В Чистый четверг 28 марта в 20:00 в Малом зале пройдёт особое богослужение с причастием. Вспоминая события того четверга, когда Иисус омыл ноги ученикам, учредил таинство святого причастия и оставил нам заповедь любви, мы не только поём песни, но уделяем столь пристальное внимание исповеданию грехов и молитве о том, чтобы Господь исполнил нас Своим Духом. Мы принимаем таинство святого причастия и посвящаем себя тому, чтобы являть любовь Господа миру.
В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса: «Где нам приготовить Тебе пасхальный ужин?»
(Евангелие от Матфея 26:17)
В четверг 2 апреля 33 года от Рождества Христова иудеи праздновали пасху. Это был особый ужин, который напоминал им о том дне, когда Моисей вывел израильтян из египетского плена. Всё в этой трапезе было пропитано сладостным ароматом свободы. Даже то, что вкушали её, возлежав, говорило о раскрепощённости и освобождении.
Пасхальный агнец был основным блюдом. Это был особый, жертвенный агнец, который напоминал участникам ужина, что когда-то евреи проявили своё доверие к Господу тем, что принесли в жертву ягнёнка, помазали косяки своих дверей его кровью, и ангел смерти в ту ночь прошёл мимо этих домов. Во всех других домах в Египте он забрал жизни первенцев. Каждый элемент ужина был глубоко символичным. Всё указывало на прошлое избавление и на грядущее освобождение, что придёт вместе с Мессией.
Именно во время этого ужина Иисус наполняет новым смыслом всё, что происходит за столом. Он истинный Моисей, выводящий Свой народ из рабства наших грехов и ошибок.
Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Евангелие от Иоанна 8:32)
Именно об этом Иисус и разговаривает с Моисеем на горе преображения, когда на мгновение ученикам Спасителя является слава Божия.
Примерно восемь дней спустя после этих слов, Иисус, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору помолиться. Во время молитвы Его облик вдруг изменился, а одежда стала ослепительно белой. Вот появились два человека, которые стали разговаривать с Иисусом, – это были Моисей и Илия. Явившись в славе, они говорили о Его исходе, который Он должен будет совершить в Иерусалиме.
(Евангелие от Луки 9:28-31)
Он настоящий пасхальный Агнец, приносимый в жертву за каждого из нас.
На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Божий Ягненок, Который заберет грех мира!»
(Евангелие от Иоанна 1:29)
Конечно же, для любого человека, далёкого от Бога и религии, непросто читать историю исхода евреев из Египетского плена. Всем нам легко поставить себя на место тех несчастных, кто потерял в тот день своих первенцев. Бог казался бы нам жестоким. Возможно, Он даже выглядел бы бесчеловечным для нас. Вот почему всем нам так важно помнить, что Иисус ещё и Первенец Божий. Он погиб, потому что Бог так сильно любит нас.
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
(Евангелие от Иоанна 3:16)
Вот почему во время пасхальной трапезы Иисус берёт хлеб и, преломив Его даёт Своим ученикам со словами, что это Его тело. Именно поэтому Он делит с ними чашу, называя вино Своей кровью. Древний исход евреев из египетского плена был лишь тенью грядущего исхода, который суждено возглавить Самому Богу. Всё в пасхальном ужине указывало на Мессию.
Когда подошло время, Иисус и Его апостолы собрались у стола. Иисус сказал им: «Я очень хотел есть эту Пасху с вами перед Моими страданиями. Говорю вам, что Я уже не буду есть ее до тех пор, пока она не совершится в Царстве Божьем». Взяв чашу и поблагодарив за нее Бога, Он сказал: «Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, что Я уже не буду пить от плода виноградного до тех пор, пока не придет Божье Царство». Затем, взяв хлеб и поблагодарив за него Бога, Он разломил его и дал им со словами: «Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне». Также взял и чашу после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается».
(Евангелие от Луки 22:14-20)
Принимая сегодня хлеб и чашу того, что стало теперь таинством святого причастия, мы вспоминаем о жертве Господа за нас в прошлом, разделяя друг с другом хлеб и чашу в настоящем, мы с нетерпением ожидаем Его возвращения в будущем. Прошлое, настоящее и будущее сливаются в причастии в одно целое. Мы буквально на вкус ощущаем Божью любовь.
Христос повелел мне и всем верующим в память о Нем есть от этого преломленного хлеба и пить из этой чаши и дал обещания. Во-первых, Он обещал, что Его тело на кресте было жертвой ради меня, и Его Кровь пролита ради меня. Это также верно, как то, что хлеб Господний преломлен для меня и чаша дана мне, и я это вижу своими глазами. Во-вторых, Он обещал, что Своим распятым Телом Он напитает и ободрит мою душу для жизни вечной. И это так же верно, как то, что я получаю из рук служителя и ощущаю вкус этого хлеба и вина как верный знак тела и Крови Христовых.
(Гейдельбергский катехизис)
Вот почему так важно то, каким образом мы готовим свои сердца не только к принятию причастия, но и к грядущему возвращению Господа. Ведь на протяжении последних нескольких дней, предшествовавших этой пасхальной трапезе, Иисус раз за разом напоминал Своим ученикам о том, как важно быть готовым к тому, что Господь может вернуться в любой момент.
«Но о том дне или часе не знает никто, кроме Отца – ни ангелы на небесах, ни Сын. Смотрите, бодрствуйте: ведь вы не знаете, когда это время наступит».
(Евангелие от Марка 13:32-33)
Как ни странно, но тема готовности ко второму пришествию проходит и лейтмотивом омовения Спасителем ног учеников.