КАК ДУХОВНО РАСТИ?
Люди делятся на две категории. Есть те, у кого домашние растения цветут, а есть те, у кого они чахнут. Что бы они ни делали, как бы ни заботились о своих петуньях, цветы умирают, не приходя в сознание. Результат не зависит от их стараний. Им просто не дано Господом, чтобы у них дома что-то росло. За что бы они ни брались, у них всё чахнет. В их доме гибнет всё, включая кактусы и растения, которые по определению привыкли к самым суровым условиям.
Вот приблизительно так же мы относимся к нашему духовному становлению. Мы считаем, что есть люди, кому дано Богом расти и развиваться, а есть все остальные, кто, как бы ни старался, что бы ни делал, никак не меняется. Проходят годы, которые мы проводим в церкви и в служении, но нам при этом кажется, что мы не то, что не растём, а, скорей, деградируем духовно. Кажется, что единственное, что растёт в нашем сердце, – это сорняки и колючки. Возможно, есть какой-то секрет ухода за нашей душой, но нам он неведом, и потому мы ограничиваемся «искусственными растениями» и «пластиковыми плодами» вместо настоящего духовного преображения. Что же мы делаем не так?
Наша проблема зачастую связана с тем, что мы воспринимаем духовное развитие в отрыве от нашего покаяния. Мы приняли, что не могли сами себя спасти, но теперь, обретя искупление грехов, мы считаем, что всё зависит исключительно от наших усилий и стараний. Однако на страницах Писания раз за разом мы видим, что мы не только обретаем жизнь вечную по благодати, но и меняемся точно так же благодаря работе Духа Святого в нашей жизни. Означает ли это, что от нас ничего не зависит? Совсем нет! Именно от нас зависит, будем ли мы стремиться узнать Господа поближе. Но понимая всё глубже и глубже жертву Христа за нас, мы начинаем отражать Его всё больше и больше во всём в нашей жизни.
От Симона Петра, слуги и апостола Иисуса Христа. Тем, кто, благодаря праведности нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, получил ту же драгоценную веру, что и мы. Пусть через познание Бога и нашего Господа Иисуса благодать и мир вам преумножатся. Его божественная сила дала нам все необходимое для жизни и благочестия через познание Бога, призвавшего нас Своей собственной славой и добродетелью. Благодаря им Он дал нам самые великие и драгоценные обещания, чтобы через них вы стали причастны к Божественной природе и избежали растления земными страстями. Поэтому приложите все старания, чтобы дополнить вашу веру добродетелью, добродетель – знанием, знание – умением владеть собой, умение владеть собой – стойкостью, стойкость – благочестием, благочестие – братолюбием, братолюбие – любовью. Если в вас есть эти качества, и если они умножаются, то ваше познание Господа нашего Иисуса Христа уже не будет бесполезным и бесплодным. У кого же этих качеств нет, тот близорук и слеп и забыл об очищении от своих прошлых грехов. Поэтому, братья, еще более старайтесь укрепляться в вашем положении призванных и избранных. Так вы никогда не споткнетесь, и вам будет широко открыт вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
(2 Послание Петра 1:1-11)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ:
Мы совсем не против духовно расти и развиваться. Более того, в какой-то момент каждый из нас наверняка даже задумывался о том, что такого рода развитие нам жизненно необходимо. Возможно, мы и в церкви оказались именно потому, что поставили перед собой цель саморазвития и самосовершенствования. Но мы все очень хорошо отдаём себе отчёт в том, что любое развитие не просто требует усилий, но может быть весьма болезненным для нас. Тем более, духовное становление, которое сопряжено с неким отрешением от себя, отказом от привычных вещей в жизни. Мы страшимся того, что потеряем себя в процессе духовных преобразований в своей жизни. Мы бы хотели духовно расти, но так, чтобы не терять себя.
Иисус приводит любопытное сравнение. Он говорит, что для того, чтобы принести богатый урожай, зерну необходимо умереть. Лишь тогда оно сможет принести плод.
Говорю вам истину: если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то оно останется одним зерном. Если же оно умрет, то из него произойдет много зерен.
(Евангелие от Иоанна 12:24)
Но приводит Он этот пример не для того, чтобы убедить нас рискнуть ради того, чтобы расти. Он говорит прежде всего про Себя. Ведь на кресте Он принимает на Себя нашу смерть. Иисус погибает, чтобы, теряя себя в Его объятиях, мы наконец-то смогли обрести жизнь, а не расстаться с жизнью.
Это не значит, что духовный рост теперь даётся верующим легко и непринуждённо. Никто не говорит о том, что рост не будет болезненным. Но боль эта другого порядка. Неопытный человек может просто погибнуть, выполняя комплекс упражнений олимпийца. Тяжёлый вес просто погребёт его под собой. Но опытный спортсмен ощущает себя по-настоящему живым именно во время таких тренировок. Своей смертью на кресте Иисус дарит нам жизнь, чтобы мы теперь могли развиваться духовно, не исчезая, но расцветая в этих переменах в нашей жизни. Боль моего духовного роста Христос принял на Себя, чтобы, преображаясь, я во всём отражал Христа.
Всё, что живёт, растёт. Но прежде, чем расти, нам нужно ожить. Первый шаг на пути перемен – это покаяние, когда мы поворачиваемся спиной к нашему прежнему образу жизни и лицом к Богу. Если вы ещё не сделали этот шаг, сделайте его прямо сейчас, обратившись к Богу в тихой молитве покаяния. Расскажите всем о своём решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ:
Есть четыре привычки, помогающие нам лучше узнавать Бога и расти в нашей вере:
- Ежедневное чтение Слова;
- Ежедневная молитва;
- Регулярное и осмысленное жертвование процента от нашей зарплаты или доходов;
- Постоянное общение с другими верующими (в прославлении на богослужении и обсуждении в домашней дискуссионной группе).
Являются ли эти привычки частью вашей жизни сегодня? Если нет, посвятите ближайшие 3 недели тому, чтобы вплести их в свою жизнь.
Обладать приятным характером, быть цельной, высоконравственной личностью прекрасно. Мы должны использовать все доступные нам средства — медицину, образование, экономику, политику — чтобы создать такой мир, где как можно больше людей были бы именно такими, как стараемся мы создать мир, где у каждого достаточно пищи. Но при этом мы должны помнить: если бы нам даже удалось каждого человека сделать хорошим и благодетельным, мы бы не спасли все эти человеческие души. Мир, состоящий из приятных людей, довольствующихся своей приятностью и не имеющих ничего больше, другими словами, мир, отвернувшийся от Бога, будет так же отчаянно нуждаться в спасении, как и мир жалких, несчастных людей, — но спасти его, быть может, еще труднее. Простое, механическое улучшение — не искупление, хотя искупление постоянно делает людей лучше, даже здесь и сейчас, и усовершенствует их до такой степени, о которой мы не можем еще и мечтать. Бог стал человеком, чтобы обратить существа, созданные Им, в Своих детей; не просто для того, чтобы улучшить человеческую породу, но чтобы создать людей совершенно иного рода. Это не то же самое, что дрессировка лошади, которую учат прыгать все выше и выше, это — как превращение её в сказочного крылатого коня. Конечно, как только у лошади вырастут крылья, она сможет перелетать через такие заборы, через которые никогда бы не перепрыгнула, и обычной лошади ни в чем с ней будет не сравниться. Однако вначале, когда крылья только станут отрастать, все это, возможно, будет ей не под силу. Наросты в верхней части спины будут выглядеть нелепо и смешно, и никто не догадается, глядя на них, что из них вырастут крылья».
(Клайв Стейплз Льюис «Просто христианство»)