Серия бесед по Книге притч

[ПРИТЧИ 019] Подходя с мудростью, мы можем планировать свою жизнь даже тогда, когда всё туманно

КАК ПЛАНИРОВАТЬ ЧТО-ТО НА ЗАВТРА, КОГДА ВСЁ НАСТОЛЬКО НЕПОНЯТНО СЕГОДНЯ?

Кажется, что все люди делятся на два непримиримых лагеря. Есть те из нас, кто обожает всё планировать наперёд и кому особенно трудно даётся любая неопределённость в будущем. Всякие изменения в планах для таких людей чрезвычайно болезненны и неприятны. Им жизненно необходимы стабильность и предсказуемость, в которой они чувствуют себя наиболее комфортно. Ведь именно она позволяет им сказать с определённой долей уверенности, чем именно они будут заниматься через год или два. Они безусловно допускают, что всё может измениться. Но даже перемены должны быть каким-то образом учтены в их планах.

Другая же группа людей воспринимает подобного рода определённость как ненавистные оковы. Они живут одним днём, всегда готовые к тому, чтобы сорваться с места, отправившись в очередное путешествие. Они не знают, где именно окажутся через год, и им нравится это, поскольку они как раз ощущают себя наиболее комфортно тогда, когда они не скованы какими-то обязательствами, когда они могут поменять всё в жизни в мгновение ока. Глядя на них, порой создаётся впечатление, что они не планируют свою жизнь совсем, а, скорее, как заправские сёрферы, не просто плывут по жизни, но сумели вскочить на гребень волны. Да, порой непредвиденные обстоятельства обрушаются на них, как волна, которая погребает под собой сёрфера, но всякий раз они выплывают из передряг, вновь возвращаясь к привычному для себя состоянию, когда они не знают, что принесёт завтрашний день, но при этом они уверены: что бы это ни было, они смогут превратить это в приключение.

Однако на самом деле это противоречие между двумя группами людей является скорей кажущимся, чем реальным. Это две крайности одного спектра отношений к планированию, и каждый из нас находится где-то на этой прямой. То есть нет людей, которые бы смогли распланировать каждый свой шаг, как нет и тех, кто живёт в постоянно подвешенном состоянии неопределённости. Все мы нуждаемся в той или иной предсказуемости в жизни, и всякий из нас понимает, что не может предусмотреть всего.

Когда же происходят катаклизмы, такие как пандемия, экономический кризис или война, мы все понимаем, что общие поговорки, помогавшие раньше принимать решение, такие, как «семь раз отмерь, один раз отрежь», теперь не совсем помогают нам. Нам нужно что-то глубже и основательней. Вот почему вопрос поиска «воли Божьей» столь популярен сегодня даже среди тех, кто не верит ни в Бога, ни в проведение. Но, если мы задумаемся на мгновение, мы поймём, что относительно мирная и предсказуемая жизнь, что сопровождала человечество со второй половины XX века, была скорее исключением, чем правилом. На протяжении истории гораздо чаще мир был в подвешенном состоянии, ожидая войны и принимая пандемии и эпидемии как некую неизбежность. Вот почему нам так важно обратиться к опыту древних, чтобы понять, как мы можем планировать свою жизнь в столь непредсказуемых обстоятельствах.

Древняя Книга притч, в которой собраны различные мудрые высказывания, использует любопытный термин для обозначения «водительства Божьего». Его можно было бы перевести, как «Божьи канаты». Это образ, напоминавший древним о парусных лодках, которыми управляли как раз при помощи канатов, то ослабляя, то натягивая парус. В Притчах планирование предстаёт как раз как искусство мореплавателя, разбирающегося не только в том, как и когда дует ветер, понимающего не только то, как устроена его лодка, но и отдающего себе отчёт в том, Кто управляет ветром и Кто держит в Своих милостивых руках сердце моряка. Подходя с этой мудростью к жизни, мы открываем для себя, что можем планировать даже тогда, когда всё вокруг совершенно туманно.

Прямодушных ведет их непорочность, а коварных губит их же лукавство... Помышления праведных честны, а советы нечестивых коварны… Глупец считает, что путь его прям, но мудрый прислушивается к советам… Без совета рушатся замыслы, а при многих советчиках они состоятся… Человек строит планы, а ответ языка – от Господа. Все пути человека пред глазами его чисты, но Господь оценивает побуждения. Вверяй свое дело Господу, и осуществится задуманное тобой. Господь создал все для Своей цели – даже злодея – на день беды… Человек обдумывает свой путь, но Господь направляет его шаги... Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его – пути смерти… Бросают жребий в полу одежды, но любое решение его – от Господа... Замыслы усердного принесут изобилие, а всякий торопливый лишь обнищает... Не хвастайся завтрашним днем, ты ведь не знаешь, что день принесет.

(Книга Притч 11:3; 12:5; 15:22 и 16:1-4; 16:9, 25, 33; 21:5 и 27:1)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Мы ожидаем, что Господь будет вести нас, предоставив некую карту, а ещё лучше одарив нас Голосом Небесного навигатора, подсказывающего, сколько осталось до ближайшего поворота в жизни. Но слово «вверять» означает «положиться целиком и полностью», то есть всецело довериться Богу, и вот тут у каждого из нас возникают фундаментальные проблемы. Ведь мы просто не в состоянии это сделать. Апостол Павел в Послании Ефесянам напоминает нам:

Вы были мертвыми из-за ваших преступлений и грехов и поступали так, как принято в этом греховном мире... Мы все когда-то были такими и поступали по своим природным желаниям, следуя своей похоти…

(Послание Ефесянам 2:1-3)

То есть все мы были мертвы в наших грехах и ошибках. Наши желания и стремление соответствовать ожиданиям тех, кто рядом с нами, ослепляли нас до такой степени, что мы были не в состоянии даже увидеть, насколько мы слепы. Мы были беспомощны и не могли даже довериться Господу. Другими словами, представьте себе, что вы потерялись в незнакомой местности. Наступает ночь, столь тёмная, что вы даже своей руки не видите, протягивая её вперёд. Нет ни звёзд, ни луны на небе. Есть только понимание, что надо двигаться вперёд, но как и куда идти, вы не понимаете. Вот то состояние, в котором все мы живём в этом мире. В таких условиях нам нужна не карта и даже не вкрадчивый голос навигационной системы. Нам нужен Поводырь, готовый взять нас за руку и вывести из этого тёмного леса.

Христос становится таким Поводырём для нас. Он целиком и полностью доверяется Богу, несмотря на то что это приводит Его на Голгофу. Близкие отношения с Богом стали причиной того, чего боимся все мы – Христос погибает на кресте. Ведь, если быть предельно честным, и мы не спешим доверяться Богу именно потому, что страшимся, что в результате мы потеряем свою жизнь. В двух псалмах, которые идут один за другим, мы читаем как раз о том, что произошло на кресте и ради чего Иисус пошёл на эту жертву. Поразительно, что написаны эти слова за тысячу лет до пришествия Спасителя в этот мир. В 21-м псалме мы читаем слова, которые потом Иисус будет цитировать на кресте:

Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил? Почему остаешься вдали, когда взываю о помощи? Бог мой, я взываю днем – Ты не внемлешь, ночью – и нет мне успокоения.

(Псалом 21:2-3)

Вот оно – состояние нашей потерянности и брошенности. А уже в следующем псалме мы читаем знаменитые строки о том, ради чего Иисус принял нашу потерянность и брошенность на Себя:

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на зеленых пастбищах и водит меня к тихим водам. Он душу мою оживляет и ведет меня по путям праведности ради имени Своего. Пусть пойду в темноте долины смерти, не устрашусь я зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

(Псалом 22:1-4)

Иисус за руку проводит нас сквозь долину смерти, войдя прежде нас в могилу. То есть Христос проложил тропу для нас в смерти, чтобы мы не потерялись на дороге жизни. Это меняет всё в нашей жизни! Ведь одно дело – иметь карту, и совсем другое – слышать голос навигатора, который точно понимает, где именно ты находишься в данный момент. Но всё это не сравнится с Поводырём и Проводником, который берёт нас за руку, чтобы провести через смерть и ввести в райские чертоги.

Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной? Обратились ли вы к Господу в тихой молитве покаяния? Это решение позволит нам запланировать самое важное из того, на что нам стоит обратить внимание в нашей жизни. Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это сейчас. А затем примите таинство святого водного крещения, чтобы поведать о своём решении всему миру.

ПРИМЕНЕНИЕ

Соломон в другой своей книге, относящейся к жанру мудрости, напоминает нам, что мы никогда не дождёмся совершенно идеальных условий для принятия судьбоносных решений. Каждого из нас можно было бы сравнить с земледельцем, ждущим, пока полностью утихнет ветер, а на небе будут идеальные облака, чтобы именно в этот момент засеять своё поле. Но такие условия не наступят никогда, поэтому Соломон и пишет:

Кто наблюдает за ветром, никогда не посеет, и кто смотрит на облака, никогда не пожнет.

(Книга Екклесиаста 11:4)

Но, с другой стороны, мы также склонны впадать и в другую крайность, считая, что всё зависит целиком и полностью исключительно от наших усилий. Мы просто не принимаем уже в расчёт ни ветер, ни облака, ни Самого Господа Бога, потому что верим, что сами являемся вершителями своих судеб. Сводный брат Иисуса Христа Иаков, вспоминая Книгу Екклесиаста и знаменитые слова о том, что всё суета сует и погоня за ветром, пишет:

Послушайте теперь те, кто говорит: «Сегодня или завтра мы поедем в такой-то город, поживем там год, будем торговать и получать прибыль». Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает. Скажите лучше: «Если на то будет воля Господня, то мы еще поживем и сделаем то или другое».

(Послание Иакова 4:13-15) 

Образ «пара, который на некоторое время появляется и потом исчезает», и есть аллюзия на слова Соломона о том, что всё в жизни погоня за ветром или, если перефразировать, за дыханием или паром. Что бы ни происходило вокруг, насколько бы мир ни казался нам непредсказуемым и вышедшим из-под контроля, как бы наши личные обстоятельства в жизни ни заставляли нас опускать руки в отчаянье, всем нам стоит продолжать строить планы и, главное, претворять их в жизнь. Однако во всём этом полагаться не на себя, свои силы и связи, но на Господа, оставляя результаты в Его руках и шепча себе слова: «Если на то Божья воля…». Ведь даже поражение Он использует для становления нашего характера и преображения души. Как говорил Джон Ньютон «То, чего Ты хочешь. Когда Ты этого Хочешь. Как Ты этого хочешь, Господи!»

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Виктор Иванов
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone