КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПУТИ К БОГУ?
Отправляясь в длительный путь, мы стремимся тщательно продумать предстоящий маршрут. Мы отдаём себе отчёт в том, что лишь из-за одной ошибки мы можем так и не добраться до желанного пункта назначения. Именно это во многом и стало ключевым вопросом, который обсуждали на первом Вселенском соборе в июне 325 года, когда речь зашла о том, насколько Иисус был на самом деле Богом. В четырнадцатый день император Константин в блистательных золотых одеждах торжественно вошел в зал, где его уже ждало более 300 епископов со всех концов империи. Многие из них еще помнили, как Римские императоры преследовали церковь. Шрамы на их телах не давали им забыть об этом. Но прошло уже более 10 лет с тех пор, как Константин заявил о том, что он сам Христианин, и следом издал указ о свободе вероисповедания Христиан. И вот сейчас церковь на Востоке раздирали противоречия. С одной стороны, были последователи Ария, считавшего, что Христос был не совсем Богом. С другой стороны, ему противостояли «православные» во главе с Афанасием Великим, страстно отстаивавшие, что нет разницы между божественностью Христа и Бога Отца. Формулировки двух сторон отличались буквально на одну букву греческого алфавита – на йоту. Но в этой йоте крылась вся вечность.
Пройдет более двух месяцев, прежде чем вселенский собор в Никее примет первый символ веры, провозглашающий Христа «Единородным Сыном Божиим, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу». Арий будет отлучен от Церкви.
Это не означает, что лишь здесь, на Никейском соборе, была впервые сформулирована позиция о том, кем именно является Иисус. Если судить по письмам апостола Павла или других лидеров ранней Церкви, можно с уверенностью сказать, что с самого начала Христиане поклонялись Иисусу как Богу. В этом смысле Никейский собор лишь подтвердил то, что и так было повсеместной практикой Христиан с самого начала.
Сами споры о том, кем именно был Иисус были всегда. Не утихают они и по сей день. Кто-то воспринимает Его исключительно как литературного персонажа, выдумку тех самых апостолов, которые воспользовались идеей, чтобы получить и укрепить свою власть. Проблема лишь в том, что есть слишком много внешних источников, упоминающих Иисуса, не говоря уже о том, что апостолы так ничего и не получили, кроме мученической смерти. Есть те, кто считает, что этот реальный исторический персонаж был хорошим учителем, но не более. Тогда в этом случае Христос был одним из самых плохих учителей современности, если Его ученики настолько исказили учение, что стали считать Его Богом. А потому есть те, кто видит в Иисусе исключительно пророка или некий пример для подражания, поскольку Он был бы ужасным примером для подражания в этом случае.
Хотим мы того или нет, но нам придется определиться с тем, верим мы в то, что на третий день после своей смерти Иисус воскрес из мертвых, или нет. Потому что без воскресения все Христианство теряет смысл. Но самое главное, не будь Иисус Богом, или не будь Он Человеком, мы бы никогда не оказались в раю. Вот почему каждый из нас, вне зависимости от нашего мировоззрения, стоит перед выбором, кем именно он считает Иисуса Христа. Ведь, в конце концов, именно от ответа на этот вопрос зависит то, где и как мы проведём вечность…
Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Иисуса Христа.Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям.Став и по виду как человек, Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему имя выше всех имен, чтобы перед именем Иисуса преклонились все колени на небесах, на земле и под землей, и чтобы каждый язык признал во славу Бога Отца, что Иисус Христос есть Господь!
(Послание Филиппийцам 2:5-11)
АЛЬТЕРНАТИВА
Каждую весну огромное количество людей в нашей стране произносят слова, в которые они совсем не верят. При чём, что бы ни происходило в нашей стране, какой бы ни была официальная идеология, слова эти оставались в нашем обиходе. Речь идёт о знаменитом пасхальном приветствии «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Большинство людей, которые говорят эти слова, конечно же, не верят в то, что Иисус действительно каким-то образом сумел преодолеть смерть и вернуться к жизни. Потому что мёртвые не воскресают и, переступив этот последний Рубикон в жизни, люди не могут уже что-либо поменять. Странно верить в то, что Иисус на самом деле (или «воистину», если хотите) воскрес из мёртвых. Однако проблема в том, что многие так и не задумываются, а какова же альтернатива?
Сегодня есть ряд убеждений, которые разделяют практически все современные историки. А именно, все они верят в то, что действительно был такой реальный исторический персонаж, как Иисус, появившийся на свет в первые годы первого века. Он не принадлежал к каким-либо элитам, будучи простолюдином. Но Его учение было столь популярно, что оставило свой след в истории. Все также согласны с тем, что около тридцать третьего года первого века Его приговорил к смерти через распятие Римский прокуратор Понтий Пилат. После смерти Пилат отдал тело этого человека для погребения двум влиятельным членам Синедриона. Это выходило за рамки привычной практики, в соответствии с которой такого рода преступников обычно хоронили в общих могилах. Также большинство историков согласны с тем, что всего лишь через три дня Его могила оказалась пустой.
Трудно поверить в то, что Иисус воскрес из мёртвых. Но в альтернативные объяснения поверить ещё труднее. Скажем, что ученики специально украли тело Своего Учителя, чтобы продать идею воскресения уже своим последователям. Это, наверное, самое древнее альтернативное объяснение пустой могилы Христа.
Женщины еще были в пути, когда несколько человек из стражи пришли в город и рассказали обо всем первосвященникам. Первосвященники посовещались со старейшинами и разработали план. Они дали солдатам много денег и сказали: «Говорите всем так: «Его ученики пришли ночью и выкрали Его, пока мы спали». А если это дойдет до наместника, мы с ним поговорим, и тем вас избавим от неприятностей. Солдаты взяли деньги и поступили так, как их научили. И эта выдумка распространена среди иудеев и по сегодняшний день.
(Евангелие от Матфея 28:11-15)
Проблема лишь в том, что это противоречит всему повествованию Евангелий, в котором ученики выглядят не лучшим образом. Это явно не та пропаганда, на которую могли рассчитывать ученики, если бы они хотели создать новую секту. Более того, все они подвергались истязаниям и все, кроме Иоанна, погибли мученической смертью. То есть, даже если ученики выкрали тело, они ничего не выиграли, а лишь усугубили своё положение. Более того, эта версия не принимает во внимание то, что ученики были настолько шокированы и дезорганизованы после смерти Христа, что вряд ли бы кто-то из них набрался смелости выкрасть тело Своего Учителя.
Или возьмём другую версию. Женщины, пришедшие закончить погребальные приготовления Спасителя, просто перепутали могилу. Но тогда выходит, что усыпальницу перепутали также и ученики, прибежавшие к ней позже, не говоря уже о синедрионе, которому достаточно было прийти к правильной могиле, чтобы продемонстрировать всем, что Иисус всё ещё мёртв.
Есть также версия с массовыми галлюцинациями, которая, безусловно, выглядит красиво и убедительно, если не принимать во внимание такой простой научный факт, что люди не испытывают галлюцинации массово. Это единичное явление. Или идею о том, что никакой могилы не было на самом деле, а похоронили Иисуса в общей яме с другими разбойниками, присыпав землёй, как обычно и хоронили такого рода преступников. Но и эта версия не выдерживает критики, поскольку Евангелия не только упоминают подробно, как вышло, что Иисуса похоронили в могиле знатного человека, но повествования эти упоминают представителей синедриона, того самого органа власти, который только что убил Иисуса. Никому из последователей Иисуса и в голову не могла прийти версия, что самыми верными учениками будут их заклятые враги.
Есть и более фантастические версии. Что у Марии родились близнецы, которых разлучили при рождении. А когда Иисуса приговорили к смертной казни, каким-то образом Христос поменялся со Своим братом близнецом, который и погиб на кресте. Всё, что оставалось сделать Иисусу – это через три дня предстать перед Своими учениками (видимо, заранее всё же пробив гвоздями свои ладони и стопы для большей убедительности). Такого рода идеи кажутся совсем уж фантастическими, но они показывают, сколь сильно наше желание объяснить пустую могилу, как угодно и чем угодно, лишь бы не признавать, что Иисус действительно воскрес из мёртвых. Однако все они без исключения требуют от нас большей веры, чем принятие исторического факта воскресения Иисуса из мёртвых. Но самое главное в том, что в глубине души все мы отчаянно хотим поверить, что Иисус воскрес из мёртвых, потому что эта победа над смертью помогает всем нам признать, что мы не были созданы для того, чтобы умирать. Вот почему нам не только сложно представить себе то, что наших близких и родных людей больше нет, но и невозможно вообразить себе наше небытие. Вот как Николас Томас Райт, в прошлом архиепископ Дюрама и автор одного из самых фундаментальных трудов о воскресении Христа из мёртвых последнего времени, описывает важность и сущность Пасхи.
Если Пасха означает, что Иисус Христос воскрес лишь в духовном смысле, то тогда все замыкается лишь на мне и на моем личном духовном росте. Но, если Христос действительно воскрес из мертвых, то Христианство становится благой вестью для всего мира – вестью, которая согревает сердца именно потому, что она говорит о чем-то более грандиозном, чем, как согреть одно сердце. Пасха означает, что в мире, где несправедливость, насилие и деградация стали симптомами эпидемии, в этом мире Бог не намерен мириться с тем, что происходит, а значит и мы будем трудиться изо всех сил, со всей энергией Бога, чтобы претворить в жизнь победу Христа во всем и над всем. Уберите Пасху, и, скорее всего, Карл Маркс был прав, когда обвинял Христианство в том, что нам нет дела до того, что происходит в мире. Уберите Пасху, и Фрейд, скорее всего, был прав, когда говорил, что Христианство всего лишь воображаемое исполнение желания. Уберите Пасху, и Ницше, скорее всего, был прав, когда говорил, что эта вера для слабаков.
(Николас Томас Райт «Воскресение Иисуса»)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Скорее всего, вам знакомо имя Варавва. Даже если вы практически ничего не знаете о Христианстве и были в церкви лишь раз или два в жизни, вы знаете это имя, потому что слышали много раз о том, что именно его толпа попросила отпустить вместо Христа.
События Страстной пятницы поражают тем, что никто из имеющих власть казнить Иисуса отнюдь не горел желанием убивать Его. Понтий Пилат, поставленный Римом управлять Иудеей, и тетрарх Иудеи царь Ирод пытались сделать всё от них зависящее, чтобы переложить ответственность за это решение на другого. Лишь тогда, когда Пилат понимал, что ему уже не удастся избежать такого решения, в отчаянной попытке предлагает толпе отпустить Иисуса так, как было принято в то время. Однако, собравшаяся у дворца толпа неожиданно просит отпустить Варавву, распяв Иисуса.
Нам не столь много известно про Варавву. Вероятно, он был одним из тех «борцов с римской оккупацией», кто легко переступал закон не только в попытках сбросить ненавистное римское иго. Его можно было бы назвать террористом, поскольку именно к террористическим методам запугивания мирного населения он прибегал, надеясь, что такого рода террор поднимет народные массы на восстание. Он был полевым командиром, человеком, чьи руки были по локоть в крови. Он заслужил крестную смерть, но народу он нравился, потому что отражал их чаянья и надежды. Это кажется странным, но ровно до тех пор, пока мы не задумаемся о том, как часто в последнее время мы идеализировали такого рода людей.
Скажем, речь идёт не только о том, что одни из самых популярных фильмов всех времён и народов – это криминальные драмы типа «Крёстного отца», «Однажды в Америке», «Бонни и Клайд» или «Клан Сопрано». Но также и о том, что в нашей стране достаточно быстро стали набирать популярность такие сериалы, как «Бандитский Петербург», «Бумер» или «Слово пацана: кровь на асфальте». Есть что-то глубоко испорченное в нашем сердце, что манит нас к этой тёмной стороне харизматичных личностей, идущих напролом, не считающихся ни с кем, готовых губить всё и вся ради достижения своих целей «светлого будущего». Мы идеализируем таких людей как в бизнесе, так и в политике. Именно таким персонажам посвящены знаменитые строки Блока в поэме «Двенадцать»:
Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах……Так идут державным шагом,
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Только, конечно же, это не Иисус Евангелий. Вернее, не тот Иисус, про Которого мы знаем. Удивительно, но дело в том, что имя Варавва означает «сын отца». Евангелисты Матфей и Лука приводят его имя, называя его Иисусом.
У наместника был обычай на праздник отпускать одного из заключенных, по выбору народа. В то время под стражей находился известный узник по имени Иисус Варавва. Поэтому, когда собрался народ, Пилат спросил: «Кого вы хотите, чтобы я вам отпустил: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом?»
(Евангелие от Матфея 27:15-17)
Другими словами, в тот день народ выбрал Иисуса, но не Христа. Христос погиб на кресте, потому что мы всё время выбираем не того Иисуса. Это может быть профессор или начальник, наш парень или наша девушка, но раз за разом мы доверяемся людям и поклоняемся им так, как стоит прославлять лишь Бога. И раз за разом они подводят и разочаровывают нас, оставляя наши сердца порванными в клочья. Единственный способ защититься от этого – довериться Богу, признав в Христе того Самого Спасителя и Господина нашей судьбы, Коим Он жаждет быть. Другого пути нет. Только так мы сможем не только уберечь наше сердце, но исцелить его. Сделали ли вы этот шаг?
Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния? Если нет, то сделайте это сейчас, приняв из Его израненных рук дар прощения грехов и жизни вечной. А затем расскажите об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Есть два шага, которые стоит сделать всем верующим:
- Определитесь с тем, Кем является Иисус Христос для вас. Кем мы считаем сегодня Христа? Он был либо Богом, либо шарлатаном и безумцем. Третьего не дано.
- Покоритесь власти Христа в вашей жизни. Если мы считаем Иисуса Богом и верим в Его воскресение, то у нас нет другого выбора, как признать Его полную власть в нашей жизни во всех ее областях и подчиниться Ему.
Наверное, ни для кого не секрет, что Достоевский был глубоко верующим человеком. Сам Достоевский отрицал обвинения, предъявленные ему ещё в юности, но несмотря на это суд признал его «одним из важнейших преступников» за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 на Семёновском плацу петрашевцам, к которым принадлежал молодой Достоевский и с которыми он и был приговорён к смертной казни, был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с преломлением над головой шпаги.
Но за три дня до этого смертный приговор был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым. Расстрел на плацу был инсценировкой. Только никто из тех, кто был привязан к столбам в тот день, не знал об этом. День этот стал для Достоевского поворотным моментом в жизни, когда вера его стала реальной и осязаемой. Одному из тех, кто должен был принять смерть с Достоевским, в тот день запомнились слова писателя перед казнью: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем со Христом)… Достоевский не предстал перед Христом в тот день. Но с того дня, он прожил жизнь со Христом. Спустя много лет после того дня он напишет в своём дневнике то, Кем был для него Иисус:
…Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной.
(Фёдор Михайлович Достоевский «Дневники»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.