Серия бесед по основам веры

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 007] Мы созданы Богом, чтобы отражать Бога

КАК ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ?

Если задуматься о том, какая доктрина нуждается в особом внимании в жизни Церкви сегодня, на ум приходят совершенно разные ответы. Одни скажут, что стоит больше говорить о грехе, поскольку нормы морали и нравственности хромают не только за дверьми церкви, но и внутри неё. Другие скажут, что стоит уделять особое внимание учению о Духе Святом, потому что именно Он укрепляет и вдохновляет нас, позволяя Церкви на самом деле отражать ценности Божьего царства. Конечно же, будут и те, кто скажет, что следовало бы больше говорить о Троице, ведь, как мы уже увидели, это фундамент нашего восприятия жизни. Впрочем, будут и те, кто упомянет учение о Христе, потому что именно Он Глава Церкви и Краеугольный камень нашего спасения. Все эти ответы, безусловно, верны. Но есть ещё одна доктрина, которая не приходит на ум сразу, хотя именно она важна сегодня как никогда – это учение о том, кто такой человек. Мы не думаем об этом разделе богословия, потому что ответ на этот вопрос кажется нам интуитивно понятным. Из-за этого мы не замечаем, что сегодня, как никогда, учение о том, кто такой человек, претерпевает самые радикальные изменения за всю историю человечества. 

Изменения эти связаны с технологическим прогрессом, позволяющим нам сегодня смотреть на людей и мир так, как мы не могли смотреть ещё сто лет назад. Прежде всего сегодня мы смотрим на еду иначе, чем смотрели в прошлом. В индустриально развитом обществе человек отделён от производства еды. С одной стороны, мы не видим её, а, с другой стороны, мы не страдаем от голода и потому начинаем задаваться вопросами о том, какой подход к содержанию и убийству животных будет наиболее человечным. Более того, у нас настолько стирается грань между людьми и животными, что многие сегодня относятся к своим домашним питомцам так, будто это их дети. Это не означает, конечно же, что мы должны быть бесчеловечны в отношении к животным. Но нам не стоит терять из виду, что лишь человек может задумываться о том, чтобы относиться к живым существам по-человечески.

Во-вторых, мы живём во то время, когда кажется, что мы стоим на пороге «искусственного интеллекта». Вопрос не только в создании компьютерных систем, способных анализировать огромные объёмы информации и выполнять некоторые творческие задачи, но и в том, что вполне возможно в ближайшее время человечество будет активно усовершенствовать свои тела, наделяя их сверхчеловеческими возможностями. Мы уже прошли этап вживления чипа в человеческий мозг, который, возможно, в ближайшее время позволит возвращать утраченные функции людям, пострадавшим от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Развивается также имплантология и производство различного рода протезов, возвращающих полноценную жизнь тем, кто в силу болезни или травмы был лишён этого. А значит вопрос о том, сколько человека должно быть в машине, чтобы мы всё ещё считали человека человеком, будет всё более и более насущным. Не говоря уже о том, что всё более насущным становится и вопрос о том, что вообще нас делает людьми.

Наконец, впервые в истории человечества люди начали переосмысливать понятия биологического пола, которые ещё вчера казались нам совершенно незыблемыми основами. Можно было спорить о чём угодно, но то, что люди делятся на мужчин и женщин, казалось совершенно очевидным. Но это было вчера. Сегодня мы живём в новом мире, в котором очень важно понимать, что именно делает нас людьми.

Господи, наш Владыка, как величественно имя Твое на всей земле! Слава Твоя превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты вызовешь Себе хвалу, из-за Твоих врагов, чтобы сделать безмолвными противника и мстителя. Когда я смотрю на Твои небеса, работу Твоих рук, на луну и на звезды, которые Ты поставил, то думаю: «Кто такой человек, что Ты переживаешь о нем? Кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нем?»  Ты немногим умалил его перед Богом; Ты увенчал его славой и честью. Ты поставил его владыкой над делами Своих рук, Ты все подчинил под ноги его: всех овец и волов, а также диких зверей, птиц в небесах и рыбу в морях, все, что наполняет стремнины моря. Господи, наш Владыка, как величественно имя Твое на всей земле!

(Псалом 8)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Есть две истории, отражающие наши устремления, что человечество рассказывает себе на протяжении практически всей истории. В этих мифах и легендах отражается быль нашего падения, потери рая и единственная возможность нам его вернуть. Первая история – это повесть о том, как человек становится Богом. От знаменитых мифов о Геракле до Übermensch Ницше и современных фильмов про супергероев, человек всегда стремился к тому, чтобы быть больше, чем просто человек. Вслушайтесь в слова знаменитого Авиамарша начала прошлого века, и вы услышите в них всё то же стремление к ускользнувшему от нас величию:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.

История падения людей начинается именно с этого, когда, вкушая запретный плод, Адам и Ева стремятся стать «как Бог». Им и невдомёк, что они намного ближе к Богу в тот момент, чем будут когда-либо в будущем. Так человечество потеряло себя и не может найти по сей день.

Но есть ещё одна история, что повторяется из века в век на протяжении тысячелетий. Это повесть о царе, решившем стать простым нищим, чтобы посмотреть, что происходит в его царстве. Сказка эта встречается практически в любой культуре. Меняется лишь то, как мы называем главного героя. Он может быть падишахом, князем, королём или каким-то ещё правителем. Однако фабула остаётся неизменной. Именно об этом поёт царь Давид, прославляя Бога. В Синодальном переводе чуть лучше отражён смысл того, о чём поёт Давид:

Когда взираю я на небеса Твои--дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

(Псалом 8:3-4)

Этот мир, бесконечная вселенная, мириады галактик, планет и звёзд – всё это не просто творение Божие. Бог настолько велик, что бескрайние просторы космоса Он сотворил кончиками пальцев. Для Него это крохотная модель. Но Господь не останавливается на этом. Он выбирает не самую большую звезду, и не самую большую планету в системе этой звезды. Лишь на этой планете живут люди, которым их Земля кажется прекрасной и необъятной. И Бог посещает их. Евангелист Иоанн описывает это следующим образом:

Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир. Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его. Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его… Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.

(Евангелие от Иоанна 1:9-11 и 14)

Иоанн использует интересный термин. Он не просто пишет, что Бог жил среди нас. Он говорит, что «Слово разбило скинию среди нас». Целенаправленно Евангелист возвращает своих читателей к книге Исход, когда в столпе огненном ночью и в облаке днём Бог жил среди израильтян, выводя их из рабства и плена. Точно также сейчас Слово жило среди нас, чтобы вновь вывести нас из рабства, но теперь уже наших грехов и ошибок. Я буду всё время терять себя, пока я не найду себя в Боге, ведь я не я без креста Христа.

Удивительно, но во Христе обе истории, что человечество рассказывало себе с начала времён, стали одним целым. Всемогущий Бог «принял образ раба», чтобы вернуть нам общение с Собой, сделав нас Своими «сыновьями и дочерями», чтобы мы могли отражать Его славу. Стали ли вы частью этой истории? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния, чтобы принять прощение грехов и жизнь вечную?

АЛЬТЕРНАТИВА

Библия начинается с описания того, как Бог сотворил этот мир. Повествование это обладает определёнными ритмом, напоминающим поэтическое повествование. В этом ритме прослеживается любопытная последовательность того, как именно Бог творит всё в этом мире.

«Да произведет земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри», – сказал Бог, и стало так… Был вечер, и было утро – день третий. Бог сказал: «Да наполнится вода живностью, и да полетят над землей по небосводу птицы»... Был вечер, и было утро – день пятый. И сказал Бог: «Да произведет земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», и стало так. Бог создал разные виды диких зверей и скота и все виды пресмыкающихся. И увидел Он, что это хорошо. Потом Бог сказал: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие, – пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землей и над всеми пресмыкающимися»… Бог посмотрел на все, что Он создал, и все было очень хорошо. Был вечер, и было утро – день шестой.

(Книга Бытие 1:11, 13, 20, 23-26 и 31)

Когда Бог создаёт растения, Он обращается к земле, которая их порождает. Когда Он творит рыб, Он говорит морю. Птицы появляются тогда, когда Бог обращается к небу. Господь создаёт зверей, вновь повелевая почве. Но когда Бог творит первого человека, Он обращается к Самому Себе. Обратите внимание на множественное число «создадим». Внутри Троицы принимается решение о создании человека, который будет «Нашим образом» и «Нашим подобием», говорит Создатель.

Книга Бытие не является учебником по биологии. Ещё раз, речь в ней не идёт о том, что она в полной мере описывала бы все нюансы животного и растительного мира Земли. Но в поэтической форме эта книга описывает истины, с которыми согласится каждый из нас – растения умирают без почвы. Рыбы погибают без воды. Птицы не могут жить без неба. Животные могут жить только на земле. Это определённая им среда обитания, убрав которую живые существа погибают. 

Сам Бог становится средой обитания человека. Уберите связь с Богом – и человек умрёт. Именно это и описывает книга Бытие, когда Адам и Ева выбирают жить по своим законам и правилам. Духовно они умирают сразу, вкусив запретный плод. Физическая смерть становится лишь неизбежным последствием гибели духа. По сей день все мы страдаем от этого выбора, борясь с бренностью и скоротечностью нашего бытия. Мы не были рождены, чтобы умирать. Мы были сотворены, чтобы жить вечно.

Есть лишь два способа ответить на вопрос, кто такой человек. Мы можем либо позволить человечеству самому определять ответ на этот вопрос. Либо же мы можем прислушаться к тому, что говорит Господь. В первом случае мы погружаемся в субъективизм. То есть мы сами определяем рамки того, что такое человек. В результате, абсолютно всё в нашей жизни становится относительным: мораль, нравственность, смысл жизни и её ценность. Мы не знаем больше, почему мы появляемся на свет, зачем мы живём и что нас ждёт тогда, когда заканчивается наш земной путь. Мы превращаемся в рыбу, выброшенную на берег, которой лишь остаётся жадно глотать воздух широко открытым ртом. 

Однако, возвращаясь к Богу, мы вдруг замечаем, насколько всё меняется в нашей жизни. Мы не просто рождены, но ещё в утробе матери Господь нас соткал как драгоценный ковёр. Он знал нас задолго до сотворения мира. Его не шокировали наши грехи и ошибки. Он всё предвидел, и невзирая на то, как отчаянно и упорно мы пытались жить по своим законам и правилам, Он умер за нас, чтобы восстановить эту фундаментальную связь. Наша жизнь теперь пропитана вечным смыслом и непреходящей ценностью. Наше существование не обрывается смертью. Мы будем жить вечно, наслаждаясь общением с Господом. 

Отвергая Бога, мы не просто теряемся, мы вдруг оказываемся в совершенно подвешенном состоянии, когда всё, что мы привыкли принимать за данность, вдруг рушится вокруг нас как карточный домик. Всё, что нам остаётся, – это делать вид, что всё прекрасно в нашей жизни. Вот почему Гилберт Кийт Честертон пишет, что человек – это единственное по-настоящему дикое животное. 

Мы говорим о диких животных, но ведь человек — дикое и вольное животное. Все остальные звери следуют жесткой морали племени и вида, только человек выломился из своих рамок. Все звери — домашние, только человек всегда бездомен, как распутник или как монах… Русский пессимист осуждает полицейского за убийство крестьянина и крестьянина за то, что он не покончил с собой… Такой человек сперва отправляется на политическое собрание и там жалуется, что к дикарям относятся как к животным, а затем берет шляпу и зонтик и идет на научное собрание, где доказывает, что они и есть животные. Короче говоря, современный революционер, будучи скептиком, все время подкапывается под самого себя. В книге о политике он нападает на людей, попирающих мораль, в книге об этике он обрушивается на мораль за то, что она подавляет людей. Бунт современного бунтаря стал бессмыслен: восставая против всего, он утратил право восстать против чего-либо.

(Гилберт Кийт Честертон «Ортодоксия»)

ПРИМЕНЕНИЕ

Наше осознание того, кто мы есть, будет бессмысленным до тех пор, пока мы не применим его в нашей жизни, научившись черпать смысл своей жизни в Боге, а не в том, что мы делаем. Измерять свою ценность Богом, а не тем, чего мы достигли. Опираясь на свою сущность в Боге, а не в том, какие роли мы играем в жизни. Переосмыслите то, кем вы являетесь, как человек в Боге, чтобы позволить этому новому пониманию себя повлиять теперь на то, как вы выстраиваете своё отношение к себе, другим, к карьере в частности и к жизни в целом.

Когда я честен с собой, я признаюсь в том, что я коллекция парадоксов. Я верю и сомневаюсь. Надеюсь и разочаровываюсь. Люблю и ненавижу. Я чувствую вину, когда мне хорошо и когда я не чувствую вину, хотя должен был бы ощущать её. Я доверяю и подозреваю. Я честен и притворяюсь. Аристотель говорил, что я «рациональное животное», я же думаю, что я ангел, способный выпить много пива. Жить по благодати значит принимать всю свою историю, её светлые и тёмные стороны. Признаваясь себе в том, что я привык скрывать, я познаю себя и то, что благодать Божья означает для меня. Как писал Томас Мёртон «Святой – это не тот, кто благ, но кто на себе испытал благость Бога

(Бреннан Мэннинг «Евангелие для оборванцев»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Серия бесед по основам веры
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone