Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 016] Подходя с мудростью, мы можем изменить свою историю

КАК ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ?

В последнее время огромную популярность получили так называемые «мемы» – забавные картинки, с остроумной подписью, которая иронично описывает какую-то ситуацию от рабочих моментов на производстве граблей до кризисных ситуаций в мире. Однако сам по себе термин мем намного старше. Считается, что термин этот ввёл в обиход скандальный эволюционный биолог и воинствующий атеист Ричард Доукинз в своей книге 1976 года «Эгоистичный ген». В том понимании, которое предложил Доукинз, мем – это любая идея, символ, манера, модель поведения, которая осознанно или неосознанно передаётся от человека к человеку с помощью речи, письма, картинки, короткого видео или чего-то ещё. Вот в этом смысле создаётся впечатление, что одна из основных проблем человечества сегодня – это определённая «мемонизация мыслительного процесса». То есть мы больше не утруждаем себя тем, чтобы думать. Мы даже не делаем вид, что мы думаем. А вместо этого мы бездумно передаём друг другу какие-то фразы, образы, картинки или выражения, которые, как нам кажется, не то, что наполнены глубоким смыслом, а скорее просто мы находим их забавными.

Так, например, сталкиваясь с трудными ситуациями в жизни, мы привыкли вспоминать о двух фразах, совсем не задумываясь об их значении. Одна из них принадлежит Ницше. Вторая – это исковерканная цитата из Библии. Первое выражение гласит: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Это не совсем так! Поскольку иногда то, что не убивает нас, калечит нас. Порой то, что не убивает нас, оставляет глубокие шрамы на всю жизнь. Бывает, что, что-то нас так и не убило, но очень больно ранило. Но, в качестве мема фраза конечно же прекрасная! Главное не слишком сильно думать о её значении. Вторая фраза – это «что Бог ни делает, всё к лучшему». С одной стороны безусловно, в глобальном смысле, всё, что делает Бог, Он конечно же так или иначе использует к лучшему. Но не обязательно, что всё это понравится каждому отдельному и конкретному человеку. Выражение это взято из письма Апостола Павла церкви в Риме, но вот только в этом послании оно звучит чуть-чуть иначе: «Мы знаем, что Бог все обращает во благо для тех, кто любит Его и кого Он призвал по Своему замыслу» (Послание Римлянам 8:28). Бог делает всё лучше для тех, у кого есть близкие отношения с Ним. Не потому, что они любимчики у Него, а потому, что в этом контексте близких взаимоотношений они могут разглядеть Его замысел. 

Если мы хотим не просто выносить для себя уроки, но менять траекторию развития всей нашей жизни, то есть то, что в популярном смысле этого слова мы привыкли называть «судьбой», то нам нужно с мудростью подходить к тому, что с нами происходит. Великий французский писатель и литературный критик, живший на рубеже XIX и XX веков, Марсель Пруст писал:

Мудрость сама в руки не дается, ее нужно открыть, пройдя путь, который никто другой не может пройти за тебя, не может тебя от него избавить, ибо это взгляд на то, как устроен этот мир.

(Марсель Пруст)

Книга Притч показывает нам, что, применяя такой подход к жизни, мы можем влиять на нашу историю, во многом переписывая уже написанные главы и вписывая новые так, чтобы затем не пришлось переписывать.

…раз мой совет не приняли и укор мой с презрением отвергли – то они будут есть плоды своего пути и получат сполна от своих замыслов… Если ты мудр, твоя мудрость вознаградит тебя; если глумлив – ты один и пострадаешь... Человек знания осторожен в словах, и рассудительный – хладнокровен. Даже глупца, когда он молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, рассудительным… Перед падением человеческое сердце заносится, а смирение предшествует славе… Сладка человеку пища, добытая обманом, но после нее рот будет полон песка. Строй замыслы, обсуждая их с другими; если ведешь войну, ищи мудрого совета… Разумный увидит опасность – и скроется, а простаки пойдут дальше – и пострадают. 4 Награда за смирение и страх перед Господом – богатство, и слава, и жизнь… Разумный видит опасность – и скроется, а простаки идут дальше и бывают наказаны. 

(Книга Притч 1:31; 9:12; 17:27-28; 18:12; 20:17-18; 22:3-4 и 27:12)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Незаметно для нас в наше сознание стали возвращаться древние забытые боги скандинавского и греко-римского пантеона. Они переродились в виде супергероев. А вместе с ними проникают и идеи античности. Например, для греков было чрезвычайно важно то, как именно умирает человек. Смысл всей жизни был в том, чтобы «умереть хорошо». И вот уже в четвёртой части довольно популярной серии фильмов сомнительной художественной ценности про наёмного убийцу Джона Уика мы слышим эту идею: «Чтобы умереть хорошо, нужно прожить хорошо». Это идеалистический взгляд на небытие, скрывающий неприглядный вид смерти. 

Соломон, скрывающийся под псевдонимом Екклесиаст, в одноимённой книге гораздо более честен. Подводя итог тому, что можно было бы назвать по современным меркам очень хорошей жизнью, он приходит к неутешительному выводу. Соломон умело воспользовался прекрасной стартовой позицией в жизни. Он расширил границы царства его отца Давида. Он сколотил столь огромное состояние, что оно до сих пор считается одним из самых внушительных за всю историю человечества. При этом он не отказывал себе ни в наслаждениях плоти, ни в усладах ума. Кроме всего прочего, он отстроил Иерусалим, превратив его в город, который можно было сравнить с любым другим процветающим городом этой эпохи. Другими словами, ему сопутствовал успех абсолютно во всех его делах, кроме конечно близких и доверительных отношений с Богом. Тут Соломон взял «академ отпуск», длившийся большую часть его земной жизни. И вот как он описывает жизнь, которая была бы завидной историей для любого из современных людей:

Затем я сказал себе: «Участь глупого постигнет и меня, так к чему же мне моя мудрость?» И я сказал себе, что и это суета. Потому что мудрого, также как и глупого, не будут помнить вечно; придет время – забудут обоих. Мудрый умирает, как и глупый!»

(Книга Екклесиаста 2:15-16)

Перед лицом смерти всё не имеет значения. Не важно какой была ваша история. Не имеет никакого значение были ли вы хорошим человеком или нет. Нет никакой разницы в том добились ли вы успеха в жизни или были полным неудачником, есть в конце вас ждёт всего лишь холодная могила. И это ведь в лучшем случае, если смерть и правда всего лишь конец жизни. Но ведь после смерти может ждать и не холодная могила, а горячий приём в аду. Вот здесь уже совсем не важно каким вы были человеком, потому что никто из нас, какой бы ни была наша история, какую бы мы не сотворили себе судьбу, не сможет заслужить прощение грехов и жизнь вечную. Всех нас ждёт одна участь. Именно поэтому такое огромное значение для нашей истории играет история жизни, смерти и воскресения Христа. Незадолго до своей гибели на кресте Иисус в молитве сказал чрезвычайно важный для каждого из нас слова:

…вечная жизнь состоит в познании Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал.

(Евангелие от Иоанна 17:3)

Слово судьба является составным сокращением двух слов. Оно означает «суд Божий». Христос осознанно меняет Свою историю и принимает самый настоящий «суд Божий» на Себя. Он проживает ту совершенную жизнь, которую должны были бы прожить мы, но не смогли. Он принимает на кресте ту самую смерть, которую заслужили мы, но которую мы не смогли бы вынести. Крест стал судьбой Христа, чтобы райские врата были раскрыты для меня. Он воскресает из мёртвых, чтобы теперь окончанием моей истории было не небытие, но прощение грехов, воскресение из мёртвых и жизнь вечная.

Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной? Обратились ли вы к Господу в тихой молитве покаяния? Это самое разумное решение, что только может быть в нашей жизни. Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это сейчас. А затем примите таинство святого водного крещения, чтобы поведать о своём решении всему миру.

ПРИМЕНЕНИЕ

Пастор и автор многих книг Энди Стенли в своей книге «Лучше решения, меньше сожалений» предлагает простой вопрос, который он называет «вопрос наследия». Он пишет: 

Всякое решение, что вы принимаете становится неотъемлемой частью вашей истории. Той самой истории всей вашей жизни. Какую историю вы бы хотели рассказать о себе? Какую историю вы бы хотели, чтобы другие рассказали о вас? Прекрасно то, что именно вы решаете. Но определяете вы это по одному решению в жизни. Поскольку именно так и пишется история всей жизни – одно решение за другим… Частные решения имеют публичные последствия…

(Энди Стенли «Лучше решения, меньше сожалений»)

Принимая решения в жизни, задайте себе эти вопросы «наследия»: «Какую историю вы бы хотели рассказать о себе? Какую историю я бы хотел, чтобы другие рассказали обо мне?»

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone