Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 017] Подходя с мудростью, мы управляем своими словами

КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЮ РЕЧЬ?

В рассказе Чехова «Княгиня» немолодой умный доктор, дворянин с университетским образованием вынужден извиняться перед пустой, юной, богатой княгиней за свои слова. Он не сказал ей ничего оскорбительного, но подверг заслуженной, хотя и многословной критике, многое из того, что она делала. Никому от этого лучше не стало. Она не смогла понять суть его претензий. Ему же потом было неловко за свои слова. В конце рассказа доктор произносит: «Простите меня, княгиня, — сказал он глухо. — Я поддался злому чувству и забылся. Это нехорошо. Нехорошее мстительное чувство увлекло меня вчера, и я наговорил вам... лишнего, глупостей. Одним словом, я прошу прощения». Мы будем говорить о том, как не наговорить глупостей; как не наговорить лишнего.  Мы будем говорить о том, как мудрость позволяет нам этого избежать. Мы будем говорить об основах христианского общения, в базисе своем имеющие мудрость, даруемую Господом, используя текст из книги Притч.

Мудрое управление нашими словами состоит не в красноречии, но правильном выборе - тем, слов, собеседников. Мудрость - это творимый нами с Божьей помощью последовательно правильный выбор; это умение отличать добро от зла, хорошее от плохого, и поступать соответственно. Самым мудрым поступком, который может человек совершить в пределах своей земной жизни, может стать обретение жизни вечной. Это даруется через веру в Иисуса Христа. Примите Его своим Господом и Спасителем. Доверьтесь Ему во всем: в словах, делах и самой жизни. И она не будет прежней, но будет «жизнью с избытком», которую может дать только Господь. Придите ко Христу, поверив в Него и помолившись Ему молитвой покаяния.

Уста праведника – источник жизни, а уста нечестивых таят насилие. Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи. На губах разумного находится мудрость, но розга – для спины безрассудного… Лживые губы у таящего ненависть, и глуп, кто разносит клевету. При многословии не избежать греха, но тот, кто язык удерживает, разумен. 20 Язык праведника – отборное серебро, но грош цена разуму нечестивых. Многих питают уста праведника, а глупцы умирают от недостатка разума... Слова нечестивых – гибельная засада, но речь праведных спасает их… Нечестивого ловят его же слова, но праведник избежит беды. От плода своих уст человек насыщается благом, и кто трудится руками, тоже получит воздаяние… Слова опрометчивых ранят, как меч, а речь мудрых – исцеляет… Господь гнушается лживыми устами, но верные слову Ему угодны… Мудрого сердцем зовут понимающим, и приятная речь прибавит убедительности… Приятные слова – медовые соты, сладки для души и для тела целебны... Лукавый человек сеет раздор, и сплетня разлучает близких друзей... Нет глупцу радости в понимании – рад он лишь высказать свое мнение… Слова человеческих уст – глубокие воды; источник мудрости – текущий поток… Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои. Уста глупца – его гибель, его язык – для него же западня. Слова сплетен – как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева… Отвечать, не выслушав, это глупость и стыд… У языка – сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут вкушать его плоды…Честный ответ – что поцелуй в губы… Слово, сказанное уместно, подобно золотым яблокам в оправе из серебра. Что золотая серьга или из чистого золота украшение, то упрек мудреца для уха внимательного… Терпением можно убедить повелителя; и кроткий язык кость переламывает.

(Книга Притч 10:11-13, 18-21; 12:6, 13-14, 18, 22; 16:21, 24, 28; 18:2, 4, 6-8, 13, 21; 24:26; 25:11-12 и 15)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Один из наиболее известных симптомов синдрома Туретта – это неспособность контролировать свою речь. Она проявляется в том, что человек в буквальном смысле слова говорит то, что взбредёт ему в голову. Для многих из нас подобного рода проблема была бы просто страшным сном, вдруг ставшим явью. Потому что, как бы хорошо мы ни научились маскировать свои мысли и чувства, мы не в силах обмануть себя. И мы прекрасно понимаем, что именно творится в нашем сердце. Вот почему так важны слова Спасителя о том, что наша речь – это лишь крохотный индикатор всего того, что живёт в нашем сердце. Более того, Иисус напоминает нам, что в День страшного суда мы дадим отчёт не только за наши дела, но и за наши пустые слова. В Евангелии от Матфея мы читаем:

Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке. Из хранилища добра добрый человек выносит доброе, а злой человек выносит злое из хранилища зла. Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали. Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!... Потому что из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета.

(Евангелие от Матфея 12:34-37 15:19)

При том каждый из нас хотел бы, чтобы наши сердца источали добрые слова. В Евангелии от Луки мы читаем как раз отрезвляющее наблюдение Искупителя о том, как наши слова являют миру то, что на самом деле скрыто в наших душах:

Из хранилища добра в своем сердце добрый человек выносит доброе, а злой человек выносит злое из хранилища зла. Ведь на языке у человека то, чем наполнено его сердце.

(Евангелие от Луки 6:45)

Сам же Христос был Тем, Кто неподражаем в Своих словах. Однажды храмовые стражники не решились арестовать его именно потому, что никто не говорил так, как Христос:

Когда стражники храма возвратились к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: «Почему вы не привели Его?» Стражники ответили: «Никто еще так не говорил, как Этот Человек».

(Евангелие от Иоанна 7:45-46)

Иисус был в буквальном смысле Воплощением Божьего Слова этому миру. Он явил Своей жизнью, смертью и воскресеньем Послание любви Бога потерявшемуся человечеству. И там, на кресте это послание внезапно оборвалось. Разорвалась нить общения, связывавшая в вечности Бога Отца и Бога Сына. Небесный Отец умолк, когда наши грехи легли на плечи Сына. А вскоре и Иисус выдохнул в последний раз, произнеся: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой…» Но именно этими словами, этой жизнью, этой смертью и этим воскресением и преображаются наконец-то наши сердца, дабы теперь от «избытка этой любви, этой благодати, этой милости говорили наши уста». Слово Божье умолкло на кресте, чтобы мои слова больше не распинали меня.

Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной? Обратились ли вы к Господу в тихой молитве покаяния? Это самое разумное решение, что только может быть в нашей жизни. Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это сейчас. А затем примите таинство святого водного крещения, чтобы поведать о своём решении всему миру.

ПРИМЕНЕНИЕ

Подходя с мудростью, даруемой Богом, мы можем управлять словами, правильно формируя наше общение с другими, им и себе во благо. С кем бы мы ни говорили, будем помнить о том, что Христос нас слышит.

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Виктор Иванов
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone