Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 009] Спасение обретают те, кто жизнь свою Богу доверяют

КАК ПОМЕНЯТЬСЯ, ПЕРЕСТАВ ПРЕТВОРЯТЬСЯ?

Легендарный фильм 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен» начинается с диалога, который описывает практически любую религию. Сидя на лужайке Мюнхгаузен вспоминает один из самых известных эпизодов своих похождений. Сценарист Григорий Горин вкладывает в уста барона рассказ о том, как ему однажды удалось выбраться из болота: «Барон: “Положение было отчаянным. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись”. Охотник: «“Ну и что же вы выбрали?”» Барон: “Угадайте” ... Я схватил себя за волосы и рванул, что есть силы. А рука-то слава Богу ...сильная”. Охотник: “Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы”. Барон: “Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать”». Осознав, что мы тонем в болоте собственных грехов и ошибок, мы ожидаем, что каким-то образом будем должны вытащить себя за волосы, ведь, как мы помним, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Дальнейшие различия между религиями и мировоззрениями сводятся лишь к деталям того, что именно мы должны сделать, чтобы выстроить ту самую иллюзорную лестницу в небо, чтобы заслужить прощение, принятие и вечное блаженство. На этом строятся абсолютно все религии за исключением одной. Христианство утверждает, что лестница спускается с небес, а прощение даётся просто так, даром, по благодати. 

Пожалуй, фундаментальное отличие Христианства от любого другого мировоззрения заключается в том, что приверженцы этой веры не считают себя лучше других. Если на страницах священных книг других религий вы найдете людей, которые своим трудом, медитацией или мудростью смогли возвыситься над изменчивым миром, то в Библии все наоборот. Здесь мы раз за разом сталкиваемся с персонажами, которые совсем не отличались добродетелью. Они лгут (как Авраам), хитрят (как Иаков), хвастаются (как Иосиф), совершают непоправимые ошибки (как Моисей или Давид), ценой которых становится человеческая жизнь. И это наиболее достойные из тех героев, что вы найдете в Библии! 

Ни один Христианин никогда не скажет, что он заслужил спасение. Более того, если вы слышите в ответ на вопрос: «Ты верующий?» – слова: «Ну, я стараюсь», то, скорее всего, такой человек совсем не понимает смысл Христианства. Основой Евангелия как раз становится то, что не хорошие люди попадают в рай, не те, кто старался больше всего и кто верно соблюдал все правила и постановления, а те, кто готов был принять дар Христа просто так, по благодати, не сделав для этого ничего. Кульминацией этого становится разговор Спасителя с вором на кресте, который в последние минуты своей жизни обретает рай только потому, что поверил, что Иисус и есть Мессия. Мы столь хорошо знакомы с этой историей, что упускаем из виду, насколько она шокирует несправедливостью спасения. Закоренелый преступник, поправший все нормы морали и нравственности, обретает рай.

Есть люди, которые пускаются во все тяжкие грехи. Они живут по своим правилам. Им не нужен Бог. Но существует и другая категория людей, которые тщательно соблюдают все религиозные постановления и законы, и следят, чтобы все вокруг тоже соблюдали эти правила. Как ни странно, им тоже не нужен Бог. Разницы между этими двумя группами нет. Хотя их жизнь отличается разительно. Человек, получивший спасение по благодати, живущий по благодати, не станет теперь смотреть свысока на тех, кто еще не пришел ко Христу.

Нааман был военачальником царя Арама. Он был великим и уважаемым человеком в глазах своего господина, потому что через него Господь даровал Араму победу. Он был доблестным воином, но болел проказой. Отряды арамеев во время одного из набегов взяли в Израиле в плен маленькую девочку, и она служила жене Наамана. Она сказала госпоже: «Если бы только моему господину повидать пророка, который в Самарии! Он исцелил бы его от проказы. Нааман пошел к господину и передал ему то, что сказала девочка из Израиля…  Нааман пришел с конями и колесницами и остановился у двери Елисеева дома. Елисей отправил посланца сказать ему: «Пойди, омойся семь раз в Иордане, твое тело исцелится, и ты станешь чист». Но Нааман разгневался и ушел, говоря: «Я думал, что он непременно выйдет ко мне, встанет, призовет имя Господа, своего Бога, поводит рукой над этим местом и исцелит меня от проказы.  Разве Авана и Фарфар, реки Дамаска, не лучше всех вод Израиля? Разве я не мог омыться в них, чтобы очиститься? Он повернулся и в гневе ушел. Слуги Наамана подошли к нему и сказали: «Отец, если бы пророк сказал тебе сделать нечто великое, разве бы ты этого не сделал? А он лишь сказал тебе: “Омойся и будешь чист”». Тогда он пошел и семь раз окунулся в Иордане, как сказал ему Божий человек, – и его тело исцелилось и стало чистым, как у младенца.

(Четвёртая книга Царств 5:1-4 и 9-14)

АЛЬТЕРНАТИВА

Принимая, что спасение даётся даром, мы редко задумываемся о том, какова альтернатива. Идея того, что мы сами должны заработать своё прощение грехов, кажется нам прежде всего нереальной. Это безусловно так! Её можно сравнить с попытками переплыть Тихий океан. Возможно, что кто-то проплывёт 500 метров, кто-то километр, кто-то два, но даже тот, кто осилит десятикилометровую дистанцию, всё равно будет практически также далёк от берега, как и тот, кто смог сделать лишь пару гребков. Все мы настолько безнадёжно далеки от Бога, что невозможно даже представить, чтобы мы могли сделать что-то, чтобы заслужить свой заветный билет в рай. Но это ещё не всё. Отказываясь от идеи, что спасение может быть лишь по благодати, мы рискуем потерять:

  • Связь с Богом

Стремясь самостоятельно заслужить спасение, мы теряем связь с Богом. Даже если мы вдруг смогли бы сделать что-то, чтобы Бог впустил нас в рай, Его стандарты настолько высоки, что Он никогда и ни при каких условиях не разделил бы общения с нами. Именно поэтому, как ни странно, в исламе Аллаха нет в раю. Это место блаженства для верных, но самого Всевышнего вы не найдёте в этом месте. А рай без Бога, каким бы замечательным он ни был, скорее, напоминает ад.

Более того, когда вся наша жизнь сводится к соблюдению законов и правил, мы рискуем тем, что Бог превращается лишь в Небесного инспектора, который постоянно следит за нашим поведением. Своей проклятой праведностью мы выстраиваем столь высокую стену между нами и Богом, что рискуем не заметить Его, когда Он приходит в этот мир. И вполне возможно, что одно присутствие Его в нашем мире будет столь невыносимым, что мы начнём кричать «распни Его», когда нам представится шанс сохранить Ему жизнь.

  • Связь с реальностью

Мы утрачиваем связь с реальностью, когда пытаемся заслужить спасение. Мы и не замечаем, как расстаёмся с самыми базовыми и простыми понятиями. Например, мы настолько сконцентрированы на зарабатывании себе места в раю, что забываем, что любое преступление требует наказания. Мы просто предпочитаем не думать о том, что было в нашей жизни в прошлом, надеясь, что каким-то образом благих дел в настоящем хватит, чтобы Бог просто не обращал внимания на прошлое. 

Но и это ещё не всё! Мы утрачиваем понимание того, что значит в мире, потому что начинаем думать, что Господь ценит какие-то вещи, в которых на самом деле у него нет нужды. Например, мы начинаем думать, что Богу очень важны деньги. Тому Самому Создателю мира, Который изобрёл золото, вдруг настолько не хватает именно наших пожертвований, что на них Он готов обменять место в раю. Это абсурдная позиция, но мы свято верим в неё, когда стремимся отработать прощение.

  • Связь с собой

Кажется странным, что мы теряем связь с собой, когда пытаемся заработать или отработать наше спасение, но это на самом деле так. Связано это с тем, что мы не можем быть честными до конца в оценке себя. Мы будем либо закрывать глаза на какие-то грехи или тенденции в нашей жизни. Либо же, наоборот, будем позволять этой негативной оценке своего характера разрушить нас целиком и полностью, доведя до неврастеничного состояния. В любом случае, мы не будем в ладу с собой, по крайней мере не будем в ладу с тем, кто мы есть на самом деле.

  • Связь с обществом

Всех вокруг мы делим на достойных и не очень. Мы распределяем людей в разные группы, включая и тех безнадёжных, что никогда и ни при каких обстоятельствах не окажутся рядом с нами в церкви. Мы не просто осудили их, но приговорили в сердце своём на адские муки. Нам и невдомёк, что точно также вполне возможно кто-то приговорил нас за поступок, что просто не вписывается в их понимание праведной и достойной жизни. Для нас было бы адом оказаться в раю, в который пускают менее достойных людей. Однако, точно также рай стал бы адом для кого-то, кто увидел бы в раю нас. Стремясь заработать или отработать спасение, мы выстраиваем непреодолимые стены с людьми рядом с нами.

Фленнери О’Коннор в своём рассказе «Откровение» как раз повествует о благочестивой чете Терпин и о видении рая, что однажды перевернуло всю жизнь Миссис Терпин. Она увидела, как по тропе на небеса поднимаются совсем не те люди, кого она, возможно, ожидала увидеть.

Миссис Терпин подняла лежащие на ограде руки и воздела их жестом, вдохновенным и древним. В глазах ее вспыхнул пророческий свет. Пролегшая по небу полоса представилась ей огромным мостом, перекинутым с земли над огненной пучиной. По нему теснились к небу бессчетные сонмы душ. Среди них была белая голытьба, впервые за всю жизнь отмытая, и толпы негров в белых одеждах, и тьмы тем калек и бесноватых, они били в ладоши, верещали и прыгали, как лягушки. А позади, особо ото всех, шел народ, к которому, она сразу догадалась, принадлежали они с Клодом, те, кому Господь дал всего понемногу и вразумил, как с пользой всем распорядиться. Она потянулась вперед, чтобы получше разглядеть их. Они выступали важно, с большим достоинством, в их рядах, как всегда, царили благопристойность, добропорядочность, здравомыслие. Из всех только они держались с достоинством. Но по их изменившимся, растерянным лицам она увидела, что даже их добродетели поражены тленом. Руки ее опустились и сжали перекладину, сузившиеся глаза, не мигая, глядели на то, что виделось впереди.

(Фленнери О’Коннор «Откровение»)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Проказа – это не просто заболевание, протекающее с поражением кожи и периферической нервной системы. Как следствие, больные проказой не чувствуют боли. Несмотря на то, что в последнее время проказа относится к так называемым «забытым болезням» по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире всё же остаются лепрозории. В этих учреждениях больным выдают специальные датчики, которые предупреждают их об опасности порезаться, обжечься или ещё как-то травмировать себя. Эти приборы издают особый звук во время возникновения опасности. Но поскольку приборы эти постоянно пищат, то многие больные их отключают. Что приводит к их постоянным бытовым травмам. 

Вот почему проказа служит великолепным образом нашего греха. Это не только неизлечимое заболевание души, но и такой недуг, при котором наше сердце постепенно теряет чувствительность. Мы сами выключаем нашу совесть, чтобы она не тревожила нас. А в результате сердца наши покрыты шрамами, оставленными нашей бесчувственностью. Так шаг за шагом проказа греха выстраивает стену не только между нами и Богом, и даже не только между нами и другими людьми. Так шаг за шагом мы теряем связь с самими собой. 

Приходя в этот мир, Иисус не просто проживает совершенную жизнь, чтобы стать примером того, как мы должны себя вести. Он принимает на Себя наш грех. Он становится прокажённым вместо нас. Мы исцеляемся от греха не потому, что исполняем Его требования и предписания, но потому, что просто принимаем Его жертву за нас даром. Его праведность становится нашей, в то время как наш грех ложится на Него на кресте. Проказа нашего греха убила Христа. Мы обретаем прощение грехов и жизнь вечную, когда погружаемся целиком и полностью в эту жертву Христа, в Его жизнь и в Его воскресение. За семьсот лет до смерти Иисуса на кресте пророк Исайя писал: 

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши скорби. Мы же думали: разит Его Бог за грехи Его, бьёт Его – вот Он и мучается. А Он был изранен за наши грехи, сокрушаем за наши беззакония; Он понес наказание, чтобы мы получили мир, и ранами Его мы исцелились.

(Книга пророка Исайи 53:4)

Спаситель исцеляет нас Своей смертью. Своим истерзанным на кресте телом Он разглаживает раны и шрамы, что наши грехи оставили в нашей душе. Если бы только мы могли взглянуть на наши сердца после того, как мы доверились Господу, мы бы увидели, что они стали «чистыми, как у младенца». Такого рода шанс начать всё с самого начала, восстановить отношения с собой, миром и Богом – это то, чего жаждет каждый из нас.

Мы принимаем этот дар в тихой молитве покаяния, обращаясь к Богу. Можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы сделали это? Если нет, то сделайте это прямо сейчас! Попросите у Бога прощение за свои грехи и примите Его дар вечной жизни. Доверьтесь Ему так, как никогда раньше не доверялись. Погрузитесь с головой в это прощение, а затем расскажите об этом шаге всем вокруг, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Есть люди, которые буквально источают благодать. В общении с ними мы чувствуем, что можем поделиться сокровенным и одновременно они не будут осуждать нас, но и не будут оправдывать наше поведение. Но каким-то необъяснимым образом они найдут верные слова, чтобы ободрить нас быть ещё ближе к Богу. Нам кажется, что это какой-то особый духовный дар. Но это совсем не так. Это просто люди, которые на самом деле живут благодатью, позволяя ей проникать во все сферы своей жизни. Секрет в том, что каждый из нас может быть таким человеком.

А теперь открою вам свой секрет. Я поведаю его вам в сердечной простоте, какой мне уже вряд ли когда удастся достичь, поэтому молю о том, чтобы, слушая мои слова, вы сидели в тихой, спокойной комнате. Секрет мой в том, что мне нужен Бог – что я болен, устал и больше не могу один. Мне нужен Бог, который помог бы мне давать так, как, похоже, я больше не способен давать; который помог бы мне быть добрым так, как, похоже, я больше не способен к доброте; который помог бы мне любить так, как, похоже, я утратил способность любить.

(Дуглас Коупленд «Жизнь после Бога»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone