Серия бесед о семье, браке и не только

[ПОЛОВИНКИ 009] Роли в браке помогают нам разобраться в жизни

КАК ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ СВОИ РОЛИ В БРАКЕ?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Мужчинам стоит слушать в этой беседе то, что относится к мужчинам. Женщинам в этой проповеди стоит слушать то, что относится к женщинам. Ни в коем случае нельзя использовать то, что говорилась мужчинам, затем жёнам против своих мужей. Также нельзя и мужчинам вырывать из контекста отрывки обращённые к женщинам, чтобы использовать против них. Соблюдайте это незатейливое правило и вам будет намного проще применить то, что вы услышите на практике, получив максимум от этой проповеди.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: Семья гармонична лишь тогда, когда муж и жена помнят, что они равны перед Богом и друг перед другом в своей сущности и правах. Но при этом, они также принимают свои, Богом данные, различные роли в браке.

Фильм «Экипаж» вышел на экраны в 1979 году и мгновенно стал хитом кинопроката. Эта картина была настолько ярким примером романтического боевика, что не так давно в 2016 году был снят её римейк. Фильм этот состоит как бы из двух частей. Первая часть – это бытовая мелодрама, а вторая часть – это фильм-катастрофа. События фильма разворачиваются вокруг экипажа пассажирского авиалайнера, совершающего международные рейсы. Как несложно догадаться семейные отношения в какой-то мере становятся лейтмотивом всего фильма. Так картина начинается с того, что дочь командира экипажа беременеет, будучи ещё студенткой. Но выходить замуж она не хочет и, несмотря на тяжело протекающую беременность, аборт делать тоже не хочет. Командир экипажа Андрей Тимченко, которого играет Георгий Жжёнов, однажды встречает на охоте своего старого друга и его внучку Тамару, которую играет Александра Яковлева. Тамара никак не может найти себя в жизни, но при этом она привлекательная девушка, великолепно владеющая английским, и потому Тимченко приглашает её попробовать себя в качестве бортпроводницы. Тамара устраивается к этому экипажу авиалайнера и вот уже там, на работе, знакомится с Игорем Скворцовым, которого играет Леонид Филатов. Скворцов обаятельный холостяк, пользующийся большой популярностью у девушек. Естественно, что он не мог не соблазнить Тамару. И вот именно отношения Игоря и Тамары и становятся той центральной линией в фильме, вокруг которой и будет развиваться сюжет. И несмотря на то, что прошло очень много времени с момента выхода этой картины на экраны, некоторые диалоги в ней звучат достаточно актуально и по сей день. Скворцов, который не хочет жениться, но не прочь продолжать спать с Тамарой, использует идею равноправия мужчин и женщин, чтобы убедить Тамару, что ей не нужно выходить замуж. Послушайте этот диалог. Он полон стереотипов восприятия и ролей в браке, и вообще причин, почему стоит или не стоит жениться.

— Всё-таки поразительно... Вот скажи — у нас женщины уравнены в правах с мужчинами? Да? Так пользуйтесь! Что ж вы не пользуетесь своими привилегиями? Откуда у вас у всех это бессмысленное, дикое, атавистическое желание выскочить замуж, для чего, зачем?! Не понимаю... Ну что ты так на меня смотришь? Что, я не прав?

— Прав.

— Я понимаю — раньше, до нашей эры, когда жили эти, ну... троглодиты. Он гоняется там за мамонтом, она, естественно, сидит и ждёт его у костра, потому что она понимает: не будет мужа — не будет мамонта, не будет мамонта — не будет еды. Нет, ну действительно! Ну это можно понять, в этом был железный смысл! Она должна была к кому-то прилепиться, прицепиться, чтобы выжить — это же естественно! А что теперь? Теперь, когда она... она кандидат наук, у неё зарплата такая, что она обеспечена лучше любого мужика — потому что не пьёт. Так нет — она должна вцепиться обеими руками в кого-нибудь, в какое-нибудь ничтожество! Потому что это муж. Это муж, это семья — не понимаю. Ну не бред?

Но вот что любопытно в этом фильме. Он великолепно отражает ту шизофрению, что была в понимании ролей в браке в Советском союзе. Потому что, с одной стороны, женщины были совершенно раны с мужчинами во всех правах. Всегда говорилось о том, что они ничуть не уступают мужчинам ни в чём, и вообще у нас в стране царило полное равноправие полов. Но, с другой стороны, отличия мужчин и женщин никуда при этом не делись. Скажем, сам фильм «Экипаж» был построен таким образом, чтобы привлечь женщин первой частью, которой была мелодрама, но и не обойти вниманием мужчин, которым больше подходила вторая часть – фильм-катастрофа. Советский союз был одновременно прогрессивным обществом, что было впереди планеты всей с точки зрения прав женщин, и достаточно консервативным строем, в котором царили довольно патриархальные нравы. И в этом смысле, по прошествии практически полувека мало что поменялось, с тем только исключением, что теперь весь мир живёт в этих противоречивых отношениях с пониманием ролей мужчины и женщины.

Интуитивно мы понимаем, что роли мужа и жены различны. Например, мы знаем, что ребёнку нужен папа и нужна мама. Их влияние различно. Но при этом оно дополняет друг друга. Только говорить об этом сегодня не принято. Роли никуда не делись. Просто мы закрыли лицо руками и делаем вид, что их нет. Всё в нашей культуре подталкивает к тому, что даже поднятие этой темы говорит не просто о консервативности, но об определённой зашоренности и отсталости человека, который думает, будто мужчина и женщина могут чем-то отличаться друг от друга сегодня.

Мы делаем вид, будто совершенно одинаковые. Однако при этом удивляемся, почему мужчины всё ещё не хотят связывать себя узами брака, а девушки отчаянно к этому стремятся. Мы вроде бы равны во всём, вот только мы совершенно разные. И как это всё увязать, мы не совсем понимаем. Мы уверены, что в Библии-то точно нет ответов на эти вопросы. Поскольку мы считаем Библию чем-то настолько древним, что вряд ли в ней есть хоть что-то полезное для современного брака. Ведь она писалась, как мы думаем, когда мужчины охотились на мамонтов, а женщины растили детей. Мы просто не отдаём себе отчёта в том, что понимание ролей в браке и отличие мужчин и женщин друг от друга невероятно глубокое, чем мы привыкли думать. Это вневременные принципы, которые находят своё отражение в конкретном веке по-новому. 

Господь Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал сад и заботился о нем… Господь Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать»… Господь Бог погрузил человека в глубокий сон, и пока тот спал, взял одно из его ребер и закрыл это место плотью. Из ребра, которое Он вынул из человека, Господь Бог создал женщину и привел ее к нему. Человек сказал: «Вот теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться „женщина“, потому что была взята от мужчины». Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью. И Адам, и его жена были наги, но не испытывали стыда.

(Книга Бытие 2:15, 18, 21-25)

Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом. Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу. Ведь муж – глава своей жене, как и Христос – Глава и Спаситель Церкви – Своего тела. И как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям. А вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь. Он Самого Себя отдал за нее, чтобы сделать ее святой, очистив ее водным омовением через слово, чтобы Ему поставить ее перед Собой как славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-то подобного, чтобы она была святой и непорочной. Точно так и мужья должны любить своих жен, любить, как свое собственное тело. Тот, кто любит свою жену, любит самого себя. Ведь нет такого человека, кто бы ненавидел свое тело, но каждый питает свое тело и заботится о нем. Так и Христос заботится о Церкви, потому что мы – члены Его тела. «Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью». 

(Послание Ефесянам 5:21-31)

ЕСЛИ ВЫ ХОЛОСТЫ

Есть необычайная красота древней поэзии в тех строках, что описывают встречу Адама и Евы. Адам поражается тому, насколько Ева отличается от него, являясь при этом такой же, как он. Она «кость от костей», но была взята от Адама. Она часть его, но при этом она совсем другая. В самой первой романтической поэме в истории человечества он поёт о том, как она дополняет его и делает целостным:

Человек сказал: «Вот теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться «женщина», потому что была взята от мужчины».

(Книга Бытие 2:23)

И с тех самых пор все влюблённые поют о том же самом. О том моменте, когда ты смотришь в глаза своей возлюбленной и одновременно видишь в них своё отражение в тот миг, когда ты растворяешься в них. Мы находим свою целостность, теряясь в другом. Но влюблённость проходит, мы замечаем всё больше и больше шероховатостей. Отмечаем для себя несовершенства нашего возлюбленного и тоскуем по тому чувству, что было у нас во время первых свиданий.

Наша проблема в том, что все мы покорёжены грехом. Все мы несовершенны и на всех нас лёг тяжким грузом гнёт проклятия грехопадения в Эдемском саду. Поэтому не ищите полноты и целостности в браке. После грехопадения ни один другой человек, как бы сильно мы его ни любили, не в силах дать нам то, что мы можем обрести лишь во Христе. Наш муж или жена сломается под гнётом нереалистичных ожиданий.

Но, с другой стороны, не избегайте ролей мужчины и женщины. Не идите на поводу у популярной культуры, которая говорит девушкам о том, что всё в отношениях они должны взять в свои руки. Не стоит потом удивляться, что их мужья вдруг оказываются настолько пассивными, что не в силах принять ни одно важное решение. С другой стороны, и мужчинам не стоит искать девушек, которые всё сделают за них. Надо ли потом удивляться, что их жены совсем их не уважает. Наслаждайтесь привилегиями, что дарят вам эти роли уже сейчас, до брака, чтобы затем, если Господь вас благословит, вы могли их перенести в ваши отношения в браке. И в этом смысле церковь может быть замечательным местом таких ценностей, что всё реже и реже встречаются в мире.

Ведь духовно мы видим, что роли в браке связаны с творением и первоначальным призванием человека. Они отражают возвращение к тому, каким Бог задумал мир изначально. А значит, их отражение в церкви несёт особую символическую роль. Здесь мужчины должны брать на себя ответственность не только за духовное состояние их семьи, но и за служение в общине. И прелесть этого призыва в том, что вы можете проявлять инициативу в служении, даже если у вас нет семьи. С другой стороны, девушки могут проявлять здесь готовность учиться, готовность слушаться тех, кто является духовным авторитетом. Ведь какой бы духовной вы ни были в браке, скорее всего, ваш муж не будет идти за вами. Он не будет учиться у вас, хотя безусловно будет восхищаться вами. Ваше смирение и подчинение в церкви сделает вас более, а не менее привлекательной для других мужчин.

Но кроме духовного есть и практический момент, который не меняется вот уже длительное время в нашей стране. Женщины лучше в нашей стране. Они более образованные, они более надёжные, они чаще вызываются что-то делать и доводят это до конца. У них нет необоснованных амбиций. Поэтому, если та или иная церковь позволит женщинам делать всё больше и больше в церкви, они великолепно справятся с возложенной на них ответственностью. Они будут лучше проповедовать, лучше вести группы, лучше благовествовать и воспитывать учеников. А мужчины облегчённо выдохнут, расслабятся и вообще перестанут ходить в церковь. Именно поэтому, исключительно с практической точки зрения, мужчин стоит подталкивать к служению.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Вы замечали, как быстро мы переходим от любви к ненависти? Как люди, молниеносно клявшиеся друг другу в верности до гроба, начинают ненавидеть друг друга? В русской литературе не так много описаний счастливых семей или образцов семейной идиллии. Зато в ней есть очень откровенное отражение того, как грех проявляется в бытовом насилии в браке. Это может быть описано с юмором, как в «Недоросле» у Фонвизина:

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Или в «Идиоте» у Достоевского:

Генерал Епанчин супругу свою до того уважал и супругу свою до того уважал и до того иногда боялся ее, что даже любил.

А может быть с горечью, как в маленьком рассказе «Ангелочек» у Леонида Андреева, в котором сперва отец бил мать, а затем уже мать била отца, когда у последнего от постоянного злоупотребления алкоголем начали отниматься ноги. Но грех может проявляться не только в таком вот бытовом насилии. Слова тоже ранят достаточно сильно. Это может быть тихая ненависть или проявление холодности. Неуважение, что явлено тысячей порезов маленьких колкостей. Нелюбовь, что заметна в мириаде крошечных проявлений безразличия. 

Мы боимся ролей в браке, потому что мы страшимся того, что будем разорваны на части. Мужья опасаются любить столь беззаветно, потому что банально боятся отдаться без остатка и не получить ничего взамен. Жены в ужасе от того, что им нужно подчиняться мужьям, потому что никто не хочет стать жертвой семейной диктатуры. 

Мы не доверяем друг другу. И потому мы слышим практические советы, что говорят нам о своего рода эмоциональном банке семьи. Всякие положительные эмоции являются депозитами в этом банке. А все отрицательные становятся моментами, когда мы, наоборот, снимаем средства со счёта. Секрет здоровой и счастливой семьи в том, чтобы баланс на эмоциональном счету всегда был положительным. Это прекрасный, простой и очень практичный совет, который будет работать в большинстве случаев. Но он не отвечает нам на вопрос о том, как быть, когда эмоциональный счёт в браке не просто опустошён, а когда пара уже много лет живёт в кредит? Как быть, когда ты вырос в такой семье и женился или вышел замуж уже с отрицательным балансом?

Христос меняет всё. Он вкладывает Себя целиком и полностью в нас. Он не просто принимает на Себя наш грех, Христос был растерзан на кресте, чтобы я был восстановлен во Христе. Чтобы я теперь не страшился своей мужественности или женственности, чтобы я не боялся проявлять инициативу, чтобы меня не ужасала ни любовь, ни подчинение, потому что я проявляю их прежде всего по отношению к Нему.

Но, чтобы Христос всё поменял именно в нашей жизни, нам нужно обратиться к Нему в тихой молитве покаяния. Сделали ли мы этот шаг веры? Приняли ли мы дар прощения грехов и жизни вечной? Если, оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это прямо сейчас. А затем расскажите всем о вашем решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Позвольте идее ролей в браке сформировать ваше понимание природы мужественности и женственности. Мы равны в нашей сущности перед Господом вне зависимости от нашего пола. Но мы отличаемся друг от друга в нашей природе. Изучая Писание, возрастайте в том, чтобы ценить наши различия вместо того, чтобы стремиться во всём добиться равенства.  
  • Есть неподражаемая красота в женственности и удивительное очарование в мужественности, которых и близко нет в андрогинности.

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Константин Лысаков
Серия бесед о семье, браке и не только
Серия бесед о семье, браке и не только
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone