Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Иисуса Христа. Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему имя выше всех имен, чтобы перед именем Иисуса преклонились все колени на небесах, на земле и под землей, 11 и чтобы каждый язык признал во славу Бога Отца, что Иисус Христос есть Господь!
(Послание Филиппийцам 2:5-11)
Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца. Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса, Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: «Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!» Иисус сказал ему: «Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь». « Ты никогда не вымоешь моих ног!» – возразил Петр. Иисус ответил: «Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего». Симон Петр ответил: «Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!» Иисус ответил: «Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все». Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты. Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и, возвратившись, возлег на Своем месте за столом. «Вы понимаете, что Я сделал для вас?» – спросил Он их. – «Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь. Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его. 17 Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны».
(Евангелие от Иоанна 13:1-17)
Жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как это следует делать христианкам. Мужья, любите ваших жен и не будьте к ним суровы.
(Послание Колоссянам 3:18-19)
Благодаря тому, что во Христе мы обрели прощение наших грехов и наша вертикальная связь с Богом была восстановлена, постепенно восстанавливаются и наши горизонтальные отношения. Теперь мужчина может проявлять свою мужественность с заботой и нежностью, а женщина может проявлять свою женственность с уважением и подчинением. Это подчинение жён заключается не в пассивном подавлении своей воли, своих желаний в угоду диктатуре мужчины в браке. В то же самое время подчинение жены не обусловлено тем, насколько хорошо муж любит свою супругу. Но это то, как они прославляют Бога, проявляя почтение и уважение к своему мужу или жене.
Кэтрин Келлер проводит яркую параллель между таким подчинением и тем, как Христос смирил Себя перед волей Отца. И в этой параллели она находит вдохновение и понимание того, что её почитание мужа является даром. В частности, она пишет:
Я открыла для себя, что моё подчинение в браке было даром, который я предлагала мужу, а не обязательством, которое вытягивали из меня клещами. Стремясь осмыслить идею равноправия полов внутри концепции различных ролей полов, мне очень сильно помог именно этот отрывок Писания. Он удалил горечь из мысли о подчинённом положении женщин.
Всё это не говорит о том, что во всех ситуациях женщина беспрекословно исполняет приказы мужчины в браке. Отрывок призывает противостоять искушению взять всё в свои руки и таким образом даже не дать мужу шанса на то, чтобы он был лидером в семье. И как раз частью подчинения жены является напоминание мужу о том, что именно он должен принимать важные решения в семье, именно он должен вести за собой, именно он должен быть духовным лидером в браке, задающим тон всему, что происходит в отношениях.
C другой стороны, Мужья не должны быть диктаторами или самодурами в браке. Они призваны отражать в своём поведении жертвенную любовь Христа. Так они противостоят естественному стремлению к пассивности и агрессивной активности одновременно. Эта любовь выражается в огромной самоотдаче. Кто-то должен быть сильным. Кто-то призван быть «мужиком» в браке. Это значит, что у нас нет возможности поплакаться о том, что нас не любят, нас не ценят, нам чего-то кто-то не додал и так далее. Задача мужчины в браке - расшибиться в лепёшку, заботясь о своей семье. Умереть для себя и своих эгоистичных желаний и интересов ради блага жены и детей.
Любовь проявляется в том, что мужья отвечают за всё, что происходит в семье. Это особенно проявляется в том, как они заботятся о становлении семьи в святости. Это ответственность мужчин быть духовными лидерами в семье. Они задают тон и являют пример в чтении Писания, ежедневной молитве, еженедельном посещении церкви и самом активном участии в служении.
Именно мужья проводят время со своими детьми, учат их молиться, читать писание и так далее. В противном случае наши дети будут уметь пропадать на работе, играть в компьютерные игры, лежать на диване, проводить время с друзьями и играть в футбол, но будут совсем не подготовлены в принятии самых важных своих решений. Они будут потеряны в жизни. Джон Пайпер сравнивает эту роль мужей с тем, как Иисус омывал ноги ученикам. В тот момент, когда Спаситель обвязался полотенцем и опустился на колени, никому из учеников не пришло в голову, что Христос сдаёт и уже не столь авторитетный лидер, как раньше. Наоборот, все были шокированы и тронуты глубиной любви Христа. Мужья, пишет Пайпер, должны отражать эту любовь Искупителя.
Муж, плюхнувшийся перед телевизором и раздающий приказания своей жене, покинул Христа… Христос обвязался полотенцем и омыл ноги своим ученикам. Если мужчина считает себя Христианином, ему следует подражать Христу.
МОЯ МОЛИТВА
Господи, мне так сложно порой доверять другим людям, но Сын Твой погиб за меня, и Ты достоин всяческого доверия. Так помоги же мне Духом Святым доверять Тебе, когда я проявляю жертвенную любовь к тем, кто рядом со мной..
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
В чём вам легко видеть в Боге Жениха? Из-за чего этот образ даётся вам тяжело?