КАК НАЙТИ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ В МИРСКОЙ РАБОТЕ?
Наверное, нет сферы жизни, в которой нам было бы сложнее найти применение своей вере, чем в нашей работе, поскольку нам кажется, что всё то, что ценится на нашей работе, не имеет практически никакого отношения к нашей вере. Библия, безусловно, очень много говорит о деньгах, но нам сложно найти в ней ответы на вопросы о том, как именно нам развивать банковскую сеть, если мы работаем в банке. В Писаниях есть много отрывков, посвящённых строительству, но, кажется, оно всё равно не в силах нам помочь при выборе стройматериалов, если мы работаем на стройке. Другими словами, у нас складывается устойчивое впечатление, что навыки, необходимые для успешной карьеры, почти никак не связаны с практикой духовной жизни.
Думая так, мы допускаем огромную ошибку, поскольку вера наша затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, включая, безусловно, и нашу работу. Стремясь объединять людей в общении с Богом и друг другом, наша церковь помогает увидеть, каким именно образом наша вера влияет на наш труд и формирует его. Мы отчётливо видим это на примере одного из самых загадочных отрывков Священного Писания, эпизода в Евангелии от Луки, где кажется, что Иисус не просто хвалит, но ставит в пример нечестного распорядителя. Но именно на этом примере мы видим с вами, что любая работа становится богослужением тогда, когда на ней мы прежде всего служим Господу.
Иисус сказал Своим ученикам: «Управляющий одного богатого человека был обвинен в растрате имущества своего хозяина. Хозяин вызвал его к себе и сказал: “Что это я слышу о тебе? Предоставь мне отчет о своем управлении, потому что ты больше не можешь занимать эту должность”». Управляющий подумал: «Что же мне теперь делать? Хозяин увольняет меня. Идти копать у меня нет сил, просить милостыню – стыдно … Но я знаю, что мне сделать, чтобы, когда меня отсюда уволят, нашлись люди, которые бы приняли меня к себе». И он стал звать одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: «Сколько ты должен моему хозяину?» «Сто бочек оливкового масла», – ответил тот. Управляющий сказал ему: «Возьми свою расписку, садись быстро и переделай на пятьдесят». Затем он спросил второго должника: «А ты сколько должен?» «Сто мешков пшеницы», – ответил тот. Управляющий говорит ему: «Возьми свою расписку и переделай на восемьдесят». И хозяин похвалил нечестного управляющего за его находчивость, ведь дети этого мира сообразительнее в делах с себе подобными, чем дети света. И Я говорю вам, приобретайте себе друзей с помощью богатства этого неправедного мира, чтобы, когда оно иссякнет, вы были приняты в вечные обители. Кто верен в малом, тот верен и в большом, и кто не верен в малом, тот не верен и в большом. Поэтому, если вы не были честными в обращении с земным богатством, то кто доверит вам истинное? Если вы не были честными с имуществом другого, то кто доверит вам ваше собственное?
(Евангелие от Луки 16:1-12)
ИСКУПЛЕНИЕ ЛЮБОГО ТРУДА:
Мы с детства для себя усвоили, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Кто-то всегда должен платить. Так, читая притчу о нечестном слуге, которого хвалит Иисус, нам сложно принять это отношение Спасителя, потому что мы неминуемо ставим себя на место хозяина, который в итоге и вынужден был покрыть нерадивость своего слуги. Мы представляем себе, что это из нашего кармана были оплачены недоимки этого слуги.
Но, поступая так, мы теряем из виду, что в притче этой, да и в жизни, мы намного чаще выступаем в роли нерадивого слуги, чем хозяина, оплачивающего расточительство своего слуги. Более того, мы все не просто оказались такими должниками, но мы все погребены под бременем процентов наших долгов. Так, одно дело – уйти из семьи и совсем другое дело – потом пытаться расплатиться за глубокие шрамы, что твоё поведение оставило в душах твоих детей. Одно дело – развестись, погубив свой брак, и совсем другое – потом иметь дело с неминуемым очерствением души, что наступает после. Мы все в той или иной степени оказались перед простым фактом, что мы просто не в состоянии заплатить по нашим счетам в жизни. Ни один из нас не может расплатиться за то, что произошло в ней.
Христос на кресте заплатил за мои грехи, чтобы в том числе мои грехи больше не формировали мой взгляд на мой труд. Прощение Бога нельзя заработать, его невозможно заслужить или отработать. Его можно только принять. Христос является тем, кто понёс на себе наши долги, Он взял их на Себя на Кресте, чтобы мы теперь могли обрести свободу от этого бремени. Слово «искупил» означает, что Он выкупил нас из рабства наших грехов и ошибок.
Искупив нас, Иисус омыл все области нашей жизни, включая наш труд. Теперь наша работа, успех на ней или финансовое вознаграждение за наш труд не определяют нас. С того момента, как мы приняли спасение, мы трудимся вместе с Богом, в контексте нашей веры и во славу Христа.
ПРИМЕНЕНИЕ:
Рабы, подчиняйтесь вашим земным хозяевам с почтением и страхом, от чистого сердца, как вы подчинялись бы и Христу. Делайте это не напоказ, только ради того, чтобы заслужить их доброе отношение, но делайте это как рабы Христа, от души исполняющие волю Бога. Служите со старанием, как вы служили бы Господу, а не людям.Знайте, что Господь вознаградит каждое доброе дело, кто бы его ни сделал, раб или свободный. И вы, хозяева, так же относитесь к своим рабам. Перестаньте им угрожать. Помните, что на небесах есть Господь – хозяин над ними и над вами, и Он никому не отдает предпочтения.
(Послание Ефесянам 6:5-8)
У всех у нас были совершенно разные отцы в нашей жизни. У одних они были любящими, готовыми нас поддержать во всех наших начинаниях, у других они были суровыми и раздражительными, а у третьих и вовсе не было отцов. Вне зависимости от того, каким был ваш опыт представьте себе идеального отца, такого, каким вы всегда хотели его видеть – безмерно мудрым, бесконечно сильным, безусловно любящим, безгранично прощающим и поддерживающим вас. Потому что именно таким является наш Небесный Отец.
А теперь попробуйте представить себе, что вы работаете в семейном бизнесе. То есть, вы не просто работаете, но приходя в школу, детский сад, университете, офис, на стройку или куда-то ещё, вы приходите работать под руководством и началом вашего любящего Небесного Отца. Более того, мы работаем в тени креста, то есть постоянно напоминаем себе о том, что мы трудимся под началом Того, Кто отдал Свою жизнь за нас. Принимая это всё во внимание, как мы будем теперь трудиться?
Фрэнсис Шеффер писал, что если бы верующие начальники и хозяева компаний относились лучше к своим подчинённым и платили бы им больше зарплату, это принесло бы больший результат, чем если бы эти верующие бизнесмены тратили ещё большие деньги на миссионерскую работу.