КАК РАССКАЗАТЬ О ВЕРЕ, КОГДА МЕНЯ ГОТОВЫ СЛУШАТЬ?
Интуитивно мы понимаем, что именно в мироздании беспокоит нас больше всего, но, когда доходит до дела, нам оказывается проще описать всю полноту чувств, которые испытываешь при встрече рассвета, чем сформулировать, что же именно нам непонятно во вселенной. На протяжении веков человечество выбирало ту или иную историю, призванную ответить на наши самые фундаментальные вопросы бытия. Такого рода метаповествование помогало нам вписать себя в происходящее вокруг нас и найти в этом смысл нашей жизни. Однако в последнее время людям всё труднее и труднее это сделать, потому что сегодня доминирующая история материализма и культуры потребления просто не в силах не то что ответить, но даже сформулировать наши запросы. И если мы думаем, что нам в этом каким-то образом поможет «искусственный интеллект», мы глубоко заблуждаемся. Эту проблему очень хорошо описал ещё в 1979 году Дуглас Адамс в своём научно-фантастическом романе «Путеводитель вольного путешественника по галактике». В частности, в какой-то момент в романе появляется суперкомпьютер, который называется «Глубокое раздумье». Люди ожидают, что именно он сможет дать им ответы на все самые сокровенные вопросы бытия.
– О, Глубокое Раздумье! – сказал он. – Задача, для выполнения которой мы создали тебя, такова. Мы хотим, чтобы ты дал нам... Ответ!
– Ответ? – переспросило Глубокое Раздумье. – Ответ на какой вопрос?
– Жизни! – выпалил Фук.
– Вселенной! – подхватил Лунквиль.
– И вообще! – закончили они хором.
Глубокое Раздумье помолчало с минуту.
– Непросто, – сказало оно наконец.
– Но ведь ты это можешь?
Снова повисла многозначительная пауза.
– Да, – ответило Глубокое Раздумье. – Это я могу. Но, – добавило оно, – мне надо над этим хорошенько подумать... Семь с половиной миллионов лет
(Дуглас Адамс «Путеводитель вольного путешественника по галактике»)
Через семь с половиной миллионов лет суперкомпьютер дает ответ – 42, – и все потому, что вопрос был не очень понятен изначально. Для того, чтобы более корректно сформулировать вопрос, потребовался еще более мощный компьютер, которому необходимы были еще несколько миллионов лет, чтобы задать самый главный вопрос бытия.
Проблема в том, что нам очень тяжело сформулировать правильные вопросы. А простые ответы редко нас удовлетворяют. При этом те, кто призван отвечать на фундаментальные вопросы бытия, часто не способны это сделать. Мы не получаем помощи от наших преподавателей, и наши родители зачастую также беспомощны в таких вопросах, как и мы. Клайв Стейплз Льюис очень точно сформулировал нашу проблему ещё в середине XX века в своём эссе «О жизни в атомный век»:
Если кроме природы ничего нет, другими словами нет Бога, нет какой-то другой жизни где-то за пределами природы, тогда все истории закончатся одинаково – во вселенной, где у жизни нет возможности вернуться. Всё сводится тогда к случайному колыханию пламени и не будет никого, кто сможет его вспомнить.
(Клайв Стейплз Льюис «О жизни в атомный век»)
Джастин Брайрли в своей книге «Удивительное возрождение веры в Бога» напоминает нам, что та доминирующая история, что описывает жизнь столь многих из нас, просто не способна ответить на самые животрепещущие вопросы нашей жизни, такие как «жизни, вселенной и вообще». Доминировавшая на протяжении веков история, которую рассказывало Христианство, была заменена на новую историю, в которой по словам Брайрли:
…в этом описании реальности нет сюжетных линий, намёков, нет повествования или развития сюжета, и, конечно же, нет драматургии, которая связала бы все линии в одно целое в концовке. Это все проникающее мировоззрение материализма, в котором мы всего лишь шестерёнки в машине. Даже вера в то, что мы являемся распорядителями своей судьбы, растворяется в полностью детерминистской вселенной.
(Джастин Брайрли «Удивительное возрождение веры в Бога»)
Люди вокруг нас понимают, что их верования не могут в полной мере описать всю полноту жизни. В какой-то момент они даже готовы услышать об альтернативе, что предлагает им Христианство. Тем временем те, кто уже пришел к Богу, воспринимают просьбу рассказать о своей вере так же, как и предложение описать вселенную, основные проблемы бытия и пути их разрешения в 32 словах или меньше. Мы просто теряемся от обилия всего, что хотим сказать, ведь Господь настолько кардинально поменял нашу жизнь, что нам непонятно, с чего начать. Именно поэтому так важна роль проводника, которая помогает найти дорогу не только тем, кто делает самые первые шаги на пути к вере, но и тем, кто уже давно с Господом, осознать всю красоту пройденного ими пути. Но мы должны быть готовы к тому, чтобы рассказать историю, которая лучше описывает жизнь, чем та, к которой привыкли окружающие нас люди. Вот только нам нужно уметь эту историю рассказать.
Представьте, что вы оказались в незнакомой стране и пытаетесь найти дорогу до того места, где вы остановились переночевать. Конечно, карта будет большим помощником, но ещё лучше, если рядом окажется человек, который сможет не только показать дорогу, но и пройдёт этот путь вместе с вами. Видя людей, открытых к тому, чтобы узнать больше о Боге, мы рассказываем им о сути и смысле Христианской веры. Так мы становимся в их жизни проводниками, помогающими разобраться с тем, во что верят Христиане.
Ангел Господа сказал Филиппу: «Ступай на юг, на дорогу, что ведет через пустыню из Иерусалима в Газу. Филипп встал и пошел. В это время там находился эфиопский евнух, придворный Кандакии, то есть царицы эфиопов, заведовавший всей ее казной. Он приезжал на поклонение в Иерусалим и теперь возвращался домой. Сидя в своей колеснице, он читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: «Подойди к этой колеснице и иди рядом». Филипп подбежал к колеснице и услышал, что в ней читают пророка Исаию. «Ты понимаешь то, о чем читаешь?» – спросил Филипп. «Как же мне понять без объяснения?» – ответил тот и пригласил Филиппа подняться и сесть с ним.
(Книга Деяния апостолов 8:26-31)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Все истории объединены приблизительно одним и тем же развитием сюжета, который можно разбить на семь составных частей. (1) Главный персонаж (2) сталкивается с проблемой, которую он не в силах решить. (3) Тогда в его жизни появляется помощник, (4) который делится с ним планом действий, (4) подталкивая его к активным шагам, что (5) выведут его из тупика, (6) помогут избежать дальнейших ошибок и (7) приведут к успеху в жизни.
Наша история началась задолго до нашего рождения с первых людей, мужчины и женщины, которых звали Адам и Ева. Бог создал их, чтобы они жили, в самом полном смысле этого слова, а не просто выживали. В их мире не было боли, зла, страданий, и самое главное, там не было смерти. Но вместо того, чтобы слушаться Бога, Адам и Ева предпочли жить по своим правилам. Они наломали дров и это привело к тому, что в их жизнь вошли ссоры, распри, болезни и смерть. А поскольку они отвечали за весь мир, то они испортили жизнь не только себе, но и всему миру. Однако Бог не оставил их. Адам и Ева пытались спрятаться от Бога, скрыв от Него то, что они натворили. Но Создатель искал их, а найдя, пообещал, что однажды Он всё исправит, послав в этот мир того, Кто починит саму жизнь и вернет в неё настоящее счастье.
Спустя много-много лет Бог выбрал одного человека по имени Авраам. Не потому что Авраам был лучше других людей, а просто потому, что он готов был довериться Богу. Правда, и выбора-то у Авраама особо не было. Бог дал Аврааму сына, пообещав, что однажды потомки Авраама будут бесчисленны. Внуку Авраама Бог обещал, что от него произойдёт целый народ. Пройдут годы, прежде чем все увидят, что шаг за шагом Бог был верен Своим обещаниям. Бог напоминал людям, что Он жаждет, чтобы мы на самом деле жили, а не просто выживали под гнётом наших собственных ошибок. Тот, Кто всё исправит, будет потомком одного из правнуков Авраама. Этого правнука звали Иуда.
Пройдут ещё сотни лет. Израиль, тот народ, что произошёл от Авраама, был многочисленен, но угнетаем в то время. Они жили в Египте и в земле этой они были рабами. Бог вновь выбрал человека для того, чтобы вывести свой народ из Египта и дать им собственную землю. Этого человека звали Моисей. И он тоже был не самым лучшим представителем рода человеческого. В молодости он даже убил египтянина. Но Бог избрал Моисея и через него говорил со своим народом. Господь дал им закон, который был призван помочь им по-настоящему наслаждаться жизнью в той земле, что Бог приготовил для них. Тем не менее шаг за шагом люди вновь предпочли жить по своим законам и правилам, вместо того чтобы слушаться Бога. Ни что не ново под луной, и уж тем более наша способность самим испортить свою жизнь. В этой новой земле люди Бога всё больше и больше отходили от Бога, пока в какой-то момент они не предпочли, чтобы ими правил не Сам Бог, а царь, которого бы они выбрали из своей среды.
Но и сейчас Бог не оставил людей. Он был верен своим обещаниям. Поэтому после того, как люди увидели, что выбрали не самого хорошего царя, Бог послал им другого правителя, которого звали Давид. Нельзя сказать, что Давид был идеальным человеком. Он переспал с женой своего друга, а потом убил его. Бог выбирает и использует людей не потому, что они чем-то это заслужили, но зачастую вопреки всему, что есть в нашем сердце. Бог обещал, что однажды обещанный Избавитель будет потомком именно Давида и станет полноправным Наследником царского престола.
Минуют ещё сотни лет. Израиль распадётся на два царства и со временем одно из царств исчезнет с лица земли. Десять колен Израиля растворятся в истории. Останутся только два. Они попадут в рабство, вернутся на свою собственную землю, будут вновь захвачены, пока однажды в небольшом городе Вифлеем не появится на свет Младенец, Которого Его родители назовут Иисус. Как Бог и обещал, Он пришёл из колена Иуды. Он был потомком Давида. Бог видел, что люди не в силах вырваться из цепких объятий своих собственных ошибок. Все мы заложники того, что сами натворили в жизни, предпочтя слушаться себя и своего сердца. Вот почему Сам Бог спустился на землю, став Младенцем Христом. На протяжении всей Своей жизни Он учил, проповедовал и совершал чудеса, подтверждая, что Он на самом деле Бог. Однажды Он даже воскресил Своего друга Лазаря из мёртвых. Конечно, это нравилось далеко не всем. Особенно этому были не рады те, кто был у власти. Они видели в Иисусе лишь конкурента, который может существенно осложнить им жизнь. Они так и не разглядели в Нём Бога.
Поэтому, когда Иисус пришёл в Иерусалим на праздник, на котором евреи вспоминали, как однажды Бог вывел их из Египетского рабства, Иисуса схватили тайно ночью и устроили судилище над Ним. Его приговорили к смертной казни и вскоре убили одним из самых зверских способов, известных людям, – Его прибили ко кресту. Кажется, что Богу не нашлось места на земле. Иисус умер в тот же день. Его тело сняли и похоронили в пещере, а вход в пещеру привалили огромным камнем и приставили сторожить Римских воинов, чтобы быть уверенными, что никто не сможет уже забрать Его тело.
Вот только на третий день этот камень оказался отваленным, а тело исчезло. Случилось невероятное! Иисус воскрес из мёртвых! И если нам сложно в это поверить, можете представить себе шок тех людей, кому Иисус являлся после Своего воскресения. В течение нескольких недель Он посещал Своих последователей и, видимо, даже пришёл к своим братьям Иакову и Иуде. Раз за разом Он рассказывал эту историю, про Адама и Еву, про Авраама и его правнука Иуду. Разъяснял, что даже закон, данный Моисеем, указывал на Него. Напоминал, что вскоре Он вернётся к Богу Отцу, а людям будет дан Бог Дух Святой, чтобы, полагаясь на Него, мы могли не просто выживать, но действительно жить жизнью, наполненной глубоким духовным смыслом. И когда Бог Сын вернулся к Богу Отцу, сошёл Святой Дух. Бог объединил всех своих последователей в то, что Он называл Церковью. Эту группу людей гнали, убивали, преследовали, а они разрастались, становясь всё больше и больше, до тех пор, пока даже Римский император Константин не поверил в эту историю Христа.
С тех пор прошло уже более двух тысяч лет. Жизнь на земле кардинально изменилась. Но осталось неизменным лишь то, что мы всё ещё в плену собственных ошибок и грехов. Однако, Бог не сдался. Он ищет нас также, как Он искал Адама и Еву. Он шепчет нам, пробуждая наши сердца и призывая нас довериться Ему. Ведь всё это было сделано для того, чтобы однажды и мы пришли к Нему, принеся Ему лишь наше несовершенство. Мы ведь не можем дать Ему ничего другого. Он обещает, что не отринет нас, не отвернётся, но простит наши грехи, наполнит нас Своим Духом и подарит нам рай и жизнь вечную.
Настанет день, когда Иисус вернётся. Он придёт вновь, чтобы раз и навсегда починить этот мир, чтобы в нём вновь не было больше слёз, болезней, распрей, войн и страданий, чтобы мы наконец-то жили в полной мере, а не просто выживали. Но пусть не в полной мере, но жизнь эта доступна нам уже сейчас, если только, прислушавшись к голосу Бога, мы обратимся к Нему в тихой молитве покаяния и впустим Его в свою жизнь. Впишите себя в эту историю, и вы увидите в ней любовь Бога именно к вам. Даже в те моменты, когда мы делали всё от нас зависящее, чтобы сбежать от Бога, Он не отворачивался от нас, но искал. Задумавшись, мы сможем и признаться в той проблеме, что есть в жизни каждого из нас – наше своеволие и желание сделать всё так, как мы хотим, которое раз за разом подводило нас. Но самое главное, мы увидим в нашей жизни Христа, того Поводыря, который предлагает нам сейчас Свою руку, чтобы вывести нас из тупика бессмысленности существования и привести в новый мир, в котором нас ждёт жизнь, наполненная глубоким духовным смыслом, жизнь, простирающаяся за границы смерти. И сейчас лишь от нас зависит, будет ли у нашей истории счастливый конец или мы так и не сможем расстаться со своим своеволием, что однажды погубит нас. История Христа подводит нас к этому жизненному перекрёстку. Она требует решения от меня. Что выберете вы?
ПРИМЕНЕНИЕ
Настанет момент, когда те друзья, за кого мы начали молиться и кого стремимся узнать получше, зададут нам вопрос о том, во что верим мы. Подготовьтесь к тому, чтобы коротко рассказать о своей вере. Составьте и отрепетируйте свою историю того, как Бог вас нашёл и вы доверились Ему. Выучите основные постулаты Христианской веры и историю взаимоотношений Бога и человека. Будьте готовы рассказать их в течение 30 секунд, если нужно.
Джастин Брайрли, задаётся вопросом, есть ли выход из этого кризиса, спровоцированного тем, что человечество приняло не самое удачное повествование для поиска смысла жизни. Многие наши друзья испытали это на себе, когда всерьёз задумались о том, ради чего они живут, и вдруг открыли для себя, что они готовы были бы рассмотреть альтернативные истории. Брайрли пишет:
Есть ли выход из этого кризиса? Я уверен, что есть, и мы начинаем замечать, как отлив сменяется приливом. Он начинается с признания того, что мы слишком долго жили в неверной истории. Материалистически-детерминистская парадигма является всего лишь эстетическим допущением, которое не поддерживает ни наука, ни философия. Нам не стоит подчиняться этому повествованию, которое и историей-то не является.
(Джастин Брайрли «Удивительное возрождение веры в Бога»)
В прошлом архиепископ Дюрама, а ныне популярный автор многих книг, Николас Томас Райт вторит Брайрли в своей книге «Настигнут надеждой». Он напоминает нам о том, сколь важно то, что мы делаем, когда рассказываем окружающим о сути и смысле Христианской веры. Райт пишет:
Мы приглашаем людей к совершенно новому пониманию отношений с Богом, пониманию, укоренённому в жизни, смерти и воскресении Иисуса.
(Николас Томас Райт «Настигнут надеждой»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.