Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 011] Мне церковь нужна, потому что без неё я не вижу Христа

КАК САМОМУ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ И ВЕРУ НЕ ПОТЕРЯТЬ?

Есть две тенденции, которые самым радикальным образом меняют наше представление о том, что такое община вообще и поместная церковь в частности. Во-первых, всё больше и больше людей по всему миру перебираются в города. Мы живём в век, когда в ближайшее время подавляющее большинство людей на планете будут жить именно в городах, а не в деревнях, как раньше. Жизнь в большом городе кардинально отличается от жизни в деревне. В городах мы одновременно окружены большим количеством людей, чем когда-либо, но при этом мы чувствуем себя столь одинокими, как не чувствовали никогда раньше. А потому меняется и образ современной поместной общины.   

Во-вторых, мы живём в мире, где обмен информацией происходит практически мгновенно. Нам сегодня доступны не только проповеди в нашей церкви или в других церквях нашего региона, но беседы и лекции пасторов и учителей со всего мира. При этом мы можем послушать их практически сразу после того, как они произносятся в церкви, что зачастую находится в буквальном смысле слова на другом конце света. Более того, мы можем слушать не только проповеди, но и прославление со всех уголков света, выбирая музыку, которая нам ближе.

В результате этих двух глобальных перемен создаётся впечатление, что у нас просто нет такой необходимости в общине, как была еще сто лет назад. Всё то, что раньше мы получали лишь в поместной общине, сегодня доступно нам в интернете. Нам не нужно покидать уют своего дома, чтобы молиться в тишине комнаты или рабочего офиса, а исповедоваться, разговаривая только с Богом и не открывая своего сердца никому из тех, кто нас окружает. Конечно же, тот факт, что на протяжении веков церковь как общественный институт часто вела себя совсем не по-христиански, ничуть не помогает нам проникнуться доверием к ней. Да мы, наверное, и готовы были бы простить церкви исторические промахи и ошибки, если бы сегодня, приходя на богослужение, мы не сталкивались с людьми, которые часто отталкивают нас от Бога, чем приближают к Нему. При этом есть еще и масса элементарно бытовых проблем, которые упорно удерживают нас от активного участия в жизни поместной Христианской общины. Начиная с того, что порой в воскресенье приходится работать, или ехать в храм нужно через весь город, и заканчивая тривиальной неспособностью выбрать церковь, наиболее удовлетворяющую своим нуждам.

И все же, несмотря ни на что, жизнь – это командный вид спорта, и есть масса вещей, которым мы не сможем научиться в «теории». Например, чрезвычайно сложно научиться любить и прощать, если мы делаем это в теории, так и не сталкиваясь с реальными людьми. Проявлять благодать и милость всегда сложнее на практике. Но именно это и позволяет нам расти: мы мужаем в вере в контексте церкви, которая полна противоречий. С одной стороны, это незримая община, объединяющая всех верующих всех времен и народов, а мы не в силах точно сказать, кто вокруг нас действительно доверил свою жизнь Богу, а кто – еще нет. Но, с другой стороны, это вполне осязаемая группа людей, вместе с которыми мы прославляем Бога один или несколько раз в неделю. Это свободная, но также и высокоорганизованная община, во главе которой стоит сам Бог. Наконец, это властная община, которая обладает правом обратить наше внимание на те области жизни, которые стоит изменить. Но, с другой стороны, власть эта зиждется на взаимном подчинении. Как кусочки головоломки, все эти моменты складываются в единое целое, которое мы привыкли называть коротким словом «церковь».

Братья, благодаря крови Иисуса мы теперь можем смело войти в Святое Святых, войти по новому и живому пути, который открыт для нас через завесу, то есть через Его тело. У нас есть великий Священник, Который стоит во главе всего дома Божьего. Так давайте приблизимся к Богу с искренними сердцами, в полноте веры, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тела чистой водой. Будем непоколебимо держаться исповедания веры, которая дает надежду, потому что Тот, Кто обещал нам, – верен. Будем с вниманием относиться друг к другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам. Не будем оставлять наших собраний, как это вошло у некоторых в привычку. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День Господа уже приближается.

(Послание Евреям 10:19-25)

АЛЬТЕРНАТИВА

Любые значимые отношения в жизни рано или поздно подведут нас. Будет момент, когда наши родители, какими бы замечательными они ни были, очень больно ранят нас. И это в том случае, когда у нас хорошие родители. Что уж говорить, когда нам не очень повезло с папой и мамой. Правда, верно это не только в случае родителей, но и детей. Как бы ни старались мамы и папы, воспитывая своих отпрысков, в жизни неминуемо настанет день, когда дети очень больно ранят их. 

Конечно же, будут в нашей жизни и шрамы, оставленные романтическими отношениями. Это верно даже тогда, когда вы женились или вышли замуж за свою первую любовь. Вот почему слова Клайва Стейплза Льюиса так отзываются в сердце каждого из нас:

Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду.

(Клайв Стейплз Льюис)

Вот почему было бы странно ожидать, что, открываясь и доверяясь другим людям в церкви, мы каким-то образом застрахованы от предательства, что никто не будет говорить дурного у нас за спиной и отношения с этими людьми будут идеальными и безоблачными. Любопытно, что в книге Деяния апостолов, в которой показана практически идеальная община верующих, где люди жертвуют всем, отдают все деньги на нужды друг друга, мы видим, что проблемы возникают достаточно быстро. Такая важная церковная роль, как «диакон», появляется именно потому, что в ранней церкви возникли проблемы и появилась необходимость урегулировать её. Распределяя помощь, ранняя церковь начала отдавать предпочтения одной группе людей, конечно же, раня своими действиями другую. 

В эти дни, когда число учеников стало расти, грекоязычные евреи начали жаловаться на местных евреев. Они говорили, что те пренебрегают их вдовами, когда раздают ежедневную пищу. Тогда Двенадцать созвали всех учеников и сказали: «Мы не можем, оставив служение словом Божьим, заняться обслуживанием столов. Поэтому, братья, выберите из вашей среды семь человек с хорошей репутацией, исполненных Духа и мудрости, и мы возложим на них эту обязанность. Сами же мы будем продолжать молиться и нести служение слова». Это предложение всем понравилось, и выбрали Стефана, человека, полного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая из Антиохии, обращенного в иудаизм. Их представили апостолам, и те помолились и возложили на них руки. Слово Божье распространялось, и число учеников в Иерусалиме быстро увеличивалось, даже многие священники покорились вере.

(Книга Деяния апостолов 6:1-7)

Одной из реакций на современные вызовы стало то, что многие Христиане пытаются отказаться от идеи поместной церкви как таковой. То есть, столкнувшись с тем, что церковь не идеальна, сегодня Христиане приняли решение отказаться от неё вовсе. Так некоторые верующие решили, что стоит отказаться от того, что церковь обладает некой организационной структурой. Как следствие, они сводят всё общение к неформальным встречам. Но отказываясь от структуры, мы теряем подотчётность друг другу. Мы становимся настолько свободны в нашем общении, что как только кто-то говорит нам нелицеприятные вещи, мы просто вычёркиваем этих людей из нашей жизни.

Отворачиваясь от подотчётности, мы лишаем себя самой возможности расти и развиваться. Потому что, если мы всё время будем поглощены лишь тем, какие мы замечательные, творческие, душевные и так далее, мы никогда не сможем заметить те сферы жизни, что нуждаются в преображении.

Ограничивая свой рост, мы утрачиваем смысл Христианской веры вообще и вскоре рискуем расстаться с ней полностью. Вот как это выражает Ричард Нибур, иронизируя по поводу либерального Христианства в начале XX века:

Бог без гнева ввёл человека без греха в Царство без суда, посредством служения Христа без креста.

(Ричард Нибур «Царство Божие в Америке», 1937)

А уже в начале XXI века Кевин Деянг и Тед Клюк вторят Нибуру, описывая тенденции внутри консервативного крыла Христианства:

Среди евангеликов нового разлива и в культуре в целом растёт популярность движения за духовность без религии, за отношения без правил и за Бога без церкви. Всё больше людей стремятся к бестелесному Христианству.

(Деянг и Клюк «Почему мы любим церковь», 2009)

Философ и атеист Ричард Рорти не скрывает своей радости по этому поводу. В одном из интервью он сказал:

Возможно, либеральные богословы со временем смогут породить настолько бестелесную версию Христианства, что никто не будет заинтересован в нём.

(Ричард Рорти)

Церковь ранит нас. Она разочарует нас. Будут моменты, когда поместная община верующих подведёт нас. Так происходит в любых значимых отношениях в нашей жизни. Но альтернативой церкви является настолько бестелесное Христианство, держаться которого нет смысла вовсе.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Одна из самых больших проблем современного общества – это эпидемия одиночества. Мы постоянно окружены тысячами людей. Они рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки, в общественном транспорте, на улице, на работе, в парке или в кафе. И даже когда мы едем на работу в своей машине или закрываем двери своей квартиры, мы находимся недалеко от других людей. Нам отчаянно не хватает личного пространства в жизни. И при этом мы безнадёжно одиноки.

Погибая на кресте за наши грехи, Иисус принимает на Себя наши немощи и болезни. Он в том числе берёт на Себя и наше одиночество, потому что Он умирает совершенно один. Да, любой человек пересекает последний Рубикон в жизни будучи сам по себе. Но Иисус был предан и оставлен всеми, кто был дорог Ему в жизни. Идя на смерть, Он знал, что всё будет именно так. Незадолго до Своей гибели Он предупреждал Своих учеников:

Наступает такое время, и уже наступило, когда все вы разбежитесь по домам и оставите Меня одного. Но Я не один, потому что со Мной Отец.

(Евангелие от Иоанна 16:32)

Вот только на кресте даже Отец оставит Спасителя один на один с проклятием и смертью. Иисус принимает это одиночество на Себя не для того, чтобы мы продолжали жить изолированными от других людей. Христос умер в одиночестве, чтобы я не жил сам по себе во Христе. Мы привыкли воспринимать спасение в сугубо индивидуальном понимании. Мы считаем, что Иисус умер именно за меня, за мои грехи, чтобы выкупить конкретно меня из рабства греха и ошибок. В своей легендарной песне группа Depeche Mode иронизирует именно об этом аспекте спасения, ставшим столь популярным благодаря служению так называемых «телевизионных проповедников» в конце XX века.

Узри Своего Бога
Он несёт тяжкий груз
Твой личный Иисус
Узри своего Бога
Молитвы, что слетают с уст,
Услышит Иисус

И это, конечно же, верно. Безусловно Христос умирает за каждого из нас. Но мы забываем о том, что Спаситель погибает, посвящая Себя именно Церкви. Он умирает не просто за каждого из нас индивидуально, но и за Церковь целиком. Он принимает на себя вселенское одиночество, отлучающее Его даже от Бога, чтобы мы больше не были одни. Христос умер в одиночестве, чтобы я не жил сам по себе.

Христос тоже не Самому Себе угождал, но, как написано: «Оскорбления тех, кто злословит Тебя, пали на Меня»

(Послание Римлянам 15:3)

Он примиряет нас с Богом, чтобы мы могли теперь находить мир в общении с другими верующими. Приняли ли вы эту жертву Христа? Оглядываясь назад на Свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния? Если нет, то сделайте это сейчас, чтобы, войдя во Вселенскую церковь, стать частью поместной.

ПРИМЕНЕНИЕ

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone