КАК НАЙТИ СИЛЫ, КОГДА НЕ ХВАТАЕТ СИЛ?
Порой самые важные отношения в жизни нам очень сложно осмыслить или описать. Возьмите для примера отношения с нашими родителями. Конечно же, не у всех они были простыми, не всякому дались легко, и влияние наших родителей не всегда было положительным. Во всех этих случаях людям будет очень непросто описать свое отношение к родителям. Чувства будут смешанными, тёплые воспоминания детства будут чередоваться с глубокими шрамами и ранами, что оставили мама и папа.
Но непросто описать отношения с родителями и тем, у кого была прекрасная семья. Очень сложно уместить в нескольких словах всё то, что родители вложили в нас. Практически невозможно передать всю полноту благодарности и любви. Не говоря уже о том, что даже оценить их вклад в нашу жизнь практически не представляется возможным. Порой выходит так, что всё самое хорошее у нас от наших родителей, даже если они были не самыми лучшими мамами и папами на свете. И всё самое плохое в нашей жизни тоже от них, даже в том случае, если они были самыми прекрасными родителями на свете. Отношения с ними настолько близкие и фундаментальные, что даже осмыслить их непросто, не говоря уже о том, чтобы как-то описать.
Святой Дух в жизни верующего играет приблизительно такую же роль – это самые близкие и самые основополагающие отношения в нашей жизни. Он даже ближе к нам, чем наши родители. И конечно же, в отличие от наших родителей, мы не можем сказать, что обязаны Ему изъянами нашей души. Дух Святой столь близок нам, так неразрывно связан с нашей судьбой, что нам сложно абстрагироваться и понять, Кто Он такой и в чем заключается Его роль в этом мире или в нашей жизни.
Тем временем служение Духа Святого кардинально отличается от служения Бога Отца или Сына тем, что демонстрирует постоянное и активное присутствие Бога в этом мире. Это присутствие явно не только в жизни верующих или в церкви, но и в мире в целом. Следовательно, понимание Его природы и служения поможет нам лучше ощутить присутствие Творца в нашей жизни. Бог Отец является Тем, кто замыслил наше спасение. Бог Сын – Тот, благодаря кому замысел был осуществлён. Но именно Бог Дух Святой становится Тем, кто теперь позволяет нам насладиться замыслом Отца и заслугами Сына.
Вот почему незадолго до Своей смерти Спаситель не только открывает Своим ученикам, что Ему предстоит покинуть их. Но и говорит им, что будет лучше, когда Он уйдёт, потому что они наконец-то получат Духа Святого. По сей день нам сложно понять слова Иисуса, поскольку все мы хотим, чтобы Бог был рядом с нами так, как Иисус был близок со Своими учениками. Но Бог в нас – это лучше, чем Бог рядом с нами.
Работу Духа Святого в нашей жизни можно сравнить с неисчерпаемым источником сил, о котором мы просто не знаем. Мы постоянно боремся с грехом, с его последствиями или просто с искушениями собственными силами. Борьба эта идет с переменным успехом. При этом нам и в голову не приходит положиться на силу Духа Святого, который способен укрепить нас в любых испытаниях. Мы не знаем, как это сделать, и потому не делаем. Особенно остро это ощущается в моменты сталкивания с обстоятельствами, которые кажутся выше наших сил. Однако с Богом нет ничего, что было бы выше наших сил. Для осознания этого нам прежде всего необходимо понять, Кто такой Дух Святой и в чём заключается Его работа.
Если вы любите Меня, то будете исполнять Мои заповеди. Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Заступника, чтобы Он навеки остался с вами, – Духа истины. Мир не может принять Его, потому что не видит Его и не знает Его. Но вы знаете Его, потому что Он живет с вами и останется в вас. Я не оставлю вас сиротами, Я вернусь к вам. Еще недолго, и мир Меня больше не увидит, но вы будете видеть Меня. Я живу, и поэтому вы тоже будете жить. В тот день вы узнаете, что Я в Моем Отце, а вы во Мне, и Я в вас. Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, тот и любит Меня. Того, кто любит Меня, полюбит Мой Отец, и Я тоже буду любить его и открою Себя ему... Заступник же, Святой Дух, Которого Отец пошлет вам во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, о чем Я вам говорил. Я оставляю вам мир. Мой мир Я даю вам. Я даю вам не так, как дает этот мир. Пусть ничто не тревожит ваше сердце. Не бойтесь! Вы слышали, что Я сказал вам: «Я ухожу от вас, но Я опять возвращусь к вам». Если бы вы любили Меня, то радовались бы тому, что Я иду к Отцу, потому что Отец больше Меня.
(Евангелие от Иоанна 14:15-21 и 26-28)
АЛЬТЕРНАТИВА
На первый взгляд кажется, что не так-то просто современному человеку поверить в духовный мир и тем более принять, что Бог каким-то образом действует в жизнях людей. Мы просто не замечаем, что, перестав верить в Бога, мы начали верить во что угодно. Другими словами, мы не перестали верить в духовный мир. Просто теперь он стал совершенно абсурдным и гротескным для нас.
Возможно, именно поэтому сегодня такое большое количество людей верит во всякого рода суеверия. Речь здесь идёт не только о том, что не стоит переходить дорогу, которую перебежала чёрная кошка, что нужно обязательно посмотреться в зеркало, если вдруг вернулся домой за чем-то, или если друг наступил тебе на ногу, то и тебе следует наступить ему на ногу в ответ, чтобы вы не поругались. Также сегодня мы всё чаще встречаем спортсменов, которые отказываются бриться до конца игр плей-офф, или болельщиков, боящихся сменить футболку, если их команда выигрывает, пока они носят эту самую футболку. Звучит смешно, но сколько из нас верят в подобного рода вещи?
Или возьмите для примера наши упорные попытки обожествить вселенную, когда мы считаем, что есть какие-то кармические законы, в соответствии с которыми мысли материализуются, добрые поступки возвращаются благословениями, а злые обязательно рано или поздно приводят к несчастьям в жизни. Мы перестали молиться, зато «посылаем друг другу положительные лучи счастья», думаем друг о друге и всячески стремимся наполнить материалистическое существование Христианскими практиками, лишёнными всякого смысла.
Наконец, мы скатываемся к совершенно странным духовным практикам, будь то астрология, нумерология, карты таро, эзотерика или что-то ещё. Мы верим в целителей, магов, волшебников и прочих шарлатанов, наделяя их характеристиками духовных учителей прошлого. И мы уже переступили невидимую грань абсурда, потому что сегодня такого рода практики уже можно монетизировать в крупных компаниях. Возьмите для примера вакансию:
Российский ретейлер X5 Group ищет на работу в службу отбора кадров таролога... От соискателя требуется опыт работы не менее двух лет, уверенные навыки толкования карточных раскладов, а также владение тремя видами колод: Таро Райдера-Уэйта, Таро Тота, Таро Ленорман. Среди других требований — экспертиза по подготовке раскладов «Три карты» и «Кельтский крест» и наличие установленной энергетической защиты от внешнего магического воздействия. Плюсом будут знания в смежных областях: астрологии, нумерологии и эзотерике. В задачи HR-таролога входит участие в создании продуктивного диалога между разными поколениями сотрудников (X, Y, Z), создание раскладов для определения потенциальных талантов у соискателей, определение благоприятных дат для размещения вакансий на ключевые позиции компании. Условия работы стандартные. X5 Group предлагает работать в московском офисе пять дней в неделю с 9:00 до 18:15. Оформление официальное по Трудовому кодексу Российской федерации.
(Новостное интернет-издание Gazeta.ru от 13 марта 2024 года)
Идею о том, что, перестав верить в Бога, мы начали верить во что угодно, предложил ещё в начале прошлого века Гилберт Кит Честертон. В двух своих детективных романах, написанных им с разницей в один год, он представляет эту идею. Главным героем его детективов стал отец Браун, католический священник, который разгадывает преступления благодаря тому, что он не смотрит на жизнь как на что-то сугубо материальное. В 1923 году в романе «Собака-оракул» Честертон пишет:
Первым следствием неверия в Бога становится то, что мы теряем здравый смысл… Все это часть того явления, которое я все чаще наблюдаю в современном мире. Это явление затопляет весь ваш былой рационализм и скептицизм; оно надвигается, как море. И имя ему – суеверие.
А уже в следующем году в другом своём произведении «Чудо полумесяца» он разовьёт эту мысль, когда вложит в уста отца Брауна следующие слова:
Вы все клялись, что вы твердокаменные материалисты, а, в сущности говоря, вы все балансируете на грани веры - вы готовы поверить почти во что угодно.
Возможно не столь просто человеку, привыкшему к сугубо материальному миру, поверить в существование духовного или в то, что Дух Святой играет столь важную роль в жизни верующих. Но в альтернативу поверить не то что сложнее, а настолько невозможно, что, отказавшись верить в Духа Святого, люди начинают верить во всякую чушь.
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Наверняка вы видели упражнения на доверие, ставшие столь популярными в последнее время. Они очень хорошо помогают офисной команде сплотиться. Например, одно из самых известных, это когда люди, сложив руки на груди, падают назад и ожидают, что другие их подхватят и не дадут упасть на землю. Нам чрезвычайно важно знать, что мы можем доверять людям вокруг нас, что они не оставят нас в трудную минуту, но помогут нам. Это как раз то, что дарит нам безопасность дома. Нам жизненно необходимо знать, что мы можем доверять нашим родителям, мужьям или жёнам. И конечно же, нам нужно это знать и на работе, чтобы быть эффективными сотрудниками.
Не менее важно нам это и в наших отношениях с Господом. Мы хотим быть уверены в том, что мы можем на Него положиться, что в трудную минуту Он будет рядом с нами, не оставит и не покинет нас на произвол судьбы. И в этом смысле слова, которые произносит Иисус, раз за разом должны нас озадачивать. Например, в десятой главе Евангелия от Иоанна Христос называет себя добрым пастухом, Который отдаёт Свою жизнь за Своих овец.
Тогда Иисус сказал: «Говорю вам истину: Я – дверь для овец. Все, кто приходили до Меня, – воры и разбойники, и овцы их не послушали. Я – дверь: кто входит через Меня, тот будет спасен. Он сможет входить и выходить и найдет пастбище. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить, а Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке. Я – хороший пастух. Хороший пастух отдает жизнь свою за овец. Наемному пастуху овцы не принадлежат, и, когда он видит, что пришел волк, он бросает овец и убегает. Тогда волк хватает овец и разгоняет все стадо. Наемник убегает, потому что он нанят и не заботится об овцах. Я – хороший пастух. Я знаю Своих, и они знают Меня. Так же и Отец знает Меня, и Я знаю Отца. Я отдаю жизнь Мою за овец.
(Евангелие от Иоанна 10:7-14)
Но если волки (или любые другие звери) убьют пастуха, то что или кто помешает им затем перебить всё остальное стадо? Или если «дверь в загон» будет уничтожена, то что помешает истребить стадо? Вот почему нам важна не только смерть Иисуса на кресте за наши грехи, но и то, что Он не оставляет нас одних после этого. Его смерть не лишает нас защиты, потому что Христос погибает, но нас не бросает. Он Духу Святому нас и Себя доверяет.
Вот почему незадолго до Своей гибели Иисус открывает Своим ученикам, что они не останутся одни в этом мире, в котором их ждут ужасные испытания. Иисус не бросает их и не покидает их. Став совершенно беспомощным, принимая вечность небытия, Он доверяется всецело Духу Святому, Который воскресит Его из мёртвых. Вот что позволяет Иисусу говорить о мире, который будет наполнять сердца учеников. Что бы ни происходило в их жизни, сколь сильными бы ни были жизненные шторма и бури, Тот, Кто в них, будет сильнее всего того, что окружает их.
Приняли ли вы Духа Святого? Живёт ли Он сегодня в вашем сердце? Обратились ли вы к Богу в тихой молитве покаяния? Если нет, то сделайте это сейчас, приняв дар прощения грехов и жизни вечной. Позвольте Духу Святому стать печатью и залогом грядущего рая. А затем расскажите об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Представьте себе на мгновение, что вы живёте в пятикомнатной квартире и при этом четыре комнаты у вас наглухо заперты. Не то что бы вы не могли бы использовать это пространство, просто вы сами не открываете двери в этих помещениях. Несмотря на такое невиданное благословение, ваша жизнь не будет отличаться ничем от жизни того, кто живёт в однокомнатной квартире. Приблизительно так можно описать жизнь многих верующих: нам доступно намного больше, чем то, что мы используем. Апостол Павел в пятой главе Послания Ефесянам призывает нас:
Дорожите временем, потому что в эти дни много зла. Не будьте легкомысленны, а лучше старайтесь понять, в чем заключена воля Господа. Не напивайтесь вином, это ведет к распутству. Но лучше исполняйтесь Духом.
(Послание Ефесянам 5:16-18)
Просто потому что Дух Святой находится в нас, ещё не означает, что всё в нашей жизни подчинено Ему. Нам нужно быть не только наполненными Святым Духом, но и исполненными Им. То есть не просто осознавать, что Дух Святой в нас, но и доверяться Ему во всём, что мы делаем, чтобы Он действительно преображал наш характер, позволяя нам любить, прощать, проявлять милость и благодать, или противостоять искушениям так, как сами мы своими силами не можем этого сделать.
Мы исполняемся Духом Святым, когда исповедуем свои грехи и вновь возвращаем контроль над своей жизнью в руки Бога. Приучите себя к такой постоянной духовной практике. Подобная практика напоминает нам о дыхании, ведь исповедание грехов похоже на выдох, а исполнение Святым Духом на вдох.
Святой Василий Великий жил четвёртом веке и был один из так называемых Каппадокийских отцов веры. Мы обязаны ему сегодня не только его потрясающими богословскими трудами, но и тем, что он заложил основу современного общества. Скажем, Василий Великий был одним из первых богословов, кто начал писать о том, что рабство несопоставимо с Христианством. Сегодня нам трудно себе представить человека, который относится к рабству терпимо, но в древности оно считалось неотъемлемой частью общества. Аристотель защищал рабство, считая, что некоторые люди просто рождены быть рабами. Василий Великий же указывал на то, что все люди сотворены по образу и подобию Божиему, а значит все равны перед Своим Создателем. Идея общечеловеческих ценностей была невозможна без работ Василия Великого.
Более того, Василий Великий стал одним из первых основателей современной больницы. В древности лечение было доступно исключительно состоятельным людям. Поэтому больниц как таковых не существовало. Были частные доктора, которые практиковали медицину на дому у состоятельных клиентов. Но Василий начал собирать средства и строить лечебницу, которая была бы доступна широким слоям общества. Что же помогло Василию быть столь революционным в своих взглядах на человечество? Послушайте, как он описывает роль Духа Святого в жизни верующего:
Как солнечные лучи делают облако сияющим, пронизывая его золотым светом, так и Дух Святой, вошедший в тело человека, даровал ему жизнь, бессмертие, святость и воздвиг его душу после того, как она пала. И человек, который до тех пор был землей и пеплом, после вселения в него Духа принял достоинство пророка, апостола, Ангела Божия.
(Святой Василий Великий)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.