КАК ПОНЯТЬ, НА ЧЁМ ЖИЗНЬ СВОЮ ОСНОВАТЬ?
Есть термины, которые на первый взгляд кажутся довольно понятными. При этом, как только мы пытаемся дать им определение, мы вдруг сразу понимаем, что не отдаем себе отчет в их значении. Попробуйте определить, что такое «искусство», или объяснить значение слова «любовь», и вы сразу поймёте, насколько это непросто. К этим же категориям относится и слово «вера». Мы используем его постоянно, однако редко задумываемся о его значении. Мы знаем, насколько вера важна в отношениях с Богом, но смысл ее до конца не понимаем. Многие из нас под верой подразумевают некое допущение того, что Бог существует и именно Он определяет то, как мы должны жить. Вот только допущение это не подкреплено хоть сколько-нибудь весомыми аргументами. Ведь в противном случае это уже была бы не вера, а некое научное знание. То есть вера является чем-то зыбким и иллюзорным.
На первый взгляд кажется, что такое понимание веры хорошо подходит к знаменитому Евангельскому отрывку, в котором Спаситель спрашивает своих учеников о том, кем именно Его считают люди. Ведь и тогда, и сейчас практически у всех есть мнение по этому поводу. Для большинства оно не подкреплено какими-то доказательствами или весомыми аргументами, но своя точка зрения по этому вопросу есть у всех. Это своего рода вера.
Но вот ответить на вопрос, кем Он приходится именно мне, заставляет задумываться не только об исторической личности Иисуса, но и о моих взаимоотношениях с Тем, Кто называл Себя Богом. Это вынуждает меня задаваться вопросом: «Знаю ли я Христа лично?» Очень важно помнить, что существует кардинальное отличие между тем, что мы знаем о ком-то, и тем, что мы знаем кого-то. Именно поэтому раз за разом Писание использует термин «усыновление», демонстрируя, что теперь мы имеем доступ к Богу, сравнимый только с теми близкими отношениями, которые есть между папой и его детьми. У Бога не бывает внуков – у Него есть только дети!
Евангелие от Марка делится на 2 равные половины. В первых восьми главах Евангелист показывает Христа – Сына Божия, Бога во плоти, пришедшего в этот мир. В последних восьми главах он хочет, чтобы мы увидели Иисуса – Сына Человеческого, пришедшего, чтобы умереть за нас. Вопрос «за кого вы меня почитаете?» становится водоразделом этого произведения. Как ни странно, этот же вопрос служит рубиконом и в нашей жизни. Хотим мы того или нет, нам приходится определяться в своих отношениях с Богом и расставлять все точки над «и». А для этого очень важно не только принять всю глубину вопроса «За кого вы меня почитаете?». Однако, при ответе на этот вопрос мы вдруг замечаем, что вера не является чем-то абстрактным. Вера – это прежде всего близкие и доверительные отношения. Это наши убеждения, основанные на весомых аргументах и доказательствах.
Иисус с учениками пошел в селения, прилегающие к Кесарии Филипповой. По дороге Иисус спросил их: «За кого принимают Меня люди?» Ученики ответили: «За Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а некоторые – за одного из пророков». «А вы кем считаете Меня?» – спросил их Иисус. Петр ответил: «Ты – Христос».
(Евангелие от Марка 8:27-29)
АЛЬТЕРНАТИВА
Естественно, возникает вопрос о том, а какова моя альтернатива. Большинство из нас думает сегодня, что альтернативой вере является научное знание. Выбирая между неопределённостью религии и убеждённостью науки, многие из нас предпочтут крепкое основание материализма.
Мы привыкли противопоставлять вере ту уверенность, что дарит нам так называемый «научный материализм». Если в вере всё зыбко и непонятно, то в материалистическом мировоззрении кажется, что всё основательно. Нам кажется, что доверие Богу – это некий прыжок в неизвестность, противоречащий тому, что мы знаем о мире, в то время как неверие воспринимается нами как нечто вполне естественное. Однако это совсем не так! Всё дело в том, что приверженцы «научного материализма» блефуют, когда обещают нам крепкую уверенность взамен зыбкой вере. Этот блеф очень хорошо раскрывает профессор математики Оксфордского университета Джон Леннокс, когда он говорит о своём коллеге профессоре биологии и одном из самых известных современных атеистов Ричарде Докинзе:
Следующая проблема – это природа веры. «У атеистов нет веры», – пишет Ричард Докинз. После чего он посвящает целую книгу своим верованиям». Кристофер Хитченс утверждает: «Наши верования – это не верования. Наша вера – это не вера» Что? Это почему ещё?
(Джон Леннокс, открытая лекция на форуме «Веритас» в Аризонском государственном университете»)
Но проблема в том, что научное знание основано на принятии определённых истин на веру.
Хотим мы того или нет, но в фундаменте любого мировоззрения, в том числе и «научного материализма», лежит принятие её основных постулатов как аксиом, то есть без доказательств. И потом уже на этом фундаменте мы и возводим всё остальное здание. Вот почему наука не противоречит вере. Религиозным убеждениям противостоит именно материализм, не являющийся научной теорией, но философской позицией.
Более того, современная наука во многом основана на вере, потому что каждый из нас принимает фундаментальные постулаты, позволяющие нам заниматься наукой именно на веру. Скажем, никто из нас не в состоянии доказать такую важную составляющую любого эксперимента, как реальность прошлого. Что если мы появились на свет 10 секунд назад с ощущениями людей, проживших ту жизнь, что прожили мы? Что если мы появились на свет с иллюзией воспоминаний?
Поэтому наш выбор лежит не в плоскости выбора верить или нет, а в том, насколько обоснована наша вера и как хорошо она отвечает на фундаментальные вопросы бытия. И вот тут, как ни странно, христианское мировоззрение оказывается более разумным и логичным выбором, чем атеистическое. Представим, что вы бродите по лесу в поисках грибов и вдруг наталкиваетесь на суперкомпьютер, который был просто случайным результатом эволюционного процесса развития этих самых грибов. Оставим на мгновение абсурдность такого утверждения и задумаемся о том, стали бы мы доверять математическим вычислениям такого компьютера? Если быть предельно честным с собой, то ответ - скорее всего нет, потому что мы не доверяем вычисление грибам. Именно с этой проблемой сталкивается в конце жизни Чарльз Дарвин, когда в своих письмах задаётся вопросом о том, насколько он может доверять собственным умозаключениям, если он является всего лишь высокоразвитой обезьяной.
Но и это ещё не всё! Расставаясь с верой, мы вдруг приходим к неутешительному выводу. Если всё в этом мире, включая нас, является лишь результатом химических и физических реакций, то такое явление, как любовь, во-первых, предопределено, а во-вторых, представляет из себя не что иное, как просто результат слепых химических реакций в организме. То есть, выбирая альтернативный взгляд на мир, мы просто вынуждены начать закрывать лицо руками и делать вид, что все те вещи, которые мы привыкли ценить и которыми дорожим в жизни, являются ничем иным, как обманом. В этом смысле фильм «Матрица» вдруг не кажется столь уж фантастическим. Помните, как Морфиус спрашивает Нео: «Ты думаешь, что ты дышишь воздухом?» Точно также и мы вынуждены ответить на неудобные вопросы: «Мы думаем, что есть мораль, нравственность, альтруизм, любовь и верность?» Уберите доверие Богу и все то, что лежит в основе организации любого общества, вдруг становится ничем иным, как выдумкой. Без Бога всё вокруг нас превращается в жестокое шоу иллюзиониста, в роли которого выступает мироздание и наше сознание.
Конечно же, у христианского мировоззрения много вызовов. Порой нам очень сложно доверять Богу. Есть мгновения, когда нам кажется, что было бы намного проще отвернуться от Него. Но в такие моменты нам всегда нужно напоминать себе о том, что именно является альтернативой. Фрэнк Тюрек и Норм Гайслер в своей книге «Мне не хватает веры быть атеистом» пишут:
Вера закрывает пробелы в наших познаниях. И оказывается, что у атеистов намного более серьёзные пробелы, поскольку у них меньше обоснований их верований, чем у Христиан.
(Норм Гайслер и Фрэнк Турек «Мне не хватает веры, чтобы быть атеистом»)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Мы страшимся довериться Богу не потому, что мы не хотим обрести прощение грехов, возможность начать свою жизнь с чистого листа или получить тот самый заветный билет в рай. Всё это, безусловно, манит нас. Но где-то в глубине души каждого из нас сидит тот самый циник, который шепчет нам, что платой за обращение к Богу станет то, что Создатель окончательно и бесповоротно испортит нам нашу земную жизнь. Мы страшимся, что, приняв жизнь вечную, мы тут же лишимся радости в жизни земной. Будто бы здесь на земле есть что-то, что Господь неминуемо захочет спрятать от нас. Именно это стало той самой первой ложью, что привела к падению Адама, Евы, а вместе с ними и всего человечества:
Из всех диких зверей, которых создал Господь Бог, самым хитрым был змей. Он спросил женщину: «Правда ли Бог сказал: «Не ешьте ни с какого дерева в саду»»? Женщина ответила змею: «Мы можем есть плоды с деревьев сада, 3 но Бог сказал: «Не ешьте плодов с дерева, которое посередине сада, и не трогайте их, иначе вы умрете»». «Нет, вы не умрете», – сказал змей женщине. «Просто Бог знает, что когда вы съедите их, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог, познав добро и зло».
(Книга Бытие 3:1-5)
Вот и мы совсем не горим желанием расставаться со своим своеволием. Мы хотим жить по своим законам и правилам. Пусть у нас получается не так хорошо, как хотелось бы. Мы всё равно держимся за этот трон в нашей жизни, хоть правление наше иллюзорно. И мы контролируем намного меньше вещей в жизни, чем мы хотели бы думать. Ведь, по крайней мере, нам не нужно обращаться к Богу, рискуя, что Он окончательно поставит крест на нашей личной жизни и обречёт нас на одиночество. У каждого из нас свои страхи, которые, может быть, не столь понятны другому. Но для нас-то они вполне реальные.
Но что если доверие Богу подразумевает, что вы совершенно точно могли бы знать, что именно вас ждёт в жизни. Представьте себе на мгновение, что Господь совершенно ясно говорит вам, что вас ждёт совсем не простая жизнь. Вы сделаете в ней всё правильно, не совершив ни единого греха или ошибки. Но в награду вам достанется нищенское существование. У вас не будет собственного дома или семьи. Вас будут обожать и боготворить, но ровно до той минуты, пока вас не арестуют по сфабрикованному делу. Вы не просто умрёте молодым, но примете совершенно ужасную смерть. Суд над вами зайдёт в тупик, и разные представители власти будут стремиться свалить вину на другого. А потому перед тем, как погибнуть, вас изобьют до полусмерти. Кожа будет лоскутами свисать с вашей спины, превратившейся в кровавое месиво. После этого ваши руки и ноги прибьют ко кресту и, в конечном итоге, вы умрёте от разрыва сердца. И всё ради чего? Ради того, чтобы несовершенные люди, не заслуживающие получить прощения паре своих грехов (не то что жизнь вечную), вошли в Божье присутствие и обрели рай. Как вы думаете, эта игра стоит свеч? Имеет смысл идти на такую жертву?
Для каждого из нас у Бога есть удивительный и прекрасный замысел. Господь жаждет, чтобы мы не просто выживали изо дня в день, но жили жизнью, наполненной глубоким духовным смыслом. Однако, в случае со Христом таким замыслом стала смерть на кресте. Бог Сын очень хорошо себе представлял замысел Отца для Своей жизни. Он пришёл в этот мир, чтобы умереть, приняв на Себя ту цену, что мы должны были заплатить. Он доверился Отцу и принял этот промысел, потому что Спаситель верил в то, что мы можем быть совсем другими, если только мы наконец-то оживём. Эта вера свела Христа в могилу, чтобы вера в Христа вывела меня из могилы.
Вера – это не просто осознание каких-то истин. Она требует от нас решения, когда в молитве покаяния мы обращаемся к Богу, персонализируя своё доверие Ему. Оглядываясь назад, было ли такое решение в вашей жизни, когда бы вы обратились к Богу с этими простыми словами молитвы покаяния? Если нет, то сделайте этот шаг сейчас, попросив у Него прощение за Свои грехи. Примите этот дар вечной жизни, а затем расскажите о нём, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
В последнее время по всему миру набирает популярность движение, которое мимикрирует под Христианскую веру, но таковой не является. Это течение можно назвать «моралистический терапевтический деизм». Как несложно догадаться из названия, оно состоит из трёх частей.
- Морализм, а не преображение мотивов
Основной упор делается на том, что вся суть веры сводится к изменению нашего поведения. Казалось бы, Христианство тоже говорит об этом. Однако, в Христианстве основной упор делается не на том, что мы просто меняем своё поведение. А на том, что самым радикальным образом преображаются наши мотивы. Мы движимы теперь не попытками заслужить рай, но любовью Христа, заплатившего за наши грехи на кресте.
- Терапия, а не освящение
Наше поведение меняется исключительно для того, чтобы мы были счастливы. Поэтому есть грехи, которые как бы и грехами не являются, если они доставляют нам огромное удовольствие или делают нас более счастливыми. Господь же хочет, чтобы мы были святы. Он жаждет, чтобы мы менялись «от славы к славе», всё больше и больше отражая Христа всем, что мы делаем.
- Безучастный бог, а не близкий Бог
В этом мировоззрении, конечно же, присутствует бог. Но он настолько аморфен и амбивалентен к тому, что происходит в этом мире, что можно сказать, он и не участвует в нашей жизни совсем.
Все внешние атрибуты Христианства при этом сохраняются. Иисуса всё ещё называют Богом. Библию всё ещё раскрывают на собраниях. Вот только основные акценты смещены. Незаметно для себя мы вдруг оказались в поезде, который едет не туда, где мы бы хотели оказаться. Незаметно для себя мы стали персонажами из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака, того самого Рассеянного с улицы Бассейной:
«Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Проверьте себя, сравнив свою веру со столь популярным течением «моралистический терапевтический деизм».
- Исследуйте не только свои мотивы, но и своё поведение.
- Задумайтесь о том, стремитесь ли вы получить что-то от Бога или вам важен Сам Бог.
- Наконец, обратите внимание на то, насколько Бог действительно близок и как Он участвует в вашей жизни.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
(Борис Пастернак «Во всём мне хочется дойти…, 1956 год)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.