Сын мой, послушай наставление своего отца и не отвергай поучения своей матери.Они будут прекрасным венком на твоей голове и ожерельем на твоей шее... Сын мой, не отвергай наказания Господнего и не злись на Его укор, ведь Господь наказывает того, кого любит, как отец – сына, который ему угоден.
(Книга Притч 1:8-9 и 3:11-12)
Он возвратился с ними в Назарет и был послушен им. Но все происшедшее Его мать хранила в своем сердце. Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди, и Бог.
(Евангелие от Луки 2:51-52)
Поэтому, раз вы приняли Господа Иисуса Христа, то и живите в Нем, пускайте корни и растите в Нем. Пусть вера, которой вы были научены, набирает в вас силу, и пусть благодарность переполняет вас.
(Послание Колоссянам 2:6-7)
Вам еще не приходилось сражаться с грехом до крови. Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям: «Сын мой, не отвергай наказания Господнего, не теряй присутствия духа, когда Он тебя обличает, ведь Господь наказывает того, кого любит, и бьет каждого, кого принимает как сына».
(Послание Галатам 3:26-29)
Когда я был ребенком, я и говорил как ребенок, я и мыслил по-детски и рассуждал по-детски. Но когда я стал взрослым, то оставил все детское позади. Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, тогда же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог.
(1 Послание Коринфянам 13:11-12)
Как новорожденные младенцы, стремитесь к чистому, духовному молоку, чтобы, питаясь им, вырасти в вашем спасении, 3 раз вы вкусили, что Господь благ.
(1 Послание Петра 2:2-3)
Возрастайте в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Ему принадлежит слава сегодня, и в День вечности! Аминь.
(2 Послание Петра 3:18)
Мы часто думаем, что детей можно вывести из себя лишь излишней строгостью, скажем, в подростковом возрасте. После прочтения призыва апостола Павла «не раздражать детей» у нас перед глазами сразу встаёт некий диктатор, который не пускает своих детей пойти гулять с друзьями или не даёт им играть в «видео-игры», чем, конечно же, выводит из себя своих отпрысков. Вот почему сегодня мы так часто страшимся переборщить именно с излишней дисциплиной.
Но на самом деле, мы раздражаем их и избыточной свободой в детском возрасте. Они не способны воспользоваться этой свободой. Они не могут определить, что именно им нужно есть, когда им ложиться спать. Они носки-то толком натянуть не могут, не то, что выбрать себе одежду, соответствующую погоде на улице. Но мы зачастую настолько боимся перегнуть палку в воспитании, что стремимся выстроить с ними общение в возрасте трёх лет так, как будто они наши закадычные друзья. А они ещё дети!
Именно поэтому нам так важно знать четыре сезона взросления детей. Первые пять лет – это годы дисциплины. В это время нам нет необходимости всегда объяснять детям почему мы что-то просим их сделать. Просто в силу того, что они не могут понять ещё всего спектра причин, которые могут быть у той или иной просьбы. Скажем, переходя улицу, они должны просто взять нас за руку и сделать то, что от них требуют. Всё, что нужно усвоить в этом возрасте – это просто выполнение наших просьб и понимание того, что у непослушания есть последствия.
Естественно, что, дисциплинируя детей, мы учим их тому, что у хороших или плохих поступков есть последствия. То есть по идее, если они не выполняют то, о чём мы их просим, они должны быть наказаны. Но подавляющее большинство родителей совсем не хотят превращаться в злобных церберов, карающих малейший проступок. Более того, у мам и пап в этот период времени зачастую элементарно не хватает на это сил, поскольку они живут в состоянии практически перманентного недосыпа. Поэтому стоит определить для себя, что является для вас важными причинами для наказания ребёнка. Скажем, явное неповиновение должно пресекаться. Впрочем, как и ложь или неуважение по отношению к взрослым или братьям с сёстрами.
Но кроме наказаний есть ещё и ободрение. Напоминайте себе о том, что любое поведение, что поощряется, затем повторяется. Нам не стоит стесняться хвалить наших детей и отмечать те моменты, когда они что-то делают правильно. Причём, это стоит делать намного чаще, чем мы ругаем наших детей. Да, конечно же, это будет сделать совсем непросто. Крис и Мелисса Сван в своей книге «Запиши это у них в сердце» отмечают:
Когда речь заходит о духовном становлении наших детей, нам стоит перевести свой взор с конечной цели на тысячу маленьких мгновений, требующихся для того, чтобы подвести наших детей к тому, кем сотворил их Иисус. За одну ночь не воспитать верных последователей Христа… Не заблуждайтесь. Именно Бог пишет Своё Слово на сердцах людей. Но есть и атмосфера, в которой мы можем помочь нашим детям быть более чуткими к Слову Божьему… Мы, как родители, должны быть более целенаправленными в том, как проводим время с детьми… Нам стоит поменять наше понимание того, как Бог работает, используя нас как родителей, чтобы достичь Его целей. Совершенно ясно, что именно мы должны поменять в нашем подходе. Но это не означает, что сделать это будет просто.
Помните о том, что есть очень простое правило, которое стоит запомнить – мы всегда можем сделать исключение из правил, если мы жёстко придерживаемся правил. Но невозможно из сплошных исключений в какой-то момент вывести правила. Намного проще ослабить жёсткую дисциплину, чем наоборот «закрутить гайки», когда дети уже привыкли к огромной свободе. И, конечно же, мы не выстраиваем отношения с нашими детьми, когда они маленькие, таким же образом, как когда они подрастут. В этом и прелесть понимания сезонов. Оно даёт нам определённую карту того, как мы меняем наш подход с течением времени.
МОЯ МОЛИТВА
Отец Вечности, наказания за мои грехи легли на Сына Твоего Иисуса Христа, потому что я был не в силах вынести их. Награда Сына Твоего стала моей, потому что я был не в состоянии её заслужить. Духом Своим укрепи меня, чтобы и являл эту милость и благодать тем, кто окружает меня.
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Как ваши родители наказывали вас в детстве? Что было причиной этих наказаний? Как, с другой стороны, они поощряли ваше хорошее поведение? Что из этого, по вашему мнению стоило бы повторить, а от чего отказаться?