Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 010] Мудрость позволяет обуздать сердце

КАК ПОКОРИТЬ СТРАСТИ И УСМИРИТЬ ЖЕЛАНИЯ?

Фильм Марка Захарова «Формула любви» стал классикой кино практически сразу после выхода на экраны в 1984 году. Эта картина стала вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Именно вокруг этого исторического персонажа, алхимика и авантюриста, и его приключений в российской глубинке и крутится практически весь сюжет фильма. Кроме потрясающего сценария, великолепной работы режиссёра и актёров, кино это вошло в историю каким-то необыкновенно обширным набором цитат. Так, например, в разговоре графа Калиостро с молодой девушкой Марией Ивановной, последняя произносит слова: «Сердцу не прикажешь, так в народе говорят». На что известный шарлатан отвечает: «Глупости он говорит, ваш народ. Сердце такой же орган, как и иные, и подвластен приказу свыше».

Прелесть этой цитаты в том, что в уста мошенника сценаристы вкладывают слова, которые, по задумке авторов, не являются правдой. Калиостро обманывает доверчивых людей, утверждая, что он может останавливать своё сердце и запускать его вновь, чего ни один человек делать не в состоянии просто исходя из природы и устройства этого органа. Но, с другой стороны, Калиостро прав, мы можем действительно приказывать нашему сердцу. Мы не заложники наших страстей и эмоций, чтобы они управляли нами. Но вот только как покорить их? 

Книга Притч помогает нам в этом. Она демонстрирует, как мудрость позволяет нам «управлять собой», открывает нам секреты самообладания. Книга Притч не скатывается к каким-то бытовым ответам или поверхностным практикам, но весьма честно описывает, почему нам так сложно порой совладать со своими чувствами. При этом мудрость дарит нам весьма конкретные решения, позволяющие нам обуздать эмоции тогда, когда, кажется, сделать это особенно сложно.

Имя Господне – крепкая башня; убежит в нее праведник – и будет спасен. Состояние богатого – укрепленный город;высокой стеной представляется ему оно… Слушай, сын мой, и будь мудрым, и храни свое сердце на верном пути. Не будь среди тех, кто вином упивается и объедается мясом, ведь пьяницы и обжоры обеднеют, и сонливость оденет их в лохмотья… Вино глумливо, хмельное питье неистово; кто дает им себя обмануть, не мудр. Ярость царя подобна львиному реву; досадивший ему поплатится жизнью. Честь для человека – удерживаться от раздоров, а всякий глупец скор на ссору. Ленивый не пашет вовремя; возьмется искать в пору жатвы – и нет ничего. Замыслы в человеческом сердце – глубокие воды, но разумный сможет их вычерпать… Нехорошо есть слишком много меда, как и постоянно искать себе славы. Каков город, чьи стены рухнули, таков и человек, не владеющий собой.

(Книга Притч 18:10-11; 23:19-21; 20:1-5; 25:27-28)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Нас манит и пугает слово «самообладание». С одной стороны, «здоровый образ жизни» стал в последнее время той самой мечтой, к которой стремятся многие. Кто из нас не хотел бы быть строже в своём питании или быть более дисциплинированным в регулярных тренировках? Кто не хотел бы чувствовать себя лучше и выглядеть моложе? Но, с другой стороны, мы также хотим и наслаждаться жизнью, не ограничивая свои аппетиты и не подвергая себя каким-то излишним занятиям спортом. Мы жаждем «самообладания» и страшимся его одновременно. И даже если мы с головой погрузились в «здоровый образ жизни», мы всё равно оставляем себе другие сферы, в которых «пускаемся во все тяжкие». Мы хотим властвовать над своими чувствами, и мы одновременно хотим чувствовать себя живыми, как никогда, пускаясь в очередную авантюру. Мы жаждем и боимся самообладания одновременно, не замечая, что на самом деле в этих крайностях проявляется одинаковый страх.

Хотим мы того или нет, но в обоих этих желаниях проявляется наш страх перед смертью. Мы страшимся небытия. Мы стремимся к тому, чтобы быть здоровыми и подтянутыми, потому что мы боимся старости и того, что преклонный возраст неминуемо означает потерю контроля над своей жизнью. Но мы также пугаемся и излишней дисциплинированности, потому что в ней мы тоже теряем власть над своей судьбой. И конечно же, ничто не лишает нас выбора так, как лишает смерть. Христос потерял контроль над жизнью, чтобы я вернул свою жизнь под контроль Бога. Мы не управляем своей судьбой так, как нам бы того хотелось, но, вернув жизнь в руки Бога, мы наконец-то обретаем самообладание в той форме, в какой возможно уже и отчаялись его получить. Вот как это описывает Апостол Павел в Письме Титу:

Ведь явилась благодать Божья, спасительная для всех людей. Она учит нас отвергать безбожную жизнь и земные страсти, учит нас жить в этом мире благоразумно, праведно и благочестиво, ожидая осуществления блаженной надежды – славного пришествия великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всех беззаконий и очистить нас, чтобы мы стали Его собственным народом, жаждущим делать добро.

(Послание Титу 2:11-14)

Доверьтесь Христу. Обратитесь к Богу прямо сейчас, принеся Ему свою жизнь на открытых ладонях в простой, но искренней молитве покаяния. А затем расскажите всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

 

Мы привыкли думать, что есть лишь два пути. Мы можем либо «изливать свои эмоции», идти на поводу своих «желаний» и давать полную свободу нашим мыслям, либо мы можем подавлять их, подчиняя их своей воле. Но на самом деле есть ещё один путь – это тропа новых желаний, продиктованных новой любовью. Так, пастор Рик Уоррен как-то заметил:

Я сплю с таким количеством женщин, как мне хочется. Я принимаю столько наркотиков, сколько мне хочется.

(Рик Уоррен)

Это совсем не означает, что автор «Целеустремлённой жизни» предаётся разврату. Совсем наоборот! Просто Рик так отмечал, что он ведом совсем другими желаниями и если он не употребляет наркотики, то от того, что не хочет. Если он верен своей жене, то как раз потому, что это желание живёт в глубине его сердца. Христос выкупает наше сердце из рабства наших чувств и желаний. Он преображает самую суть нашей души. Доверьтесь Ему. Это не значит, что наши сокровенные мечтания станут реальностью. Но мы обретём власть над обстоятельствами, потому что будем уверены, что в любых ситуациях будем со Христом. Вот почему Августин Блаженный буквально восклицает в своих лекциях по 1 Посланию Иоанна:

Люби Бога и делай, что хочешь.

(Святой Августин Блаженный)

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone