Не делай грубых замечаний старцу, с уважением убеждай его так, как ты убеждал бы своего отца. С молодыми людьми говори как с братьями. С пожилыми женщинами – как с матерями, а с молодыми – как с сестрами, со всякою чистотою. Заботься о тех вдовах, которым действительно некому помочь. Если же у вдовы есть дети или внуки, то им следует показать свою веру на деле, заботясь о своей семье и своих родителях. Это приятно Богу. Истинная же вдова, то есть та, что осталась одинокой, надеется на Бога и день и ночь обращается к Нему с просьбами и молитвами. Но если вдова живет ради своего удовольствия, то ее можно считать заживо умершей. Требуй исполнения всего вышесказанного, чтобы не было никаких нареканий. Если же кто не заботится о своих родственниках, и прежде всего о своей семье, тот отрекся от веры и хуже неверующего. Не вноси в список вдову, если ей не исполнилось шестидесяти лет и если у нее было больше одного мужа. Должно быть известно, что она совершала хорошие дела: воспитала детей, проявляла гостеприимство, мыла ноги святым, помогала тем, кому трудно, и посвящала себя различным добрым делам. Молодых вдов в такой список не включай, потому что, когда их чувственные желания становятся сильнее их преданности Христу, они хотят опять выйти замуж. Так они навлекают на себя осуждение за то, что нарушают свой первоначальный обет. Кроме того, поскольку они приучаются бездельничать, у них появляется привычка бессмысленно проводить время, ходить из дома в дом, сплетничать, вмешиваться в чужие дела и говорить то, чего не следует. Поэтому я советую молодым вдовам лучше выходить замуж, рожать детей, вести домашнее хозяйство и не давать врагу повода к злословию, потому что некоторые из них уже отвернулись и пошли за сатаной. Если же у кого-либо из верующих женщин есть родственницы-вдовы, они должны помогать им, чтобы те не были дополнительным бременем для церкви. А церковь должна заботиться о тех вдовах, которые действительно нуждаются в помощи.
(1 Послание Тимофею 5:1-16)
Прошу вас, бодрствуйте! Будьте непоколебимы в вере! Будьте мужественны, будьте сильны.
(1 Послание Коринфянам 16:13)
Благодаря вере во Христа Иисуса все вы стали сынами Бога. Ведь все крещеные во Христа «облеклись» в Христа. Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно во Христе Иисусе! А если вы принадлежите Христу, то тогда вы и являетесь потомством Авраама и наследниками Божьего обещания.
(Послание Галатам 3:26-29)
Проблема современного мира в том, что, избавившись от библейского представления о ролях в браке, он так и не смог предложить новую систему равноправия мужчин и женщин, раскрыв новое значение мужественности и женственности. Вместо этого современный взгляд, по сути, две роли сводит к одной – роли мужчины. То есть, избавившись от библейского взгляда, он просто уничтожил уникальность женщины. Тимоти Келлер несколько раз в своих проповедях приводил пример довольно проницательной женщины, которая была у них в церкви. Она была очень красивой девушкой и на протяжении многих лет страдала от череды не самых здоровых отношений с мужчинами. Она искала в этих отношениях свою значимость. Она находила сущность в своей привлекательности. Её смысл жизни был в том, чтобы быть в отношениях с мужчинами. Поскольку всё это имело такое большое значение для неё, она была не очень разборчива в том, с кем именно связывала свою жизнь. Как следствие, раз за разом ей разбивали сердце и раз за разом она окуналась с головой в новый роман, надеясь, что теперь всё будет иначе. Она просто не могла быть одна. Но в какой-то момент она осознала, что так и в отношениях быть больше не может, поскольку и они оставляли слишком глубокие шрамы в её душе. С этой проблемой она пришла к психологу, чтобы попытаться найти выход из ситуации, что казалась безвыходной. Психолог ей посоветовала пойти учиться, чтобы она могла заняться своей карьерой. Выходом из ситуации, по мнению этого специалиста, было бы то, что теперь эта девушка нашла бы свою сущность в успехе и достижениях. И вот общаясь со своим пастором, которым был Тимоти Келлер, она призналась: «Мне просто советуют заменить женских идолов в жизни на мужских, а я же прекрасно знаю, к чему это приведёт. Я видела одержимость в глазах тех мужчин, с которыми я встречалась. Я чувствовала, насколько они глубоко несчастные люди». Эта история показывает как раз то, что происходит сегодня в популярной культуре. Общество не призывает нас к тому, чтобы найти какой- то новый идеал женственности или мужественности, а лишь говорит нам о том, что женщины тоже могут быть мужчинами. Как следствие, мы живём в мире женщин, которые несчастны от того, что они не могут расслабиться и быть женщинами, и мужчин, которые забыли, что значит быть мужчиной.
Вот почему нам так важно вернуться не к тому, что считается «традиционной моделью распределения ролей в браке», но к более глубинному пониманию, что мы видим только в Священном Писании. Потому что именно в нём мы находим не только понимание ролей, но и осознание того, чем вообще является мужественность или женственность. При этом не только женщинам важно понимать свою женственность, но и мужчинам отдавать себе отчёт в том, что уникального в женщине, чего по определению нет у мужчин.
Но не только мужчинам требуется осознавать свою мужественность, но и женщинам нужно знать, что делает мужчину мужчиной. Лишь этот взгляд помогает нам обрести ту самую гармонию в семье, которой нам так не хватает.
Роберт Льюис и Вильям Хендрикс пишут:
В любом браке роли играют важную роль, я бы даже сказал, чрезвычайно важную роль! Если вы хотите, чтобы ваш брак был успешным, вам необходимо быть совершенно уверенным в вашем ясном понимании того, кто что делает и почему. Без подобного понимания вы никогда не будете ощущать удовлетворения от брака… когда я говорю о роли, я имею ввиду жизненно важное призвание в браке, которое Бог вложил в нас, сотворив нас мужчинами или женщинами… роли касаются ответственностей, а не отражают наше положение в браке.
Нам нужно позволить идее ролей в браке наконец-то сформировать наше понимание природы мужественности и женственности. Мы равны в нашей сущности перед Господом вне зависимости от нашего пола. Но мы отличаемся друг от друга в нашей природе. Изучая Писание, мы будем возрастать в оценке наших различий, вместо того чтобы стремиться во всём добиться равенства. Ведь есть неподражаемая красота в женственности и удивительное очарование в мужественности, которых и близко нет в безликой андрогинности.
МОЯ МОЛИТВА
Господь, спасибо тебе за то, что Ты сделал мужчину и женщину такими разными. Научи меня истинной мужественности, показав мне пример Сына Твоего Иисуса Христа. Подари мне понимание истинной женственности, явив мне пример Твоей любви, Твоей опеки и Твоей заботы.
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Какую модель мужественности и женственности навязывает нам общество? Как эта модель поведения отличается от того представления о мужественности и женственности, что вы открыли для себя в чтениях этой недели?