«Литургия теней» – это особое богослужение, которое проводится в Страстную пятницу (29 марта) в 22:00 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла. Если вы ещё ни разу на нём не были, вы не пожалете, если присоединитесь к нам. Ведь все, кто уже был, не просто возвращаются вновь, но и приглашают своих друзей присоединиться.
Блаженны те, кто ощущает голод и жажду по праведности, потому что они насытятся.
(Евангелие от Матфея 5:6)
Иисус ответил: «Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Вода, которую Я ему дам, станет в нем источником, текущим в вечную жизнь».
(Евангелие от Иоанна 4:13-14)
После того Иисус, зная, что все уже совершилось, и чтобы исполнилось Писание, сказал: «Жажду!».
(Евангелие от Иоанна 19:28)
Во время «Литургии теней» из Евангелий читаются семь последних слов Христа на кресте, после чего гасится одна из семи свечей, и звучание последующего музыкального произведения сопровождается уникальной игрой слова, света и тени.
С каждым прочитанным «словом», с каждым музыкальным произведением Собор постепенно погружается всё больше и больше во мрак. Всё это делает атмосферу этого вечера неподражаемой. Это своего рода древний перфоманс, затрагивающий самые глубинные переживания слушателей и настраивающий их на ожидание пасхального праздника любого пришедшего, от глубоко верующих до тех, кто никогда раньше не был в церкви.
Литургия завершается тогда, когда гаснет последняя седьмая свеча. Через несколько секунд после этого зажигается свет в притворе Собора и это служит сигналом к тому, что наш вечер завершен. В этот момент мы просим всех наших гостей сохранять тишину до тех пор, пока они не выйдут из здания церкви.
Подобное богослужение является весьма личным переживанием для тех, кто доверил свою жизнь Богу. Но эта литургия так же может стать и хорошим опытом для тех, кто только делает первые шаги в открытии для себя удивительного наследия Христианской веры. Возможно именно этот вечер поможет вам, или вашим друзьям, которые еще не доверили свою жизнь Богу, не только узнать почему Страстная пятница столь важна для верующих, но прочувствовать всю полноту трагедии того вечера, когда Иисус Христос умер на кресте за наши грехи. Ведь чем острее наши ощущения будут в Страстную пятницу, тем более реальными и радостными станут для нас слова «Христос воскрес» в пасхальное воскресенье.
- Продолжительность богослужения: 70 минут
- Возрастная категория: 6+
- Вход свободный
СЛОВО 29. О БОГОСЛОВИИ ТРЕТЬЕ. О БОГЕ СЫНЕ ПЕРВОЕ
«Если и каждое из этих речений разбирать в отдельности; то не трудно будет объяснить тебе их в смысле благочестном, устранив все, что в Писаниях служит для тебя преткновением; если только действительно ты претыкаешься, а не с намерением толкуешь криво. Вообще же речения более возвышенные относи к Божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а речения более унизительные — к Тому, Кто Сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и вочеловечился, потом же превознесен, чтоб ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь о естестве Божием, и где об Его домостроительстве. Ибо было, когда Сей, тобою ныне презираемый, был выше тебя. Ныне он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был Он; однако же воспринял и то, чем не был. В начале был Он без причины; ибо что может быть причиною Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиною было — спасти тебя — ругателя, который презираешь Божество за то, что Оно приняло на Себя твою грубость, и посредством ума вступило в общение с плотию; и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним едино; потому что препобедило лучшее, дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком. Он родился; но и прежде был рожден, — родился от жены, но и от Девы, — родился человечески, рожден Божески; здесь без отца, но и там без матери; а все это есть знак Божества. Он носим был во чреве, но узнан Пророком, который сам был еще во чреве, и взыгрался пред Словом, для Которого получил бытие (Лк. 1, 44). Он повит был пеленами; но воскресши сложил с Себя гробные пелены. Положен был в яслях; но прославлен Ангелами, указан звездою, почтен поклонением от волхвов. Как же ты находишь преткновение в видимом, не обращая внимания на умосозерцание? Он спасался бегством во Египет, но и все Египетское обратил в бегство. Для иудеев не имяше ни вида, ни доброты (Ис. 53, 2); но для Давида красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 3), но на горе молниеносен и светозарнее солнца, чем и тайноводствует к будущему. Он крещен как человек; но разрешил грехи как Бог; — крещен не потому, что Сам имел нужду в очищении; но чтоб освятить воды. Он был искушаем как человек; но победил как Бог, но повелевает дерзать, как Победивший мир (Ин. 16, 23). Алкал; но напитал тысячи, но Сам есть хлеб животный и небесный (Ин. 6, 33, 35). Жаждал; но и возгласил: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и да пиет, но и обещал, что верующие источат воды живые (Ин. 7, 39). Утруждался; но Сам есть упокоение труждающихся и обремененных (Мф. 11, 28). Его отягощал сон; но Он легок на море, но Он запрещает ветрам, но Он подъемлет утопающего Петра. Дает дань; но из рыбы, но царствует над собирающими дани. Его называют Самарянином и имеющим беса; однако же, Он спасает сходящаго от Иерусалима и впадшего в разбойники (Лк. 10, 30), однако же Он познается бесами, изгоняет бесов, посылает в бездну легион духов, и видит вождя бесовского яко молнию спадша (Лк. 10, 19). В Него мечут камнями; но не могут взять Его. Он молится; но и внемлет молитвам. Плачет; но и прекращает плачь. Спрашивает, где положен Лазарь, потому что был человек; но и воскрешает Лазаря, потому что был Бог. Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать сребреников; но искупает мир, и высокою ценою — собственною Своею кровию. Яко овча на заколение ведеся (Ис. 53, 7); но Он — Слово, возвещаемое гласом вопиющаго в пустыни (Ис. 40, 3). Был мучен и язвен (Ис. 59, 5); но исцеляет всяк недуг и всяку язю(Мф. 4, 23). Возносится на древо и пригвождается; но восстанавливает нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника, но омрачает все видимое. Напоевается оцтом, вкушает желчь; но кто же Он? — Претворивший воду в вино, Истребитель горького вкушения, сладость и весь желание(Песн. 5, 16). Предает душу; но область имать паки прияти ю(Ин. 10, 18); но раздирается завеса, потому что горнее делается открытым; но расседаются камни, но восстают мертвые. Умирает; но животворит и разрушает смертью смерть. Погребается; но восстает. Нисходит в ад; но возводит из него души, но восходит в небеса; но приидет судить живых и мертвых, и подвергнуть истязанию подобные твоим слова. Если одни речения служат для тебя поводом к заблуждению; то другие да рассеют твое заблуждение!»
(Св. Григорий Богослов (Назаинзин). «Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое»)