Пасхальная серия бесед

ОСОБАЯ ПРОПОВЕДЬ: Мир Христа сильнее, чем любая война

КАК ОСТАВАТЬСЯ МИРОТВОРЦЕМ ПОСРЕДИ ВОЙНЫ?

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» есть один пронзительный момент. Врач не имеет права брать оружие в руки. Но Пастернак показывает весь ужас гражданской войны в этом одном эпизоде, когда его главного героя заставляют стрелять в наступающих на него белогвардейцев. Не зная, что именно он может сделать, каким образом он может противостоять тому безумию, что творится вокруг него, Юрий Живаго начинает с остервенением стрелять в дерево. Он всеми правдами и неправдами пытается сохранить свой нейтралитет врача. Однако и это ему не удаётся. Пуля рикошетит и попадает в одного из наступающих бойцов. После боя в отчаянии Живаго бросается к нему, ужасаясь того, что он убил человека. Но боец лишь легко ранен. Каким-то чудом отскочившая пуля застряла в ладанке с 90-м псалмом на груди противника.

…Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор. Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его.

(Борис Пастернак «Доктор Живаго»)

Юрий Живаго выхаживает Сергея Ранцевича, чтобы затем отпустить его, невзирая на то, что Сергей обещает вернуться к Колчаку и продолжить борьбу с большевиками. На войне по определению нет простых ответов. Здесь довольно быстро всё становится белым или чёрным, мир делится на своих и чужих, на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. Можно ли оставаться миротворцем в такой ситуации? Как совладать с тем давлением и напряжением, что любой ощущает в такой ситуации, как изнутри, так и снаружи? Ответ на этот вопрос мы находим в самой успешной истории феерического провала среди тех, что записаны в Библии. Это история Ионы, одного из худших и одновременно самых эффективных пророков в Ветхом завете. Иона сделал всё от него зависящее, чтобы не выполнить своё призвание, но при этом его проповедь привела к самому масштабному преображению языческого города в древнем мире. На его примере мы можем увидеть, что Господь открывает нам о Своём сердце и как Он демонстрирует нам, что мир Христа сильнее, чем любая война.

Но Иона был этим очень недоволен и злился. Он стал молиться Господу: «О Господи, разве не это я говорил, когда еще был дома? Поэтому-то я и бежал в Таршиш. Я же знал, что Ты Бог милостивый и милосердный, долготерпеливый и богатый любовью и не желаешь насылать беду. А теперь, Господи, забери мою жизнь, потому что мне лучше умереть, чем жить». Но Господь ответил: «Стоит ли тебе гневаться?» Иона вышел и сел к востоку от города. Там он сделал себе шалаш, сел под ним в тени и стал ждать, что произойдет с городом. А Господь Бог устроил так, что выросло растение, которое поднялось над Ионой, чтобы тень над его головой избавила его от раздражения, и Иона очень обрадовался этому растению. Но на рассвете следующего дня Бог устроил так, что червь подточил растение, и оно засохло. Когда солнце взошло, Бог наслал знойный восточный ветер, и солнце стало жечь голову Ионы так, что он изнемог. Он захотел умереть и сказал: «Лучше мне умереть, чем жить». А Бог сказал Ионе: «Стоит ли тебе гневаться из-за растения?» «Стоит», – ответил он, – «я до смерти разгневан». Но Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, за которым ты не ухаживал, которое не растил. Оно за ночь выросло и за ночь погибло. Так Мне ли не пожалеть великого города Ниневии, где больше ста двадцати тысяч жителей не знают, где право, где лево, а также много скота?»

(Книга пророка Ионы 4 глава)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Во время войны всегда есть особая аргументация, лишающая практически всех права голоса. Потому, что твоя страна, может быть, и участвует в боевых действиях, но что ты можешь сказать о том, что там происходит, если ты живёшь далеко в тылу. Что может сказать тот, кто сидит в бомбоубежище тому, кто сейчас на передовой? Какие слова подберёт тот, кто на передовой, тому, кто сейчас на острие атаки? И даже, если ты в гуще событий, что ты знаешь об опасности, если ты не забирался глубоко в тыл врага. Всегда есть кто-то, кто натерпелся больше. Всегда есть тот, кто больше настрадался и все слова разбиваются в прах о стену этой непередаваемой боли. Так голоса, призывающие к миру, постепенно тонут в океане слёз. Может быть, Бог мог бы что-то сказать нам? Но о чём говорить Богу, который допустил эту боль и страдания? 

Но вот только в Христианстве Создатель – это не далёкий Старец, с сожалением взирающий на то, что творят люди. Он стал одним из нас. Он претерпел страдания от рук оккупантов. Он был предан своими же сородичами. Он умер на позорном кресте. Он в полной мере вкусил всю горечь нашей жизни, чтобы не проповедовать нам о мире, но подарить его нам. Страдания Христа, его страсти, погрузили Его в пучину смерти, чтобы даже посреди пучины страстей подарить мне мир. Сделали ли вы этот простой шаг в молитве покаяния? Обратились ли вы с этой молитвой к Господу? Готовы ли вы поведать об этом теперь всем, приняв таинство святого водного крещения? Готовы ли мы говорить об этой любви тем, кто ещё не знает Христа? Объемлет ли эта любовь нас сегодня?

ПРИМЕНЕНИЕ

В кризисной ситуации создаётся впечатление, что любое твоё действие – это своего рода шаг на минном поле. Более того, у тебя нет выбора просто стоять на месте. Однако есть пять простых поступков, в которых мы точно не ошибёмся в ситуации, когда любое, даже самое простое действие кажется неверным.

  • Проговаривайте все свои чувства в молитве Господу. Не сдерживайте их, не изливайте их в социальных сетях, но открывайте их Богу в молитве.
  • Проверьте своё сердце. Исследуйте свои мотивы сейчас, чтобы исповедать Господу чувство превосходства или правоты, что заставляет вас демонизировать других людей и застилают вам глаза тем, что вы считаете праведным гневом.
  • Проявляйте любовь по отношению ко всем, включая тех, кто не просто не разделяет вашей позиции, но кого вы даже, возможно, считаете своим врагом.
  • Помогайте тем, кто оказался в нужде. Будьте руками Христа для тех, кто нуждается в помощи сейчас.
  • Поддерживайте мир, не давая накалу страстей вбить клин между вами и вашими братьями и сёстрами в церкви.

Курт Ройбер сперва получил духовное образование и лишь затем стал врачом, отучившись на медицинском факультете Гёттингенского университета. Он одновременно работал в больнице и в церкви, исполняя обязанности врача и пастора. В ноябре 1939 года он стал военнослужащим и прошёл путь от ефрейтора до капитана медицинской службы. На протяжении всего этого времени он рисовал карандашом или углём работы, которые отсылал домой. Летом 1942 года, он напишет домой о своих впечатлениях от службы на Восточном фронте:

За год участия в русской войне становишься объективнее и справедливее в оценках. Я познакомился с прекрасными людьми… Столько потоков крови и слёз, террора души и тела прокатилось через эту страну…

Ройбер оказался в числе тех, кто служил в 6-й армии Паулюса, оказавшейся окружённой в Сталинграде Советскими войсками. В Рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года на обратной стороне части советской географической карты он нарисовал Мадонну с Младенцем, послужившую своего рода иконой для обречённых солдат Вермахта. Вот как Ройбер описывает события того вечера: 

Когда я по древнему обычаю распахнул Рождественскую дверь, которой стал сколоченный из досок вход в наш бункер, то товарищи оторопели, войдя внутрь, они замерли перед картиной, висевшей на глиняной стене… весь праздник прошёл под впечатлением от этого изображения. Слова света, жизни, любви были прочитаны вдумчиво… будь то командиром или обычным рядовым. Богоматерь стала объектом внешнего и внутреннего созерцания. 

Они знали, что, скорей всего, уже не вернутся домой. Курт Ройбер успел отправить «Сталинградскую Мадонну» домой с последним военно-транспортным самолётом, что покинул Сталинград. Вскоре окружённая 6-ая армия Паулюса капитулировала.

Для нас, потомков детей, лишённых детства, подростков, чья молодость была украдена войной, отцов и матерей, потерявших своих детей. Для нас, чьи прадедушки и прабабушки погибли на фронте или были замучены в концентрационных лагерях, расстреляны в Бабьем яру и сожжены заживо, Курт Ройбер, несмотря на своё медицинское и духовное образование, является врагом. 

Для нас, омытых и очищенных кровью Христа, для тех, чьи грехи прощены по благодати Божьей не потому что мы каким-то образом заслужили это прощение, Курт Ройбер, умерший в Советском лагере для военнопленных в начале 1944 года, является братом во Христе, с кем мы встретимся на небесах. Потому что мир Христа глубже, чем любая война.

Проповеди на эту тему
Пасхальная серия проповедей
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Алексей Макарычев
Пасхальная серия бесед
Андрей Башкиров
Пасхальная серия
Константин Лысаков
Пасхальная серия
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone