Серия бесед о семье, браке и не только

[ПОЛОВИНКИ 011] Работа над отношениями не напрасна, благодаря ей в семье всё согласно

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ В БРАКЕ, ЧТО ДЛИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ?

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Счастливые семьи являются таковыми не потому, что им повезло и они встретили свою настоящую половинку. Но прежде всего потому, что муж и жена не воспринимают друг друга как данность, но ценят и дорожат своими отношениями. А потому они непрестанно на протяжении всего брака работают над тем, чтобы всё больше и больше проявлять любовь по отношению друг ко другу.

Мелодрама 1982 года «Влюблён по собственному желанию» посвящена тому, как судьба свела двух совершенно непохожих людей – бывшего спортсмена-велосипедиста Игоря Брагина, которого великолепно сыграл Олег Янковский, и девушку-библиотекаря Веру, чью роль исполнила Евгения Глушенко. Игорь достаточно харизматичный мужчина, который давно разочаровался в жизни и потерялся в череде разгульных вечеринок. Вера же, напротив, невзрачная и ничем не выдающаяся девушка. И вот эти два случайных друг для друга человека принимают решение, что они усилием воли влюбятся друг в друга. Так, размышляя о природе чувств, Игорь говорит про себя:

Мы работаем над чем и для чего угодно, только не над своими чувствами. Они как беспризорники, они пущены на самотёк. Обидели — обижаешься, оскорбили — психуешь, рассмешили — смеёшься. А где ты сам?! Надо научиться самому управлять своими чувствами: хочу — буду веселым, хочу — буду обожать свою работу, хочу — влюблюсь.

Вот только сердцу не всегда прикажешь, и влюбиться бывает не так просто, как того хотелось бы. Игорь конечно же понимает, что внешне Вера не самая привлекательная девушка на свете. Описывая её, он приходит к выводу, что работать ему особо не с чем:

Ножки? Ножки, как у козы рожки… Мордашка? Мордашка-промокашка…

Вера же, в свою очередь, тоже довольно реалистична в своём взгляде на Игоря. Она отдаёт себе отчёт, что, несмотря на всю его харизму и внешнюю привлекательность, он совсем не завидный жених и шансы на счастливые отношения с ним не столь высоки. Её оценка Игоря умещается буквально в двух фразах:

Я не люблю красивых мужчин. Особенно пьющих.

Вот на этом противостоянии и реализме двух глубоко одиноких и по-своему несчастных людей и строится эта замечательная картина Сергея Микаэляна. Есть одна цитата из этого фильма, которая очень хорошо отражает его настроение и суть.

Один писатель сказал: «Люди напоминают собой стадо дикобразов, бредущих по холодной ледяной равнине. Им холодно, они жмутся друг к другу и колют друг друга своими иглами».

Невзирая на тот факт, что фильм посвящён отношениям двух холостяков, его настрой великолепно отражает то, как многие люди смотрят на брак. Вы замечали, сколько разочарованных и глубоко несчастных людей в браке? Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, откуда у женатых людей столько цинизма, выражающегося в таких банальных шутках, как «хорошее дело браком не назовут»? Задумывались ли вы над тем, почему зачастую, когда холостяк приходит за советом к тем, кто в браке уже много лет, практически первое, что он слышит, – это горечь в голосе, описывающем семейную жизнь и ностальгию при описании холостого образа жизни? 

Практически все сказки обрываются на свадьбе, когда мы читаем стандартный оборот: «И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». А дальше… История умалчивает, что было дальше. Но вот окружающая культура подталкивает нас к выводу, что затем любовь постепенно угасает, и всё завершается либо разводом, либо некой договорённостью о своего рода раздельном проживании под одной крышей. 

Глядя на счастливые семейные пары, мы нередко думаем, что они сумели сохранить теплоту отношений просто благодаря тому, что с самого начала так сильно любили друг друга, что всё это далось им автоматически из-за той страсти, что была у истоков их брака. Во всех остальных случаях мы практически ожидаем, что любовь увянет, страсть пройдёт и брак превратится в унылую рутину. Рассматривая седьмую и восьмую главу книги Песнь песней, мы замечаем, насколько эти утверждения не верны. В этом отрывке влюблённые смогли не только сохранить страсть от той первой весны, когда они встречались, до новой весны, когда они уже муж и жена, но и сделать отношения глубже и крепче. На их примере мы видим, что работа над отношениями не напрасна, благодаря ей в семье всё согласно.

Молодые женщины: «Вернись, вернись, Суламита! Вернись, вернись, чтобы мы смогли посмотреть на тебя!» Он: «Зачем смотреть вам на Суламиту, как на танцующую Маханаимский танец? Как красивы ноги твои в сандалиях, дочь знатного рода! Изгиб твоих бедер, как ожерелье, дело рук искусного мастера. Пупок твой, словно круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; живот твой – ворох пшеницы, окруженный лилиями. 

(Книга Песнь песней 7:1-3)

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЛОСТ

Если вы холосты сейчас, вполне возможно, вы думаете, что все эти принципы и идеи не для вас. Потому что сейчас вы тренируетесь «на кошечках» до тех пор, пока не повстречаете свою половинку и вы сразу поймёте, что это ваша половинка, проникнитесь к ней уважением, будете естественным образом подмечать её достоинства, будете безмерно её любить, уважать и гордиться ей. А сейчас вы будете относиться так, как привыкли относиться к девушкам или парням. Вы будете и дальше использовать их, продолжая унижать ваших избранников на публике или относиться к ним, как к мальчикам, но совсем не как к мужчинам.

Стоит задаться простым вопросом, на который вам нужно ответить про себя: «Неужели вы думаете, что с таким отношением с вами кто-то захочет встречаться?» Возможно, вы думаете, что вы настолько умопомрачительно красивы, что ваша красота компенсирует все остальные изъяны характера, и значит, вам не нужно над ними работать, просто потому что вы сногсшибательны. Если это и правда так, то с вами будут встречаться только те, кому нужна оболочка и кому плевать на содержание.

Может быть, вы умны, успешны, у вас хорошая работа и вы регулярно ходите в спортзал. Вы знаете себе цену и… давайте начистоту – вы считаете себя подарком для любой девушки, на которую вы положили глаз. Вас будут использовать, но не любить, ровно столько, сколько вы будете успешны. Видите, ваше отношение к избраннику формируется до того, как вы начинаете встречаться, и определяет кто согласится с вами встречаться. Посмотрите на слова Апостола Павла:

…С молодыми людьми говори как с братьями… а с молодыми – как с сестрами, со всякою чистотою.

(1 Послание Тимофея 5:1-2)

Частично смысл этого отрывка потерян для нас, но, когда Павел призывает девушек относиться к молодым людям, как к братьям, он обращается к людям культуры, где сёстры уважали своих братьев и почитали их.

Окружающая культура говорит нам о том, что брак – это своего рода лотерея. Ты никогда не знаешь, какой тебе выпадет билет. Может быть, повезёт, ты женишься или выйдешь замуж по любви, и вы сможете сохранить эту страсть, пронеся её через всю жизнь. А может быть, и нет. Ведь удача выпадает крайне редко, и тогда не останется ничего другого, кроме как расстаться с несостоявшимся браком так, как мы расстаёмся с проигрышным лотерейным билетом.

Но с момента грехопадения в Эдемском сад, выигрышные лотерейные билеты закончились. Попрощайтесь с иллюзиями о том, что всё будет просто и естественно в браке. Потому что этого не будет. Какими бы страстными отношения ни были, они неминуемо станут золой, если это пламя не поддерживать.

Кроме этого, выстраивая отношения сейчас, мы закладываем определённую модель поведения, которую затем будем повторять в браке. Если вы не проявляете уважения к противоположному полу сейчас, вы не будете его проявлять и тогда, когда вы повстречаете девушку или парня вашей мечты. Более того, есть очень большая вероятность того, что вы просто отпугнёте своим отношением вашего будущего мужа или жену задолго до того, как они станут вашим мужем или женой. Начинать проявлять уважение к противоположному полу нужно уже сейчас.

Наконец, на протяжении веков мужчины и женщины стремились свести отношения к одномерности. Эта тенденция появилась не вчера и исчезнет не завтра. Так, мужчины склонны обращать огромное внимание на красоту девушки, не уделяя практически никакого внимание её душе или характеру. Порой это приводит к парадоксальным примерам передержанных женихов, кому глубоко за 40, желающих жениться, но только на девушках как минимум вдвое младше их, обладающих потрясающей красотой. Это не означает, что девушки разборчивей. Они тоже склонны уделять внимание красоте мужчины, но в гораздо большей степени они уделяют внимание уровню его благосостояния. Подобный одномерный взгляд зачастую приводит к поверхностным отношениям и проблематичным бракам. Ещё сейчас, когда мы не вступили в брак, нам стоит приучить себя обращать внимание не только на внешность или размер счёта в банке, но и на то, что скрывается за этими вещами.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Наша проблема не в том, что мы не хотим работать над отношениями или не знаем, как именно это сделать, а в том, что у нас просто нет на это сил. Брак требует необычайных усилий, и в какой-то момент мы начинаем сдаваться. Мы просто не знаем, где именно нам черпать силы, чтобы работать над отношениями. Однако, если мы поймём, насколько многомерна наша связь с Богом, мы увидим, Кто сможет нас укрепить в этом непростом деле углубления отношений в семье. 

Многие из нас воспринимают веру одномерно. В том смысле, что мы считаем, что Бог удовлетворится тем, что мы будем просто неплохими, а порой и никакими верующими. Мы обращаем внимание на то, что мы спасены. Мы уделяем огромное внимание тому, чтобы всё сделать правильно в вопросе прощения грехов и обретения жизни вечной. И вот, как только мы убедились, что всё, что от нас требовалось, мы уже сделали, мы расслабляемся, считая, что Бог теперь должен быть просто счастлив, потому что Он наконец-то заполучил нас в рай. При этом мы предпочитаем на замечать те стихи в Библии, в которых Бог говорит о том, что Бог ожидает от нас совершенства и святости. Так, в Книге Левита мы читаем:

Я – Господь, ваш Бог; освящайтесь и будьте святы, потому что Я свят. Не оскверняйтесь никакой живностью, которая пресмыкается по земле. 45 Я – Господь, Который вывел вас из Египта, чтобы быть вашим Богом. Будьте святы, потому что Я свят.

(Книга Левита 11:44-45)

Христос повторяет это требование Господа в своей самой знаменитой проповеди:

Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

(Евангелие от Матфея 5:48)

Но давайте представим себе на мгновение, что основная задача Бога была бы именно в том, чтобы просто простить нам наши грехи. Отложим эти непонятные и неудобные слова Писания, говорящие о совершенно нереальных стандартах Бога. Что же получает тогда Бог? Он получает рай, наполненный неплохими людьми и совершенно никакими верующими. Ведь грехи-то уже прощены, вина покрыта, а вот заслуг особо-то и нет. Более того, наша проблема ещё и в том, что мы не в силах заслужить то, что Бог ожидает от нас. Мы никогда не сможем и отработать ту благодать, что была дана нам. Пророк Исайя напоминает нам, как именно Бог смотрит на наши дела, которыми мы пытаемся заслужить Его расположение. 

Все мы стали как нечистый; все наши праведные дела – как запачканная одежда. Все мы вянем, как лист, и грехи наши, точно ветер, уносят нас прочь.

(Книга пророка Исайи 64:6)

Вот почему всем нам важно напоминать себе о том, что Господь не просто спасает нас, но и усыновляет. Он вводит нас в тесные и близкие отношения с Собой, которые будут длиться уже вечность. Благодаря жизни Христа и Его смерти Бог может теперь не только простить нам наш грех, но и вменить праведность. То есть всё то, что сделали мы, всё то, за что мы должны были понести наказания, теперь легло на Христа. Но, с другой стороны, все Его заслуги стали нашими. 

Мы обрели праведность по благодати. Нам был дан Дух Святой, чтобы теперь, в этих близких отношениях с Господом, полагаясь на мощь Духа Святого, мы могли бы расти и развиваться в святости. Эта крепость Третьей Ипостаси Троицы проникает теперь во все сферы нашей жизни. Наш рост и развитие не становится чем-то теоретическим, о чём мы читаем в книгах. Он заметен во всём, что мы делаем, и конечно же, он преображает самым радикальным образом и наши отношения в семе. То есть Христос не просто спасает, но к святости нас возвращает.

Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной? Обратились ли вы к Богу в тихой молитве покаяния, попросив Христа войти в вашу жизнь, став Господином вашей судьбы? Сделайте это прямо сейчас, если, оглядываясь на своё прошлое, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы это сделали. А затем расскажите об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Многим из нас сложно сделать первый шаг в работе над нашими отношениями, потому что нас парализует страх того, что мы можем и не получить взаимности. 
  • Но мы проявляем любовь друг ко другу в браке, не только потому, что отвечаем на любовь супруга, но из-за того, что реагируем на любовь Христа. Приучите себя черпать в любви Спасителя вдохновение, чтобы работать над отношениями, вместо того, чтобы принимать их как данность.

Зная, что жизнь моя уже завершилась, что она уже пригвождена ко кресту, и что жизнь моя ожидает того, как она вот-вот вырвется наружу, вспорхнёт к Господу, чтобы сесть одесную Богу, я могу теперь потерять свою жизнь ради моей семьи, зная, что мне нет необходимости защищаться от любви. Я свободен служить, свободен любить.

(Рассел Мур «Семья, обуреваемая штормами»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Серия бесед о семье, браке и не только
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone