КАК ПОНЯТЬ ЧЕГО ОТ БРАКА ОЖИДАТЬ?
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП:
Мы находим наивысшее удовлетворение в браке тогда, когда всем в нашем браке мы стараемся привлечь внимание мира к любви и милости Творца.
Мы привыкли смотреть на брак и на то, что мы стремимся получить от брака, весьма однобоко. В какой-то степени наш взгляд напоминает старый анекдот про одарённого ребёнка пяти лет, которого привели на собеседование перед поступлением в весьма престижную школу. Директор задал простой вопрос о том, сколько времён года знает мальчик, и получил неожиданный ответ – «шесть». Справившись с шоком, он попросил ребёнка подумать. Малыш начал нервничать, перебирать в голове варианты, считать, загибая пальцы, и всё равно уверенно сказал: «Шесть». Уже после провального собеседования в коридоре раздосадованная мама спросила у малыша: «Ну какие шесть? Ну что такое?» На что мальчик ответил, с трудом сдерживая слёзы: «Мама, ну я не знаю больше «Времён года»! Я знаю только, что «Времена года» писали Вивальди, Гайдн, Лусье, Чайковский, Пьяцолла и Глазунов». Точно также, как директор школы, мама и подавляющее большинство людей, слышащих анекдот впервые, мы и представить себе не можем, что бывает какой-то другой взгляд на вопрос о том, сколько времён года. Аналогично мы поступаем и с семьёй. Размышляя о целях брака, мы смотрим на них сугубо через призму того, что именно я получу от брака. Каким образом брак поможет мне в моей самореализации? Как именно он осчастливит меня?
В знаменитой картине Марка Захарова 1980-го года «Тот самый Мюнхгаузен» есть интересный монолог собственно барона Карла Мюнхгаузена во время его бракоразводного процесса с баронессой Якобиной фон Дуттен.
Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода. Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили: «Нет!» — и нас тут же обвенчали. После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие: я в Турцию, она в Швейцарию. И три года жили там в любви и согласии… Развод – одно из высочайших достижений человечества! Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе… В своё время Сократ как-то мне сказал: «Женись непременно. Попадётся хорошая жена — станешь счастливым, плохая — станешь философом». Не знаю, что лучше.
Именно в этой пламенной речи Мюнхгаузен показывает два совершенно разных подхода к целям и задачам брака. Один можно назвать традиционным. Карл и Якобина были обвенчаны против своей воли для того, чтобы их семьи породнились. При этом Карл давно уже живёт со своей возлюбленной Мартой, да и у Якобины уже есть любовник. Впрочем, это не мешает баронессе всячески противиться разводу, потому что тогда она потеряет титул и положение в обществе. Противопоставлением этому подходу являются отношения барона Мюнхгаузена и его возлюбленной Марты.
Мне хочется познакомить вас с моей женой. Это Марта. ― Очень приятно, баронесса. ― К сожалению, она не баронесса. Она просто моя жена. Мы не обвенчаны.
Несмотря на то, что фильм был снят почти полвека назад, его идеи как никогда современны. Сегодня мы отвергаем прагматический подход браков по расчёту, отдавая предпочтение исключительно союзам по любви, считая, что именно выражение трепетных чувств по отношению к другому человеку и являются единственно возможной целью брака. Однако это далеко не так!
Забавно, что такой подход к союзу мужчины и женщины автоматически делает его браком по расчёту, тому самому типу брака, который практически повсеместно осуждается в нашем обществе. Вполне возможно, жизнь научила вас быть жёстким, циничным и прагматичным, а потому вы ничего не имеете против союза, в котором партнёры очень хорошо понимают, какую именно выгоду, материальную или нематериальную, они хотят получить от брака. Но даже в этом случае возможность связать свою жизнь с кем-то, когда вы движимы настоящим, глубоким, непередаваемым чувством любви и единения с другим человеком, будет весьма заманчивой. Что вы предпочтёте? Брак по расчёту? Или союз по любви? Видите, насколько романтический идеал брака кажется нам совершенно незыблемым. Порой создаётся впечатление, что лишь он один является критерием истинного счастья.
Но если мы смотрим на брак таким образом, мы превращаем любой союз, даже тот, что изначально был скреплён любовью, в брак по расчёту. Мы остаёмся в семье ровно до тех пор, пока в ней есть любовь, и как только это самое чувство исчезает, мы уходим из семьи, оставляя за собой тлеющие угольки сожжённых дотла жизней.
Нам кажется, что у нас просто нет и не может быть другого выбора в этой ситуации. Однако это совсем не так! Христианство существенно расширяет наш взгляд на брак и его призвание. Оно как бы напоминает нам о том, что есть ещё цикл «Месяцы» Шарля Алькана, произведение советского композитора Валерия Александровича Гаврилина или американского Джона Кейджа. Когда речь заходит о «Временах года», их не четыре, и даже не шесть, а чуть больше. Брак призван к большему, чем просто к самореализации мужа и жены. И вот что интересно, мы же знаем, что получаем максимум от жизни тогда, когда тратим жизнь не только на себя. То есть мы находим наивысшее удовлетворение в браке именно тогда, когда перестаём искать, как именно мы можем получить наслаждение от брака.
Господь Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал сад и заботился о нем… Господь Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать»… Господь Бог погрузил человека в глубокий сон, и пока тот спал, взял одно из его ребер и закрыл это место плотью. Из ребра, которое Он вынул из человека, Господь Бог создал женщину и привел ее к нему. Человек сказал: «Вот теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться „женщина“, потому что была взята от мужчины». Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью. И Адам, и его жена были наги, но не испытывали стыда.
(Книга Бытие 2:15, 18, 21-25)
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЛОСТ
Мы живём в век весьма интересного отношения к любви. С одной стороны, мы свято верим в то, что именно любовь и близкие отношения с возлюбленным в силах нас спасти, подарив наконец-то смысл бытия. Ведь жизнь не жизнь, если у тебя нет парня или девушки, если ты холост и ни с кем не встречаешься. Конечно же, это особенно ярко ощущается в преддверии таких праздников, как День Св. Валентина. Вот почему некоторым из нас хочется во что бы то ни стало жениться или выйти замуж. Ведь именно так мы сможем наконец-то обрести то счастье, что ускользало от нас всю нашу жизнь.
Эрнест Беккер, получивший Пулитцеровскую премию в далёком 1974 году за свою книгу «Отрицание смерти», пишет как раз, что теперь мы ищем «непреходящие ценности» в «проходящей любви». Беккер называет это «апокалиптическим романом».
Он всё ещё хочет ощущать себя героем, знать, что его жизнь что-то значила в глобальном смысле этого слова… Он всё ещё жаждет связать себя с какой-то высшей, всепоглощающей значимостью… Но поскольку Бога у него больше не было, то куда же было ему деваться? И прежде всего Отто Рэнку пришло на ум, что решение может быть найдено в любви… Прославление себя, которое было ему жизненно необходимо, он теперь искал в своих возлюбленных. Его партнёрши стали божественным идеалом, наполнявшим его жизнь. Все духовные и моральные нужды теперь были сконцентрированы в одном индивидууме… Одним словом, любовь стала богом… Чего же мы ищем, когда возвышаем любовников до уровня Бога? Мы ищем искупления и на меньшее мы не согласны.
То есть, когда мы с вами открываем любое знаменитое романтическое произведение, будь то история «Ромео и Джульетты» или окончание книги «Песнь песней», наша душа ликует, потому что мы хотим верить в то, что такая любовь будет и в нашей жизни. Однако у подавляющего большинства из нас с таким восприятием есть одна существенная проблема – мы уже любили. А даже, если мы и не любили, то мы знаем, что история «Соломона и Саломеи» и печальная повесть «Ромео и Джульетты» оканчиваются трагически. В конце либо любовь умерла, либо вообще все умерли.
Мы на своём личном опыте знаем, что порой достаточно одного умелого «пионера», чтобы тот по-пионерски потушил наше пламя любви. Не требуется пожарной команды, нет необходимости во «многих водах» пожарного расчёта с брандспойтами. Достаточно одного «пионера». И всё. И тем более обидно, когда таким пионером становлюсь я сам. И я осознаю, что мне вообще некого кроме себя винить в том, что произошло.
То есть, с одной стороны, любовь нас спасёт, но с другой стороны, мы также верим, что нельзя никому доверяться целиком и полностью, и сердце своё тем более нельзя никому до конца открывать. Вы замечали, как часто сказки, в которых основной сюжетной линией становится романтическая история, обрываются на свадьбе. Дракон повержен, Змей Горыныч усмирён, Кощей бессмертный побеждён, красавица освобождена, и всё заканчивается свадебным пиром главных героев, после которого идёт знаменитая фраза о том, что и сказочник там был, мёд и пиво пил, по усам у него всё это текло, а вот в рот не попало. Почему всё заканчивается свадебным пиром? Отчего в сказках не говорят про то, что случилось после? Потому что всё то, что произошло позже, описал Владимир Маяковский:
Уже второй. Должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен.
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете. И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью
У меня только один вопрос к поэту – к чему стихотворение, если «вы в расчёте»? Зачем эта лирика про тишь и звёздную дань? О чём этот разговор про молнии телеграмм, если всё кончено? Может быть оттого, что всё ещё не окончено?
В какой-то момент мы принимаем решение идти на компромисс и начинаем играть в любовь. По правилам этой игры задача заключается в том, чтобы любить слабее, открываться меньше, чем любят тебя, тогда будет не так больно, тогда ты контролируешь ситуацию, а не кто-то другой. И вот если вы расстались, то эта игра переходит в дополнительное время и теперь называется «кто первый найдёт себе пару».
Так неужели выхода нет? Мы верим в то, что любовь спасёт нас, потому что любовь на самом деле спасёт нас. Но не любовь людей. Нам нужно что-то покрепче. Незадолго до Своей смерти Иисус призывает Своих учеников к тому, чтобы они любили друг друга. Но в этом же отрывке, мы читаем:
Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.
(Евангелие от Иоанна 3:1)
Лишь тогда, когда любовь перестанет быть богом в нашей жизни, когда мы примем, что Бог есть любовь, лишь тогда мы станем одновременно свободны от любви и научимся любить по-настоящему. Так мы обретаем истинное счастье от того, что любимы и приняты вне зависимости, вступим мы в брак или нет.
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Мы страшимся истинной любви, потому что мы отдаём себе отчёт в том, что она порвёт наши души в клочья. Нам придётся слишком многим жертвовать и слишком сильно доверять другому человеку, чтобы соглашаться на брак. Вот поэтому столь многие из нас и предпочитают скорее играть в семью, чем действительно посвящать себя другому. Мы встречаемся дольше, чем нужно было бы. Мы живём вместе, оправдывая своё поведение тем, что нам нужен пробный период, чтобы мы могли быть уверенными в том, что мы можем на самом деле довериться другому. Проблема лишь в том, что в такой среде не выживет любовь. Клайв Стейплз Льюис в своей книге «Любовь» напоминает нам:
Выхода нет вообще. Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду.
Лишь любовь в силах помочь нам преодолеть страх довериться другому. При этом страх этот может затрагивать не только наши отношения в браке. Он точно также проникает и в наши отношения с друзьями или с нашей поместной церковью. Мы не готовы сегодня к отношениям «взаимной подотчётности», что нам жизненно необходимы для выживания и духовного становления, потому что мы вполне резонно опасаемся, что кто-то сделает нам больно. Но любовь сильнее нашего страха. Именно об этом и пишет Евангелист Иоанн в своём первом послании:
В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот еще не достиг совершенства в любви.
(1 Послание Иоанна 4:18)
Вот только говорит Иоанн в этом отрывке не о любви между мужчиной и женщиной, не о любви, что связывает друзей, и даже не о любви, что живёт в поместной общине верующих. Он пишет здесь прежде всего, что в любви Бога нет этого страха. Совершенная любовь Творца изгоняет его. Буквально перед этими словами Иоанн писал:
…Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем. Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы можем со всей уверенностью встречать День Суда, потому что каков Он, таковы и мы в этом мире.
(1 Послание Иоанна 4:16-17)
Но нам страшно довериться и Богу тоже. Что, если Он испортит мою жизнь? Что, если Он призовёт меня к тому, чтобы так и оставаться холостым до конца дней? Что, если Он потребует от меня, чтобы я не расставался и не разводился с женой, с которой меня уже ничего не связывает? Что, если… У каждого свои причины и у всех нас свой список наших личных страхов. Вот только Христианство отличается от любой другой религии как раз тем, что в нём Бог рискует первым. Он приходит в этот мир, став Одним из нас. Он проживает совершенную жизнь, в награду за которую Ему достаются мучения Голгофы. Христос принёс себя в жертву на кресте, чтобы я не боялся жертвовать собой в отношениях. Вот эта любовь Бога теперь изгоняет страх.
Готовы ли вы обратиться ко Христу в тихой молитве покаяния? Примете ли вы Его дар прощения грехов и жизни вечной? Расскажете ли о своём решении таинством святого водного крещения?
ПРИМЕНЕНИЕ
- C момента грехопадения мы обращаем внимание на то, чего у нас нет, считая, что именно в этом кроется наше счастье. Вместо этого приучите себя смотреть на то, что у вас есть, чтобы этим славить Господа.
- Если у вас нет семьи, славьте Господа тем временем и возможностями, что у вас есть. Если есть муж или жена, поклоняйтесь Богу тем, как выстраиваете отношения в семье. Если Бог благословил детьми, то прославляйте Его тем, как вы воспитываете детей.
Апогеем творения становится появление мужчины и женщины. Причина, почему это «хорошо весьма», в том, что мужчины и женщины будут управлять Божьим творением и заботиться о нём, сберегая упорядоченный мир, в котором буйным цветом цветёт жизнь… эти стихи учат нас четырём, тесно связанным друг с другом, истинам. 1) Во-первых, люди сотворены по образу и подобию Божьему. В нас есть уникальное человеческое достоинство, которого нет у животных или растений. 2) Во-вторых, нам дана неповторимая привилегия. Мы призваны наполнить землю мужчинами и женщинами, которые бы заботились о ней. 3) В-третьих, мы сотворены «мужчиной и женщиной». То есть нам нужно использовать свою мужественность и женственность, чтобы заботиться о Божьем творении. 4) Наконец, мы призваны наслаждаться близостью с нашим Создателем. Мы должны жить в благодарной зависимости от Бога и радостном подчинении Его заповеди... Эти четыре истины (достоинства, привилегии, сексуальности и радости в присутствии Божьем) необходимо всё время держать в тесной связи друг с другом. Думая о браке, мы призваны думать о Боге и нашей привилегии заботиться об этом мире. Мне нравится выражать эту мысль коротким лозунгом: «секс на службе Бога».
(Кристофер Эш «Женат ради Бога»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.