В Чистый четверг 28 марта в 20:00 в Малом зале пройдёт особое богослужение с причастием. Вспоминая события того четверга, когда Иисус омыл ноги ученикам, учредил таинство святого причастия и оставил нам заповедь любви, мы не только поём песни, но уделяем столь пристальное внимание исповеданию грехов и молитве о том, чтобы Господь исполнил нас Своим Духом. Мы принимаем таинство святого причастия и посвящаем себя тому, чтобы являть любовь Господа миру.
«Но о том дне или часе не знает никто, кроме Отца – ни ангелы на небесах, ни Сын. Смотрите, бодрствуйте: ведь вы не знаете, когда это время наступит».
(Евангелие от Марка 13:32-33)
Как ни странно, но тема готовности ко второму пришествию проходит и лейтмотивом омовения Спасителем ног учеников.
Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан.
(Евангелие от Иоанна 13:3-5)
В какой-то момент во время пасхальной трапезы Иисус обвязался полотенцем, чтобы омыть ноги Своим ученикам. Это действие выглядит несколько экстравагантным для нас, и нам сложно уловить до конца его смысл. То есть мы отдаём себе отчёт, что мыть ноги взрослым мужчинам, путешествовавшим по пыльным дорогам в сандалиях, не самое приятное занятие. Но, будучи вырванными из того культурного контекста, мы не отдаём себе отчёт в том, что мыли ноги гостям в домах зажиточных хозяев рабы. Это было одно из самых низких поручений, которое только можно было себе представить. Вот почему ученики в шоке, а некоторые, как Пётр, просто не желают, чтобы Иисус мыл им ноги.
Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: «Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!» Иисус сказал ему: «Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь».«Ты никогда не вымоешь моих ног!» – возразил Петр. Иисус ответил: «Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего». Симон Петр ответил: «Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову! Иисус ответил: «Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все».
(Евангелие от Иоанна 13:6-10)
В воде омовения ног отражается всё служение Иисуса. Он оставил Свой трон, покинул небеса, стал Одним из нас, чтобы мы могли подняться до Его уровня, обретя прощение грехов и жизнь вечную.
Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему имя выше всех имен, чтобы перед именем Иисуса преклонились все колени на небесах, на земле и под землей, и чтобы каждый язык признал во славу Бога Отца, что Иисус Христос есть Господь!
(Послание Филиппийцам 2:6-11)
Жизнь Христа стала нашей праведностью. Он прожил за нас ту совершенную жизнь, что мы не смогли прожить. Он погиб за нас на кресте, понеся наказание за наши грехи. Он воскрес, став первым из нас, кто преодолел цепкие объятия могилы. И мы однажды будем воскрешены с Ним.
У нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, – Иисус, Сын Божий. Поэтому давайте твердо держаться истины, которую мы и исповедуем. Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха. Поэтому давайте приблизимся смело к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи.
(Послание Евреям 4:14-16)
Мы уже омыты от греха. Мы уже чисты.
…Пусть грехи ваши как багрянец, убелю их, как снег; пусть красны они, словно пурпур, – они будут как белая шерсть.
(Книга пророка Исайи 1:18)
Но, в отличие от Христа, мы поддаёмся искушениям. Мы спотыкаемся и падаем. Мы не теряем наше спасение, но утрачиваем благословение близости с Господом. Вот почему нам нужно постоянно приходить к Нему в исповедании наших грехов. В этой исповеди мы не пытаемся оправдаться или переложить ответственность на кого-то ещё. Мы соглашаемся с Богом в том, что игнорировали Его повеления, в словах, помыслах и делах шли против Его воли. Мы признаёмся в том, что хотели жить по своим правилам, пытаясь быть хозяевами своей судьбы. Мы не хотели принимать власть Бога в нашей жизни.
Если мы заявляем о том, что мы безгрешны, то обманываем самих себя, и в нас нет истины. Если же мы признаем наши грехи, то Он простит их нам и очистит нас от всякой неправедности, потому что Он верен и справедлив.
(1 Послание Иоанна 1:8-9)
Однако мы не останавливаемся на этом. Мы также просим Его исполнить нас силой Духа Святого. Мы возвращаем контроль над нашей жизнью в руки Духа Святого.
Если в вас живет Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, то Воскресивший из мертвых Иисуса оживит Духом Своим, живущим в вас, и ваши смертные тела.
(Послание Римлянам 8:11)
Это действие настолько же естественно для верующих, как дыхание – для любого человека. Выдыхая, мы исповедуем наши грехи, но вдыхая, мы наполняемся силой Духа Святого.
Не напивайтесь вином, это ведет к распутству. Но лучше исполняйтесь Духом.
(Послание Ефесянам 5:18)
Мы делаем всё это, потому что мы понимаем, что то, к чему призывает нас Иисус, мы никогда не сможем выполнить своими собственными силами. Ещё в самом начале Своего служения Иисус напоминает ученикам о том, что проблема христианской жизни не в том, что она трудна, а в том, что она абсолютно недостижима своими собственными усилиями.
…будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
(Евангелие от Матфея 5:48)
Например, мы никогда не сможем любить тех, кто вокруг нас, даже тех, кто нам безмерно дорог, потому что наши сердца покорёжены грехом. Мы можем это делать лишь тогда, когда мы питаемся от источника Божьей любви.