нам человека заканчивается тем, что мы подводим его к моменту покаяния или крещения. Но это совсем не так! Это было бы сродни тому, что родители бы сказали, что их участие в жизни ребёнка закончилось тем, что они привезли его домой после родов. Неотъемлемой частью благовестия является и базовое духовное становление тех, кто недавно обратился ко Христу. Принимая роль преподавателя, мы становимся своего рода духовными наставниками в жизни тех, кто недавно доверился Богу и принял крещение. Помогая им укрепиться в их вере, разобравшись с их вопросами и выработав необходимые дисциплины духовного становления, мы и сами растём и развиваемся в своих отношениях с Богом.
Всё сказанное выше мы делаем по двум причинам. Прежде всего мы стремимся убрать как можно больше препятствий на пути того или иного человека к Богу. Конечно же мы не в силах никого обратить ко Христу. Но мы можем сделать всё от нас зависящее, чтобы тем, с кем мы говорим, было бы как можно проще это сделать. Во-вторых, мы помогаем им увидеть, насколько прекрасно Христианство до того, как они убедятся в том, что оно истинно. Другими словами, мы стремимся подвести их к тому моменту, когда им бы хотелось, чтобы Христианство было истиной до того, как они примут Христианство как истину.
Специфика курса
Курс составлен таким образом, что его можно проходить как семь отдельных занятий или обсуждать по одному мини-принципу в контексте регулярной дискуссионной группы, тратя по 10 минут на рассмотрение этих идей перед началом обсуждения. То есть вы можете использовать его отдельно, или в контексте другой серии занятия, вплетая в них идеи того, как мы можем делиться услышанным или прожитым с нашими друзьями, коллегами или просто случайными попутчиками в автобусе, поезде или самолёте.