КАК ПОБОРОТЬ СОМНЕНИЯ?
Мы произносим слова «Христос воскрес!», радостно отвечаем «воистину воскрес» и нас всё равно терзают сомнения в том, а правда ли это на самом деле. Мы вроде бы верим в этим слова, но одновременно воспринимаем их просто, как дань традиции. Они являются своего рода пасхальным куличом, который едят, как верующие, так и те, кто совсем далёк от Бога. Так и пасхальное приветствие повторяют, как те, для кого в этих словах сокрыт смысл жизни, так и те, кто просто отдаёт дань традиции.
Мы живём как будто между двух огней, между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой. С одной стороны мы считаем, что не должны сомневаться, но с другой стороны мы всё время сомневаемся. Касается это практически всех сфер нашей жизни, начиная от нашего восприятия себя и заканчивая выбором того или иного блюда в ресторане. То есть мы верим в то, что мы должны быть уверены в себе, но, с другой стороны, мы всячески сомневаемся в наших способностях. При чём касается это даже тех людей, кто производит впечатление тех, кто не сомневается ни в чём в жизни. Мы терзаемся по поводу выбора профессии и по поводу выбора спутника жизни. И конечно же, обратившись к Богу, мы мучимы сомнениями о том, а правильный ли выбор мы сделали.
Вот почему для всех нас так важна история апостола Фомы. Ведь если и был бы святой покровитель всех сомневающихся, то это безусловно был бы именно Фома, получивший даже имя Неверующий в церковной истории. Его не было вместе с другими учениками, когда тем явился Иисус, а поверить в их рассказы о встрече с воскресшим Спасителем он не захотел. Ему было важно всё увидеть самому. Он хотел прикоснуться к ранам Спасителя.
Многие из нас сегодня думают, что это единственное условие, позволившее бы им тоже довериться Господу. Если бы только они смогли увидеть воскресшего Иисуса. Если бы только у них был шанс дотронуться до Него, то вера была бы буквально на расстоянии вытянутой руки. Но именно это и поразительно во встрече Фомы и Иисуса. Он так и не прикасается ко Христу. Ему достаточно было увидеть Спасителя. Одного звука голоса Христа хватило, чтобы Фома обратился к Богу. При этом его обращение настолько полное, что всем нам впору было бы звать его Верующий Фома. Он становится своего рода примером для подражания всех, кто доверяется Богу.
Конечно же у многих из нас нет той возможности, увидеть своими глазами Христа или услышать Его голос. Мы не можем, как бы мы не хотели, прикоснуться к Нему. Однако история Фомы помогает нам увидеть, что всё это совсем не обязательно, чтобы побороть сомнения. Ведь присутствие воскресшего Христа в нашей жизни настолько же реально, пусть и незримо, как оно было реально для Фомы.
Фомы, которого еще называли Близнец, одного из двенадцати, не было с другими учениками, когда приходил Иисус. И когда другие ученики сказали: «Мы видели Господа!» Фома ответил: «Пока я не увижу следов от гвоздей на Его руках, не коснусь их пальцем и не потрогаю рану в Его боку, я не поверю». Неделю спустя ученики опять собрались в доме, и на этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, но Иисус пришел, стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Затем Он сказал Фоме: «Протяни палец, посмотри, вот Мои руки. Протяни руку и потрогай Мой бок; не сомневайся, но верь». «Господь мой и Бог мой!» – сказал Ему в ответ Фома. Иисус ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто поверил, не видя Меня». Иисус совершил в присутствии Своих учеников и много других знамений, о которых в этой книге не написано. А то, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Бога, и, веруя, имели бы жизнь во имя Его…
(Евангелие от Иоанна 21:24-31)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Есть необратимые решения в нашей жизни, принять которые нам совсем не просто. Мы долго терзаемся и мучаемся прежде, чем пойти на них. Для одних таким решением был выбор института, для других это выбор супруга, для третьих это решение переехать в другой город, а может быть и страну. Но всякий раз, когда мы думаем о них, мы утешаем себя тем, что решения эти «не смертельны». Мы всё можем ещё исправить и всё изменить. Мы утешаем себя этим даже в тех случаях, когда принимаемые решения на самом деле, по идее, должны быть на всю жизнь. Скажем, когда мы женимся или выходим замуж.
Но, как бы мы мучились, как бы терзались сомнениями, если бы решения действительно были бы необратимыми. Именно таким и является решение Христа. Он преодолевает сомнения в Гефсиманском саду, доверяясь воле Своего Небесного Отца. В этот момент Он испытывает сильнейшее эмоциональное потрясение. Скорей всего, Он духовно переживает всё то, что Ему предстоит вытерпеть на кресте. Представьте себе на мгновенье, какие бы чувства мы испытывали, если бы нам выпало пережить всё то, что мы переживаем в кресле стоматолога ещё до визита к нему. Насколько бы всем нам было сложнее отправиться к врачу после этого.
Однако этот опыт не останавливает Иисуса. Он поборол Свои сомнения в этом саду, чтобы быть полным решимости на кресте. Он не свернёт и не отступит с выбранного пути, потому что только так Искупитель может спасти нас. Это та цена, что Христос платит за наш выкуп из рабства греха и собственных ошибок. Иисус не сомневался в смерти, чтобы мы могли побороть наши сомнения в жизни.
Обратились ли вы к Богу с тихой молитвой покаяния? Приняли ли вы дар прощения грехов и жизни вечной? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить такой момент? Если «нет», то сделайте это прямо сейчас. Расскажите затем всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» конечно же о любви. Но не просто любви, а сплетении судьб тогда, когда сама ткань общества рвётся на мелкие куски. Он посвящён судьбе Юрия Живаго, пережившего революцию и гражданскую войну. Это роман о потрясениях, о сломе всего и вся. О том, как уходит земля из-под ног, потому что ты теряешь всё, к чему ты привык. Это произведение о том, как абсолютно всё в жизни переворачивается с ног на голову. Вот почему так важны в этом романе слова дяди Юрия Живаго Николай Николаевича Веденяпина:
Попадаются люди с талантом, — говорил Николай Николаевич. — Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно. Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному. Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу! Ах, вы морщитесь, несчастный. Опять вы ничегошеньки не поняли.
(Борис Пастернак «Доктор Живаго», 1955)
В любой жизненной ситуации нам нужно сохранять верность бессмертию и Христу. Это наш ориентир, наш маяк в жизни. История апостола Фомы дарит нам сегодня пять шагов, которые может сделать каждый из нас от сомнений к вере.
- Прислушайтесь к апостолам Христа
- Проникнитесь терпением Христа к вам
- Посмотрите на раны Христа за вас
- Попрощайтесь со своими условиями
- Прильните ко Христу
В том же романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак приводит цикл стихотворений, которые часто называют «Стихотворения Юрия Живаго». Многие из этих произведений глубоко религиозны по своей природе. Есть здесь и знаменитый «Гамлет», который отражает терзания Христа в Гефсимании, есть здесь и два стихотворения «Магдалина». Как раз второе стихотворение под этим именем было написано в 1949 году, и оно не только описывает, как Мария утирает ноги Иисусу волосами, но и предсказывает грядущее воскресение Христа.
1949 год. Война закончилась 4 года назад. Сталин умрёт лишь через четыре года. В стране, которая пытается оправиться от тяжелейшей трагедии, разрушившей её почти всю, Пастернак пишет о глубоко личных отношениях с Богом:
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
(Борис Пастернак «Магдалина», 1949 из романа «Доктор Живаго»)
Христос воскрес!
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.