Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 005] Бог Духом Святым укрепляет меня, чтобы я во всём отражал Христа

КАК НАЙТИ СИЛЫ, КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СИЛ?

Порой самые важные отношения в жизни нам очень сложно осмыслить или описать. Возьмите для примера отношения с нашими родителями. Конечно же, не у всех они были простыми, не всякому дались легко, и влияние наших родителей не всегда было положительным. Во всех этих случаях людям будет очень непросто описать свое отношение к родителям. Чувства будут смешанными, тёплые воспоминания детства будут чередоваться с глубокими шрамами и ранами, что оставили мама и папа. 

Но непросто описать отношения с родителями и тем, у кого была прекрасная семья. Очень сложно уместить в нескольких словах всё то, что родители вложили в нас. Практически невозможно передать всю полноту благодарности и любви. Не говоря уже о том, что даже оценить их вклад в нашу жизнь практически не представляется возможным. Порой выходит так, что всё самое хорошее у нас от наших родителей, даже если они были не самыми лучшими мамами и папами на свете. И всё самое плохое в нашей жизни тоже от них, даже в том случае, если они были самыми прекрасными родителями на свете. Отношения с ними настолько близкие и фундаментальные, что даже осмыслить их непросто, не говоря уже о том, чтобы как-то описать.  

Святой Дух в жизни верующего играет приблизительно такую же роль – это самые близкие и самые основополагающие отношения в нашей жизни. Он даже ближе к нам, чем наши родители. И конечно же, в отличие от наших родителей, мы не можем сказать, что обязаны Ему изъянами нашей души. Дух Святой столь близок нам, так неразрывно связан с нашей судьбой, что нам сложно абстрагироваться и понять, Кто Он такой и в чем заключается Его роль в этом мире или в нашей жизни.

Тем временем служение Духа Святого кардинально отличается от служения Бога Отца или Сына тем, что демонстрирует постоянное и активное присутствие Бога в этом мире. Это присутствие явно не только в жизни верующих или в церкви, но и в мире в целом. Следовательно, понимание Его природы и служения поможет нам лучше ощутить присутствие Творца в нашей жизни. Бог Отец является Тем, кто замыслил наше спасение. Бог Сын – Тот, благодаря кому замысел был осуществлён. Но именно Бог Дух Святой становится Тем, кто теперь позволяет нам насладиться замыслом Отца и заслугами Сына. 

Вот почему незадолго до Своей смерти Спаситель не только открывает Своим ученикам, что Ему предстоит покинуть их. Но и говорит им, что будет лучше, когда Он уйдёт, потому что они наконец-то получат Духа Святого. По сей день нам сложно понять слова Иисуса, поскольку все мы хотим, чтобы Бог был рядом с нами так, как Иисус был близок со Своими учениками. Но Бог в нас – это лучше, чем Бог рядом с нами.

Работу Духа Святого в нашей жизни можно сравнить с неисчерпаемым источником сил, о котором мы просто не знаем. Мы постоянно боремся с грехом, с его последствиями или просто с искушениями собственными силами. Борьба эта идет с переменным успехом. При этом нам и в голову не приходит положиться на силу Духа Святого, который способен укрепить нас в любых испытаниях. Мы не знаем, как это сделать, и потому не делаем. Особенно остро это ощущается в моменты сталкивания с обстоятельствами, которые кажутся выше наших сил. Однако с Богом нет ничего, что было бы выше наших сил. Для осознания этого нам прежде всего необходимо понять, Кто такой Дух Святой и в чём заключается Его работа.

Если вы любите Меня, то будете исполнять Мои заповеди. Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Заступника, чтобы Он навеки остался с вами, – Духа истины. Мир не может принять Его, потому что не видит Его и не знает Его. Но вы знаете Его, потому что Он живет с вами и останется в вас. Я не оставлю вас сиротами, Я вернусь к вам. Еще недолго, и мир Меня больше не увидит, но вы будете видеть Меня. Я живу, и поэтому вы тоже будете жить. В тот день вы узнаете, что Я в Моем Отце, а вы во Мне, и Я в вас. Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, тот и любит Меня. Того, кто любит Меня, полюбит Мой Отец, и Я тоже буду любить его и открою Себя ему... Заступник же, Святой Дух, Которого Отец пошлет вам во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, о чем Я вам говорил. Я оставляю вам мир. Мой мир Я даю вам. Я даю вам не так, как дает этот мир. Пусть ничто не тревожит ваше сердце. Не бойтесь! Вы слышали, что Я сказал вам: «Я ухожу от вас, но Я опять возвращусь к вам». Если бы вы любили Меня, то радовались бы тому, что Я иду к Отцу, потому что Отец больше Меня.

(Евангелие от Иоанна 14:15-21 и 26-28)

АЛЬТЕРНАТИВА

На первый взгляд кажется, что не так-то просто современному человеку поверить в духовный мир и тем более принять, что Бог каким-то образом действует в жизнях людей. Мы просто не замечаем, что, перестав верить в Бога, мы начали верить во что угодно. Другими словами, мы не перестали верить в духовный мир. Просто теперь он стал совершенно абсурдным и гротескным для нас.

Возможно, именно поэтому сегодня такое большое количество людей верит во всякого рода суеверия. Речь здесь идёт не только о том, что не стоит переходить дорогу, которую перебежала чёрная кошка, что нужно обязательно посмотреться в зеркало, если вдруг вернулся домой за чем-то, или если друг наступил тебе на ногу, то и тебе следует наступить ему на ногу в ответ, чтобы вы не поругались. Также сегодня мы всё чаще встречаем спортсменов, которые отказываются бриться до конца игр плей-офф, или болельщиков, боящихся сменить футболку, если их команда выигрывает, пока они носят эту самую футболку. Звучит смешно, но сколько из нас верят в подобного рода вещи?

Или возьмите для примера наши упорные попытки обожествить вселенную, когда мы считаем, что есть какие-то кармические законы, в соответствии с которыми мысли материализуются, добрые поступки возвращаются благословениями, а злые обязательно рано или поздно приводят к несчастьям в жизни. Мы перестали молиться, зато «посылаем друг другу положительные лучи счастья», думаем друг о друге и всячески стремимся наполнить материалистическое существование Христианскими практиками, лишёнными всякого смысла.

Наконец, мы скатываемся к совершенно странным духовным практикам, будь то астрология, нумерология, карты таро, эзотерика или что-то ещё. Мы верим в целителей, магов, волшебников и прочих шарлатанов, наделяя их характеристиками духовных учителей прошлого. И мы уже переступили невидимую грань абсурда, потому что сегодня такого рода практики уже можно монетизировать в крупных компаниях. Возьмите для примера вакансию:

Российский ретейлер X5 Group ищет на работу в службу отбора кадров таролога... От соискателя требуется опыт работы не менее двух лет, уверенные навыки толкования карточных раскладов, а также владение тремя видами колод: Таро Райдера-Уэйта, Таро Тота, Таро Ленорман. Среди других требований — экспертиза по подготовке раскладов «Три карты» и «Кельтский крест» и наличие установленной энергетической защиты от внешнего магического воздействия. Плюсом будут знания в смежных областях: астрологии, нумерологии и эзотерике. В задачи HR-таролога входит участие в создании продуктивного диалога между разными поколениями сотрудников (X, Y, Z), создание раскладов для определения потенциальных талантов у соискателей, определение благоприятных дат для размещения вакансий на ключевые позиции компании. Условия работы стандартные. X5 Group предлагает работать в московском офисе пять дней в неделю с 9:00 до 18:15. Оформление официальное по Трудовому кодексу Российской федерации.

(Новостное интернет-издание Gazeta.ru от 13 марта 2024 года)

Идею о том, что, перестав верить в Бога, мы начали верить во что угодно, предложил ещё в начале прошлого века Гилберт Кит Честертон. В двух своих детективных романах, написанных им с разницей в один год, он представляет эту идею. Главным героем его детективов стал отец Браун, католический священник, который разгадывает преступления благодаря тому, что он не смотрит на жизнь как на что-то сугубо материальное. В 1923 году в романе «Собака-оракул» Честертон пишет:

Первым следствием неверия в Бога становится то, что мы теряем здравый смысл… Все это часть того явления, которое я все чаще наблюдаю в современном мире. Это явление затопляет весь ваш былой рационализм и скептицизм; оно надвигается, как море. И имя ему – суеверие.

А уже в следующем году в другом своём произведении «Чудо полумесяца» он разовьёт эту мысль, когда вложит в уста отца Брауна следующие слова:

Вы все клялись, что вы твердокаменные материалисты, а, в сущности говоря, вы все балансируете на грани веры - вы готовы поверить почти во что угодно.

Возможно не столь просто человеку, привыкшему к сугубо материальному миру, поверить в существование духовного или в то, что Дух Святой играет столь важную роль в жизни верующих. Но в альтернативу поверить не то что сложнее, а настолько невозможно, что, отказавшись верить в Духа Святого, люди начинают верить во всякую чушь.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Наверняка вы видели упражнения на доверие, ставшие столь популярными в последнее время. Они очень хорошо помогают офисной команде сплотиться. Например, одно из самых известных, это когда люди, сложив руки на груди, падают назад и ожидают, что другие их подхватят и не дадут упасть на землю. Нам чрезвычайно важно знать, что мы можем доверять людям вокруг нас, что они не оставят нас в трудную минуту, но помогут нам. Это как раз то, что дарит нам безопасность дома. Нам жизненно необходимо знать, что мы можем доверять нашим родителям, мужьям или жёнам. И конечно же, нам нужно это знать и на работе, чтобы быть эффективными сотрудниками. 

Не менее важно нам это и в наших отношениях с Господом. Мы хотим быть уверены в том, что мы можем на Него положиться, что в трудную минуту Он будет рядом с нами, не оставит и не покинет нас на произвол судьбы. И в этом смысле слова, которые произносит Иисус, раз за разом должны нас озадачивать. Например, в десятой главе Евангелия от Иоанна Христос называет себя добрым пастухом, Который отдаёт Свою жизнь за Своих овец. 

Тогда Иисус сказал: «Говорю вам истину: Я – дверь для овец. Все, кто приходили до Меня, – воры и разбойники, и овцы их не послушали. Я – дверь: кто входит через Меня, тот будет спасен. Он сможет входить и выходить и найдет пастбище. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить, а Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке. Я – хороший пастух. Хороший пастух отдает жизнь свою за овец. Наемному пастуху овцы не принадлежат, и, когда он видит, что пришел волк, он бросает овец и убегает. Тогда волк хватает овец и разгоняет все стадо. Наемник убегает, потому что он нанят и не заботится об овцах. Я – хороший пастух. Я знаю Своих, и они знают Меня. Так же и Отец знает Меня, и Я знаю Отца. Я отдаю жизнь Мою за овец.

(Евангелие от Иоанна 10:7-14)

Но если волки (или любые другие звери) убьют пастуха, то что или кто помешает им затем перебить всё остальное стадо? Или если «дверь в загон» будет уничтожена, то что помешает истребить стадо? Вот почему нам важна не только смерть Иисуса на кресте за наши грехи, но и то, что Он не оставляет нас одних после этого. Его смерть не лишает нас защиты, потому что Христос погибает, но нас не бросает. Он Духу Святому нас и Себя доверяет.

Вот почему незадолго до Своей гибели Иисус открывает Своим ученикам, что они не останутся одни в этом мире, в котором их ждут ужасные испытания. Иисус не бросает их и не покидает их. Став совершенно беспомощным, принимая вечность небытия, Он доверяется всецело Духу Святому, Который воскресит Его из мёртвых. Вот что позволяет Иисусу говорить о мире, который будет наполнять сердца учеников. Что бы ни происходило в их жизни, сколь сильными бы ни были жизненные шторма и бури, Тот, Кто в них, будет сильнее всего того, что окружает их.

Приняли ли вы Духа Святого? Живёт ли Он сегодня в вашем сердце? Обратились ли вы к Богу в тихой молитве покаяния? Если нет, то сделайте это сейчас, приняв дар прощения грехов и жизни вечной. Позвольте Духу Святому стать печатью и залогом грядущего рая. А затем расскажите об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Представьте себе на мгновение, что вы живёте в пятикомнатной квартире и при этом четыре комнаты у вас наглухо заперты. Не то что бы вы не могли бы использовать это пространство, просто вы сами не открываете двери в этих помещениях. Несмотря на такое невиданное благословение, ваша жизнь не будет отличаться ничем от жизни того, кто живёт в однокомнатной квартире. Приблизительно так можно описать жизнь многих верующих: нам доступно намного больше, чем то, что мы используем. Апостол Павел в пятой главе Послания Ефесянам призывает нас:

Дорожите временем, потому что в эти дни много зла. Не будьте легкомысленны, а лучше старайтесь понять, в чем заключена воля Господа. Не напивайтесь вином, это ведет к распутству. Но лучше исполняйтесь Духом.

(Послание Ефесянам 5:16-18)

Просто потому что Дух Святой находится в нас, ещё не означает, что всё в нашей жизни подчинено Ему. Нам нужно быть не только наполненными Святым Духом, но и исполненными Им. То есть не просто осознавать, что Дух Святой в нас, но и доверяться Ему во всём, что мы делаем, чтобы Он действительно преображал наш характер, позволяя нам любить, прощать, проявлять милость и благодать, или противостоять искушениям так, как сами мы своими силами не можем этого сделать.

Мы исполняемся Духом Святым, когда исповедуем свои грехи и вновь возвращаем контроль над своей жизнью в руки Бога. Приучите себя к такой постоянной духовной практике. Подобная практика напоминает нам о дыхании, ведь исповедание грехов похоже на выдох, а исполнение Святым Духом на вдох.

Святой Василий Великий жил четвёртом веке и был один из так называемых Каппадокийских отцов веры. Мы обязаны ему сегодня не только его потрясающими богословскими трудами, но и тем, что он заложил основу современного общества. Скажем, Василий Великий был одним из первых богословов, кто начал писать о том, что рабство несопоставимо с Христианством. Сегодня нам трудно себе представить человека, который относится к рабству терпимо, но в древности оно считалось неотъемлемой частью общества. Аристотель защищал рабство, считая, что некоторые люди просто рождены быть рабами. Василий Великий же указывал на то, что все люди сотворены по образу и подобию Божиему, а значит все равны перед Своим Создателем. Идея общечеловеческих ценностей была невозможна без работ Василия Великого.

Более того, Василий Великий стал одним из первых основателей современной больницы. В древности лечение было доступно исключительно состоятельным людям. Поэтому больниц как таковых не существовало. Были частные доктора, которые практиковали медицину на дому у состоятельных клиентов. Но Василий начал собирать средства и строить лечебницу, которая была бы доступна широким слоям общества. Что же помогло Василию быть столь революционным в своих взглядах на человечество? Послушайте, как он описывает роль Духа Святого в жизни верующего:

Как солнечные лучи делают облако сияющим, пронизывая его золотым светом, так и Дух Святой, вошедший в тело человека, даровал ему жизнь, бессмертие, святость и воздвиг его душу после того, как она пала. И человек, который до тех пор был землей и пеплом, после вселения в него Духа принял достоинство пророка, апостола, Ангела Божия.

(Святой Василий Великий)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Основы веры «Горизонтальный полёт»
Константин Лысаков
Основы веры «Горизонтальный полёт»
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone