Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 010] Мы меняемся, когда Духу Святом в переменах в нашей жизни доверяемся

КАК ДУХОВНО РАСТИ И ПРЕОБРАЖАТЬСЯ?

Мы привыкли воспринимать духовное развитие как своего рода базовые курсы или экзамены на получение водительских прав. То есть нам кажется, что всё, что нам нужно – это получить определённый набор знаний и навыков, который наполнит нашу жизнь глубоким духовным смыслом, способным пронести нас через все трудности и проблемы. Соответственно, мы жадно впитываем информацию первые несколько лет, а затем перестаём расти, полагаясь на то, что мы уже усвоили.

Тем временем духовный рост, скорее, сродни физическим упражнениям. Нельзя быть в хорошей форме раз и навсегда. Поддержание тонуса требует постоянных тренировок. Духовная зрелость – это не диплом о высшем образовании или сертификат о прохождении курсов по повышению квалификации. Она достигается благодаря терпению, воле, благодати и вере. Несмотря на то, что мы уже очищены от греха и оправданы, мы всё ещё не достигли святости, так как продолжаем грешить. Мы никогда не добьёмся совершенства в этой земной жизни. А значит, в нашем духовном развитии будут различные этапы – времена духовного подъема, периоды стабильности и мгновения духовных разочарований. Именно поэтому нам требуется терпение. Духовный рост – процесс неоднородный, и он никогда не будет ровной прямой линией, планомерно движущейся от одних духовных вершин к другим.

Кроме этого, духовное становление – это симбиоз работы Бога и труда человека. Мы уже увидели, что не только то, что Иисус был полностью Богом и человеком, но и то, что Библия является результатом совместных усилий Бога и автора той или иной книги, вошедшей в канон. Так что, когда мы говорим о подобном симбиозе применительно к нашему росту, мы лишь развиваем ту идею, с которой сталкивались ранее. С одной стороны, духовный рост является результатом работы Святого Духа в наших сердцах. Но с другой стороны, требуется наше волевое решение, чтобы Господь начал действовать в нашей жизни. Сами по себе мы не начнём возрастать духовно. Недостаточно просто желания или готовности расти. Господь благословляет именно наши усилия. Однако, самих по себе усилий недостаточно. Без участия Духа Святого в нашей жизни мы никогда не сможем преобразиться. Мы будем лишь маскировать нищету души богатством и многообразием законничества в нашей жизни.  При этом наша воля отвечает не только за пассивную часть (мы позволяем Творцу трудиться в нашей душе, преображая нас), но и за активную составляющую. Последняя выражается в том, что при помощи Духа Святого мы дисциплинируем себя и отказываемся от того образа жизни, который был присущ нам до того момента, когда мы доверили свою жизнь Богу. Речь в данном случае не идёт о каких-то аскетических практиках, а о таких тривиальных вещах, например, как не реагировать злом на зло, отвечая даже на самые неприятные нападки с кротостью и благодатью.

И вот здесь очень важно не угодить в капкан «гордости». Ведь, как только мы начинаем прилагать усилия, складывается впечатление, что мы живём по «закону», а не по благодати. Создается невольное впечатление, что есть список правил и постановлений, который нам нужно выполнять, чтобы достичь духовной зрелости. И только ставя перед собой цели намного выше тех, которые мы можем достичь своими силами, мы начнем всё больше и больше замечать, как Господь преображает нас. И это, в свою очередь, даст возможность относиться с благодатью, готовностью простить и помочь тем, кто, если не отошёл от веры, то точно ведёт себя не так, как подобает Христианину.

Не то, чтобы я уже приобрел это или уже стал совершенным, но я стремлюсь приобрести, потому что меня приобрел Христос Иисус. Братья, я не считаю, что я уже достиг этого, а лишь забывая все, что осталось позади, иду к тому, что впереди. Я стремительно иду к цели, чтобы получить награду высшего Божьего звания в Иисусе Христе. Нам всем, духовно зрелым людям, следовало бы так смотреть на вещи. Если же вы в чем-то мыслите иначе, то и это Бог вам откроет. Но давайте будем жить согласно тому, чего мы уже достигли.

(Послание Филиппийцам 3:12-16)

ЭТОТ СТИХ СТОИТ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

мы все ...изменяемся, становясь все больше похожими на Него…

(2 Послание Коринфянам 3:18)

АЛЬТЕРНАТИВА

Есть два фактора, которые нам стоит учитывать при альтернативном подходе к идее, что каждый верующий призван расти и развиваться на протяжении всей своей жизни. Прежде всего стоит рассмотреть, что происходит, когда мы отказываемся от позиции, что спасение – это одновременно процесс и событие. Если мы принимаем, что это только процесс, то мы рискуем на протяжении всей нашей жизни бороться с сомнениями, а спасены ли мы на самом деле или нет. Окажемся ли мы в раю вместе с Господом или нас ждёт ад. Представьте себе на мгновение семью, в которой есть приёмный ребёнок. Он знает, что его усыновили, и всё время ждёт, что за любой проступок вновь обретённые родители отправят его назад в детский дом. Возникают вполне резонные основания сомневаться в том, насколько такие родители вообще способны любить. Считая спасение лишь процессом, мы превращаем Бога в Отца, который практически ничего не знает о любви.

С другой стороны, если мы ограничиваем спасение лишь тем, что это событие, а не процесс, мы рискуем погрузиться во вседозволенность. Ведь наше поведение после того, как мы доверились Христу, по сути, ничем не отличается от нашего образа жизни до того, как мы обратились к Богу. Раз за разом в своих письмах апостол Павел демонстрирует, сколь далёк такой взгляд от христианского. Продолжая пример с усыновлённым ребёнком, такое поведение Христианина было бы сродни тому, что ребёнок, принятый в семью, наотрез отказывается принимать правила и образ жизни семьи, к которой он теперь принадлежит. Дети покидают детский дом не для того, чтобы родительский дом превратить вновь в тот самый сиротский приют, который они только что оставили. Обретя прощение грехов, жизнь вечную и шанс начать всё с чистого листа, мы настолько сильно измены любовью Бога, что жаждем преображаться. Бог не просто ожидает от нас изменения поведения, Он дарит нам новую мотивацию и новые силы для этого преображения. Вот и выходит, что, воспринимая спасение лишь как событие и считая его только событием, мы не понимаем и не принимаем любви Бога.

Не говоря уже о том, что мы приходим к Богу не только из-за желания обрести рай и жизнь вечную, но и потому, что нас не удовлетворяет текущее положение вещей в нашей жизни. Мы хотим меняться! Мы жаждем преображаться! Вот только духовный рост даётся непросто. Он требует от нас огромных усилий, прежде чем превратиться в определённый образ жизни. Но в жизни на самом деле всё даётся тяжело. Например, занятия спортом даются с большим трудом, но и жить с одышкой тоже непросто. Быть верным своей семье сложно, но и прятать свои измены тоже нелегко. Подходить ответственно к расходованию денег, к бюджетированию очень сложно, но и быть банкротом не так приятно, как может показаться. Ответственно подходить к решению проблем в жизни будет тяжко, но и бегать от решения этих самых проблем, скрываясь за поверхностными постами о якобы успешной жизни, тоже не так легко, как может показаться. Всё в жизни даётся с трудом, нам нужно просто выбрать, будем ли мы с трудом расти или наоборот деградировать.

Ведь на этом пути велико искушение бросить всё, оправдав своё решение тем, что Богу важна искренность нашего сердца. Ему намного больше важно то, «кто я», а не то, «что именно я делаю». Ведь Он знает, что в душе я Его люблю. Искренность безусловно важна. Однако она ничего не значит, если она не подкреплена нашими поступками. Ведь так часто проблема как раз в том, что мы становимся тем, что мы регулярно делаем. Наши привычки формируют не только нашу репутацию, но саму нашу душу. Скажем, если я обманываю раз за разом людей, то в какой-то момент я становлюсь человеком, которому нельзя доверять. Если я бегу от своих долгов и обязательств, то я не просто избегаю трудностей в жизни, но не даю своему сердцу сформироваться так, как оно могло бы сформироваться. 

Бог конечно же знает, насколько сильно мы Его любим, но и Он любит нас безмерно и просто не готов мириться с тем, кем мы являемся. Он знает, что мы способны на большее, и Он ждёт этого большего от нас. Мы же либо растём, либо деградируем. Третьего не дано. То, кто я, неразрывно связано с тем, что я делаю. И то, что я делаю, формирует то, кем я являюсь. 

И вот здесь есть один очень важный момент, в котором нам нужно быть предельно честными с самими собой. Чаще всего мы отходим от чтения Писания, от общения в церкви или молитвы не потому, что мы вдруг прозрели, что Богу на самом деле важно наше сердце, а потому что в нашей жизни появились отношения, которые для нас важнее, чем наша связь с Богом. Это могут быть отношения с парнем или девушкой, которые нам очень нравятся, но кто совсем не разделяет наши ценности. Или это может быть повышение по службе, сулящее нам другой круг общения и совсем другую сферу интересов в жизни. А может быть что-то ещё. Мы просто делаем осознанный выбор в пользу этих новых вещей в нашей жизни, оставляя духовную сферу где-то позади. В итоге мы рискуем превратиться в пустую оболочку человека, потеряв всё своё содержание. Альтернативой росту становится бесконечное оправдание себя, своих слабостей и грехов, которую мы будем тщательно прятать за фасадом из верных слов и правильных образов. И вот здесь как раз и кроется та альтернатива, что ждёт нас, – мы можем либо быть, либо казаться.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Было бы очень странно свести всё наше существование лишь к двум событиям – рождению и смерти. Безусловно, это две чрезвычайно важных вехи нашего бытия, обрамляющие в ней всё, начало нашего земного пути и его конец. Но жизнь во всей её полноте не ограничивается лишь этими двумя отметками. Всё самое интересное здесь на земле как раз происходит между этими двумя точками, и для Христианина жизнь только начинается в тот момент, когда здесь она угасает.

Вот почему было бы столь же странно ограничивать нашу духовную жизнь лишь двумя событиями в ней – нашим покаянием и тем моментом, когда мы окажемся в вечности с Господом. Однако, порой возникает ощущение, что кроме этих двух точек больше и нет ничего в жизни верующих. Есть лишь момент, когда мы обращаемся к Богу, и затем мы не живём, мы существуем в ожидании того момента, когда будем по-настоящему жить. Христос же, обращаясь к Своим слушателям, говорит, что Он пришёл для того, чтобы дать им жизнь, которая буквально переливается через край. Если задуматься, ведь это и есть смысл фразы «жизнь с избытком», то есть не просто бессмысленное существование, но жизнь, наполненная глубоким духовным смыслом.

…Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке.

(Евангелие от Иоанна 10:10)

Ранее, в восьмой главе того же Евангелия можно прочитать, что Иисус говорил о том, что Он пришёл для того, чтобы истина сделала нас свободными. 

Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.

(Евангелие от Иоанна 8:32)

В обоих случаях Спаситель не говорит о духовных материях, которые никак не влияют на наше физическое существование. Но Он показывает Своим слушателям, что жизнь, наполненная духовным смыслом, помогает нам не просто выживать, но наконец-то начать жить в полной мере. Мы не только обретаем свободу от наших грехов и ошибок, но наконец-то получаем возможность быть теми, кем создал нас Господь. Христос разделил с нам смерть, чтобы обрели Его святость. 

Если, оглядываясь назад на свою жизнь, мы не можете вспомнить момент, когда бы вы обратились к Господу с искренней молитвой покаяния, сделайте это прямо сейчас. Примите Его дар прощения грехов и жизнь вечную не только для того, чтобы быть уверенным в том, что вас ждёт рай после смерти, но чтобы точно знать, что и здесь ваша жизнь будет свободной, что она будет наполнена глубоким духовным смыслом, то есть будет жизнью с избытком. Расскажите всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Посвятите ближайшие три недели развитию:

  • Ежедневных духовных дисциплин, таких как молитва, чтение Писания, исповедание грехов и просьба исполнить вас силой Духа Святого;
  • Еженедельных духовных дисциплин, таких как участие в домашней дискуссионной группе, посещение воскресного богослужения и участие в служении;
  • Ежемесячных духовных дисциплин, таких как привычка первым делом жертвовать процент от ваших доходов.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» есть очень яркий момент преображения Жана Вальжана. В начале романа мы видим, как Вальжан получает пять лет каторги за то, что во время голода пытался украсть батон хлеба – «за кражу со взломом ночью в жилом доме». Он неоднократно пытался сбежать, а потому в общей сложности провёл девятнадцать лет в заключении. Выходит он с так называемым «жёлтым паспортом», свидетельствующим о том, что он бывший преступник. Все относятся к нему с подозрением, да и сам Вальжан привык уже к жизни бывшего каторжника. Единственный человек, который проявил к нему человеческое сострадание и отнёсся с человеческим достоинством – это епископ диньский Мириэль. Вальжан же отплатил ему тем, что украл у него столовое серебро и сбежал ночью. Вальжан пойман полицией и приведён в дом епископа, который говорит, что он сам отдал серебро Вальжану. И в дополнение ко всему кладёт ещё и серебряные канделябры, говоря, что Вальжан забыл взять их. Полиция уходит, а Вальжан в шоке от того, что только что произошло:

Он внутренне противился христианскому поступку и кротким словам старика: «Вы обещали мне стать честным человеком. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у духа тьмы и передаю ее Богу». Слова эти преследовали его неотступно. Он противопоставлял этой ангельской кротости гордость, живущую внутри нас, как оплот зла. Он смутно сознавал, что милость священника была самым сильным наступлением, самым грозным натиском, какому он когда-либо подвергался; что если он устоит перед этим милосердием, то душа его очерствеет навсегда, а если уступит, то придется ему отказаться от той ненависти, которою в течение стольких лет наполняли его душу поступки других людей и которая давала ему чувство удовлетворения; что на этот раз надо было либо победить, либо остаться побежденным, и что сейчас завязалась борьба, титаническая и решительная борьба между его злобой и добротой того человека.

(Виктор Гюго «Отверженные»)

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone