КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЧУВСТВО НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ?
Мы привыкли к чуть-чуть наивному, несколько детскому представлению о жизни как о чём-то фундаментально справедливом. Вспомните на мгновение эту фразу, что, скорей всего, вы произносили много раз в детстве или, по крайней мере, слышали неоднократно на детской площадке: «Это нечестно!» Это несправедливо, что у кого-то игрушки лучше, или что кто-то дольше на качелях качается, или что кого-то из детского садика забирают пораньше. У каждого из нас было своё «нечестно», которое потом незаметно стало сопровождать нас в жизни. Мы больше не произносим это слово вслух, но сколь часто мы думаем так.
Всем нам не так просто принять, когда плоды труда пожинают не те, кто трудится. Царь Соломон оплакивает эту особенность, когда напоминает своим читателям в книге Екклесиаста о том, что не всегда в соревнования побеждают самые быстрые и не обязательно, что успех в жизни сопровождает самых умных.
Несправедливость является незримым лейтмотивом всей притчи о блудном сыне. Просто поставьте себя на мгновение на место старшего брата. Всю свою жизнь вы исправно трудитесь, стремясь проявлять уважение к отцу и приумножая состояние семьи. Вы промолчали, когда ваш младший брат каким-то образом заставил отца распродать имущество, чтобы получить свою долю наследства раньше времени. Но когда ему хватило наглости вернуться, разбазарив деньги на пьянки, гулянки и девушек сомнительного поведения, чаша вашего терпения, естественно, переполнилась. Услышав же, что после всего случившегося ваш отец закатил пир по случаю возвращения этого братца, опозорившего вас и отца на весь мир, вы уже не в силах были контролировать тот праведный гнев, что переполнял вашу душу. Ведь так нечестно, думаете вы в глубине души.
Неужели жизнь фундаментально предвзята? Но что ещё страшнее, может ли так быть, что Бог поступает с нами не справедливо? Этот вопрос поднимает в своём фантастическом романе Клайв Стейплз Льюис, когда он приводит следующий диалог:
– Ты обвиняла богов, теперь их черед.
– Они не пощадят меня.
– Надейся на пощаду – и не надейся. Каков ни будет приговор, справедливым ты его не назовешь.
– Разве боги не справедливы?
– Конечно нет, доченька! Что бы сталось с нами, если бы они всегда были справедливы?
(Клайв Льюис «Пока мы лиц не обрели»)
Суть истории, рассказанной Иисусом, как раз в том, что Бог поступает с нами милостиво и по благодати, а не по справедливости. В этой притче ни младший, ни старший сын не получают своего заслуженного наказания за то, что они не дорожили своим отцом и не уважали его. Именно так Господь покоряет наши сердца, излечивая их от гордыни и парализующего отношения, кричащего всем вокруг, что тебе «все должны».
И, опомнившись, он сказал: «Сколько наемных работников в доме моего отца, и у них пища в избытке, а я здесь умираю от голода! Пойду, вернусь к моему отцу и скажу ему: „Отец! Согрешил я против Неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, обращайся со мной как с одним из своих батраков“». И он встал и пошел к своему отцу …Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать. Сын сказал ему: «Отец! Согрешил я против Неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему на палец перстень и обуйте его в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его, устроим пир и будем веселиться. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и нашелся!» И они начали веселиться.
(Евангелие от Луки 15:17-24)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Возможно, мы не произносим эти слова вслух, но довольно часто мы прокручиваем их у себя в голове. Мы смотрим на чью-то семью и думаем: «Ну почему повезло ему, а не мне? Это же несправедливо!» Мы слышим о том, как кто-то купил квартиру, и моментально думаем: «Это нечестно, что они смогли купить себе новое жильё, а мы всё ютимся с родителями!» Кто-то получает повышение по службе с новой зарплатой, и мы недоумеваем про себя: «Почему одним всё, а другим совсем ничего несмотря на долгие годы безупречной работы!» Вот и выходит, что всё наше взросление свелось лишь к тому, что детское «это не честно!» мы не произносим вслух, но всё так же остро воспринимаем. И при этом мы ощущаем острое бессилие, ведь даже попытка всё изменить при помощи революции обречена на провал. Помните эти строки у Юрия Шевчука?
В этом мире того, что хотелось бы нам нет!
Мы верим, что в силах его изменить, да!
Но, революция, ты научила нас
Верить в несправедливость добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра?
(Юрий Шевчук «Революция»)
Но, если только мы посмотрим честно на свою жизнь, мы поймём, что единственная несправедливость в ней в том, насколько всё в ней хорошо. Если покопаться в нашем прошлом, проанализировать все наши поступки и исследовать мотивы, мы вдруг осознаем, насколько сильно нам повезло и сколь незаслуженным является дар каждого нового дня жизни. Вот только многие из нас страшатся столь честного взгляда на свою судьбу, потому что, погрузившись в «авгиевы конюшни» нашего бытия, мы боимся, что не справимся после этого с депрессией.
Но Бог Отец не просто обнимает нас, Он поднимает наш подбородок, чтобы мы смогли посмотреть Ему в глаза и увидеть, насколько сильно Он любит нас. Смерть Христа была несправедливой, чтобы несправедливая милость и благодать Творца были излиты на меня. Однако осмелимся ли мы принять эту любовь? Позволим ли себе вкусить всю глубину страсти, которую мы никогда не сможем оплатить или заслужить? Хватит ли нам смелости обратиться к Создателю в тихой молитве покаяния? Вот это уже совсем другой вопрос.
Не страшитесь этой любви! Позвольте своим сердцам испытать её, погрузитесь в неё, чтобы затем вы смогли рассказать об этом шаге доверия и любви, окунувшись в воды таинства святого крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Осознание, что мы обрели рай и получили прощение грехов совершенно незаслуженно, меняет наш взгляд на жизнь самым радикальным образом. Поскольку Бог поступил настолько несправедливо с нами, подарив нам рай вместо ада, мы сегодня можем выстраивать наши отношения с теми, кто окружает нас, не на основании справедливости, но на фундаменте милости и благодати.
Бог любит нас не настолько, насколько мы похожи на Христа, но поскольку мы во Христе, а это значит всегда на 100% …Вот почему Божье призвание в нашей жизни – это прежде всего призвание к сломленному духу и покаянному сердцу, которое Господь не отринет… на кресте Иисус взял на себя наказание, что заслужили мы, перенеся тем самым наш судный день из будущего в прошлое.
(Скотт Саулас «Неотразимая вера»)