Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 006] Понимание Троицы формирует восприятие жизни

КАК В МИР ВПИСАТЬСЯ, НО ОТ СЕБЯ НЕ ОТКАЗАТЬСЯ?

Приблизительно к девятому классу школы ученики начинают задаваться вопросом, какую практическую роль в их жизни играет изучение той или иной дисциплины. Не всем понятно, как они будут использовать в быту знания об индустриальной революции в Западной Европе. Но если такие разделы, как литература, история, география или биология ещё хоть как-то вписываются в представления старшеклассников о том, что должен знать обладатель аттестата зрелости, то, приступая к изучению основ математического анализа или тригонометрии, они обычно теряются совсем. Ведь мало кто действительно понимает тригонометрические функции и ещё меньше людей могут объяснить, как это понимание влияет на их повседневную жизнь. Наша проблема с математикой, впрочем, как и с любыми другими точными науками в школе, в том, что мы смотрим на их прикладное значение в нашей жизни слишком узко. Мы думаем прежде всего о применении полученных знаний, забывая, что эти науки дают нам две несравненно большие вещи во время обучения. Прежде всего они показывают нам, насколько упорядочен мир, в котором мы живём. Как бы часто мы ни сталкивались с неожиданными поворотами судьбы, в основе нашего мироздания лежит не хаос, но порядок. И во-вторых, точные науки учат нас аналитическому мышлению. Они формируют то, как мы думаем, как воспринимаем и упорядочиваем полученную информацию. Навыки эти чрезвычайно важны в жизни каждого из нас.

Точно также и в нашей вере есть вопросы, которые, кажется, никак на самом деле не связаны с нашей жизнью. Безусловно, к одному из таких вопросов относится доктрина Троицы. Мы знаем, что Христиане верят в то, что, с одной стороны, Бог Один, но, с другой стороны, у этого Единого Бога есть три личности, или, как их ещё называют, ипостаси – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Точно также, как и с тригонометрией или математическим анализом, нам чрезвычайно сложно просто понять эту доктрину. Потому что нам трудно вместить то, что кажется нам противоречием, ведь Бог Один, но, с другой стороны, есть три разные личности Бога. Помимо этого, нам также непонятно, а какое значение лично для меня играет то, что Бог Триедин. Зачем мне это изучать? Почему я не могу просто положить эту доктрину на полочку рядом с другими постулатами веры, которые я не понимаю, но ради рая и жизни вечной готов принять? Конечно, также как изучение математики учит нас думать и анализировать информацию, изучение триединства Бога формирует определённую культуру мышления, которая поможет нам в жизни. Но это далеко не всё, что даёт нам изучение Троицы. 

Каждую из личностей Бога мы уже рассмотрели по отдельности в предыдущих проповедях. Теперь пришло время не только посмотреть на то, как они связаны воедино, но и попытаться понять, какое огромное значение для каждого из нас имеет тот факт, что Бог Един в трёх лицах. Прежде всего доктрина Троицы сразу выделяет Христианского Бога среди всех остальных божеств других религий или мировоззрений, предлагая взгляд на Создателя, Которого вряд ли бы смог выдумать человек. Представление о Боге в Христианстве разительно отличается от того, что можно увидеть в любой другой религии. В этом смысле люди всё время мечутся между двух крайностей, считая Богом либо безличностную силу, лежащую в основе мироздания. Так человек, отказывающийся верить в Бога, относится ко вселенной также, как верующий относится к божеству. Либо другая крайность приводит людей к пантеону личных божеств. Лишь Христианство объединяет эти две идеи в одну, являя Единого Всемогущего, но также и глубоко личностного Бога. И эта идея влияет абсолютно на всё в нашей жизни.

Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он во Христе благословил нас всеми духовными благословениями небес. Ведь Он избрал нас в Нем еще до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним. Он, по Своей любви, по Своему доброму желанию и воле, предопределил нам через Иисуса Христа стать усыновленными Им детьми. В этом проявлена вся слава Его благодати, которую Он дал нам во Христе, возлюбленном Им. В Нем мы получили искупление Его кровью и прощение грехов по Его безграничной благодати, которой Он щедро наделил нас. Со всякой мудростью и знанием Он открыл нам тайну Своей воли. Он сделал это по Своему доброму желанию, изначально воплощенному во Христе, чтобы в определенное время объединить все на небесах и на земле под властью Христа. В Нем мы стали наследниками, как это и было предопределено замыслом Бога, совершающего все в мире согласно Своей воле и Своим целям, чтобы мы, первыми возложившие надежду на Христа, послужили к Его восхвалению. В Нем и вы, услышав слово истины – Радостную Весть, несущую вам спасение, – и поверив во Христа, были отмечены печатью обещанного Святого Духа, 14 Который является залогом нашего будущего наследия и искупления тех, кто принадлежит Ему, для похвалы Его славы.

(Послание Ефесянам 1:3-14)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

На протяжении нашей жизни мы постоянно стремимся попасть в тот самый иллюзорный «избранный круг». Сперва в школе мы жаждем, чтобы нас приняли в компанию тех самых популярных подростков, с которыми все хотят дружить. Затем это продолжается в институте, лишь меняется то, как выглядит этот самый «избранный круг». После этого, конечно, на работе, мы постепенно учимся тому, с кем стоит проводить время, а с кем нет. Мы обрастаем знакомствами и полезными связями. Но суть происходящего не меняется. Мы всё время, на протяжении всей нашей жизни, пытаемся постепенно продвигаться к тому, что кажется нам сердцевиной этого самого избранного круга.

Клайв Льюис начинает своё эссе «Ближний круг» с цитаты «Войны и мира» Льва Толстого, цитаты, в которой Князь Андрей Николаевич Болконский вдруг открывает для себя, что он, будучи капитаном, может прервать доклад боевого генерала просто потому, что он принадлежит к другому кругу в обществе, тому самому ближнему кругу, для которого официальные чины не имеют роли, тому кругу, которому хотим принадлежать все мы. Льюис пишет о том, насколько губительно это желание, ведь оно никогда не является нейтральным. Мы либо внутри этого круга, приближаясь всё дальше и дальше к центру, и всё крутится вокруг нас. Либо мы вне этого круга и жаждем оказаться внутри него. Но в любом случае желание это поглощает нас целиком и полностью. В самом конце этого эссе Льюис пишет:

Погоня за «ближним кругом» разобьёт вам сердце, если вы не разорвёте этот порочный круг. Ведь разорвав его, вы вдруг придёте к поразительному результату. Работа, а не продвижение по службе от избранности к избранности, станет вашей целью… Писания говорят нам «ищите и найдёте». Это правда в том смысле, который я не могу до конца постичь сейчас… Молодому человеку, который лишь приступает к взрослой жизни, кажется, что в мире полно «избранных кругов», обещающие эксклюзивный доступ к близости и информации. Но, последуй он за своим желанием и он не достигнет ничего, к чему стоило бы стремиться. Истинный путь ведёт нас в обратном направлении.

(Клайв Стейлз Льюис «Ближний круг»)

Но крест Христа открывает нам самый эксклюзивный ближний круг в мире – Троицу. Смерть Христа в самый ближний круг вводит меня. Троица размыкается в тот момент, когда Бог Сын на кресте кричит от душевных мук:  

Около девятого часа Иисус громко крикнул: «Эли, Эли, лема савахтани? – (что значит: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?»)

(Евангелие от Матфея 27:46)

Он умирает добровольно. Христос не просто принимает волю Отца, но Он, будучи Единородным Сыном Божьим, не хочет оставаться Единственным Сыном Божьим. Он жаждет, чтобы мы вошли в это общение, став сыновьями и дочерьми Небесного Отца. Дух Святой пробуждает нас, чтобы мы могли довериться Отцу, благодаря жертве Христа, в тихой молитве покаяния. Мы становимся частью этой семьи, превращаясь в сыновей и дочерей Отца. Что для нас важнее сегодня? Наш статус? Наше положение в обществе? В принятии тела Христа сокрыта полнота моей жизни.

Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы обратились к Господу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Войдите в самый избранный круг во вселенной. А затем расскажите о своём доверии Богу, приняв таинство святого водного крещения.

АЛЬТЕРНАТИВА

В своё время журнал «Наука и жизнь» был очень популярен во многом благодаря тому, что не просто популяризировал науку, рассказывая о любопытных открытиях, но довольно часто делился прикладным применением того или иного открытия в жизни. Рассматривая доктрину Троицы, нам не столь просто провести параллели между тем, Кем является Бог, и тем, какое практическое значение для моей жизни имеет триединство Бога. Что изменится, если Бог не будет Троицей? 

Впервые ещё Святой Августин в своём трактате о Троице высказал предположение, что Бог не может быть одним, если Он есть любовь. Идею это развил почти через тысячу лет Ришар Сен-Викторский, который в XII веке писал, что истинно любящий Бог не может быть просто одной личностью, поскольку тогда Он будет самовлюблённым. Но Он также не может быть и лишь двумя личностями, потому что тогда любовь его будет исключительной. Он должен быть Троицей, для того чтобы быть любящим Богом. Другими словами, уберите триединого Бога из этого мира - и вы лишите его любви.

Кристофер Уоткин в своём фундаментальном труде «Библейская критическая теория» идёт ещё дальше и демонстрирует, что доктрина Троицы помогает нам достичь равновесия в тех сферах, что зачастую кажутся нам противопоставлениями.

  • Всемогущий Бог – Личностный Бог

Мы уже увидели, что если Бог не триедин, то нам очень сложно не скатиться либо к тому, чтобы Создатель представал в виде безличностной силы. Либо, с другой стороны, не начать воспринимать Его так, как мы воспринимаем людей. Что, в свою очередь, приведёт к тому, что мы будем обезличивать то, что одухотворено и, наоборот, наделять личностными характеристиками бездушные предметы. То есть мы будем использовать людей и любить вещи, вместо того чтобы любить людей и использовать вещи. Или это может выражаться в том, что многие станут относиться к животным как к людям, а к людям – как к животным.

  • Наука – искусство

Второе противопоставление – это знаменитый спор лириков и физиков. С одной стороны, у нас есть точность науки, а, с другой стороны, у нас есть неподдающееся описанию искусство. Триединый и личностный Бог позволяет нам наслаждаться и тем и другим, не сводя всё к сухим формулам и не теряя окончательно связь с реальностью в искусстве, что погибло, как только лишило себя правил.

  • Традиционное общество – современное общество

Традиционное общество сформировано вокруг семьи. Оно движимо кланами и непреходящими ценностями. Современное же общество движимо свободой и индивидуализмом. Уберите Троицу и общество либо превращается в тоталитарный режим, где всё подчинено интересам страны или семьи, где ты даже профессию толком выбрать не можешь, а работаешь по распределению или просто продолжая дело твоего рода. Либо общество скатывается к тому, что всё настолько индивидуально, что никто уже не знает какого он пола. Троица же примиряет эти две позиции, показывая Единство Бога и индивидуальность Личностей.

  • Неповторимость индивидуальности – общность человечности

Наконец, наш мир становится всё более и более урбанистическим. Мы живём гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо в истории человечества. Наше проживание стало столь компактным, что практически каждый из нас жаждет получить хоть капельку личного пространства. Нам чрезвычайно важно ощущать свою индивидуальность и уникальность. Но, с другой стороны, в таком обществе мы становимся настолько оторваны друг от друга, что можем начать вести себя так, как будто «моя хата с краю» даже тогда, когда мы снимаем квартиру в центре города. Мы стали настолько обособленными, что не заметили, как погрузились в ужасающее одиночество: каждый день вокруг нас тысячи людей, но при этом мы совсем одни. Троица дарит нам баланс, потому что в Троице мы видим Единство Индивидуальностей. 

Без доктрины Троицы мы будем склонны к крайностям. Без этого понимания Бога не будет даже любви в нашей жизни. Отказываясь от этой доктрины, мы не только лишаем себя Бога, упрощая Его до того, что Он перестаёт быть Богом, но и теряем связь с культурой и обществом. Кристофер Уоткин пишет: 

Среди рога изобилия божеств Библейский Бог уникален, следовательно Библия дарит нам неповторимый взгляд на общество и культуру, отражающие то, Кем Бог является на самом деле.

(Кристофер Уоткин «Библейская критическая теория»)

ПРИМЕНЕНИЕ

Бывают вещи, которые нам сложно заметить не потому, что их мало вкруг нас, а потому, что мы просто не обращаем на них внимание. Например, часто бывает, что, купив какую-то вещь, от шарфа до автомобиля, ты не замечаешь, что другие люди носят такой же шарф или что у кого-то такая же машина, как у тебя. Но как только ты приобретаешь что-то, так тут же инстинктивно начинаешь обращать внимание на то, что ровно такая же вещь есть у кого-то ещё. 

Вот и с Троицей, мы не обращаем внимание на эту доктрину, принимая её за данность. Но всё меняется тогда, когда мы начинаем задумываться о ней. Попробуйте на предстоящей неделе целенаправленно размышлять о той роли, что Бог Отец, Сын и Дух Святой сыграли в вашем спасении. Напоминайте себе в молитвах о том, что делают Бог Отец, Сын и Дух Святой в вашей жизни сейчас. И это сделает ваше доверие Богу глубже, ваше общение с Богом ближе, а вашу надежду в Боге крепче.

Карл Барт был с одной стороны одним из наиболее значимых богословов XX века, а с другой стороны фигурой крайне противоречивой, поскольку его личная жизнь была далека от того учения Христа, в котором он столь хорошо разбирался. Он вышел из школы либерального богословия и именно с его позиций начал возвращаться к ортодоксальным учениями церкви. Но работы его далеки от той сухости, что можно было бы ожидать от богослова, проделавшего такой путь. Послушайте, как он описывает триединство Бога:

Триединство Бога – вот секрет Его красоты. Отвергнув эту истину, мы придём к пониманию Бога, в котором нет сияния и радости (нет чувства юмора!), Бога лишённого красоты. Утратив достоинство и величие настоящей божественности, такой Бог утратит и свою красоту. Но, если удержаться истины… о том, что единый Бог – есть Отец, Сын и Дух, от нас никак не ускользнёт тот факт, что в целом или в частности, помимо всего прочего, что мы знаем о Боге, Он ещё и прекрасен.

(Карл Барт «Церковная догматика»)

Понимание Троицы формирует не только наше восприятие Бога, но действительно оно определяет наше восприятие жизни

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Основы веры «Горизонтальный полёт»
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone