Любовь пугает нас, потому что она не только преображает нас, но способна и погубить нас. Вот почему столь многие из нас так и не решаются по-настоящему полюбить. А любовь к врагам совершенно точно способна нас уничтожить. Вот почему так важно рассмотреть слова Нагорной проповеди чуть-чуть под другим углом, чем мы привыкли это делать. В этом смысл того, что Иисус пытается донести до своих слушателей.
Как мы обычно оправдываем себя, говоря, что мы неплохие люди? Чаще всего мы говорим, ну мы же никого не убили, да и жене или мужу своему не изменили. Одно это уже делает нас замечательными представителями рода человеческого, в отличие от всех тех, кто нас окружает. Возможно, среди них не так много убийц, но вот прелюбодеи точно есть. Слова Спасителя отрезвляют и шокируют нас. Христос сперва говорит о том, что Он пришёл исполнить закон. Обращается Он к аудитории, которая думает, что у неё не такие уж большие проблемы с тем, чтобы выполнять эти самые предписания закона. Вот почему Искупитель напоминает им, что да, возможно, мы никого не убили, но сколько из нас затаили злобу в своём сердце. Представьте себе на мгновение, что нет наказания за убийство и никто не узнает о том, что мы сделали, сколько из нас будут готовы нажать на курок, чтобы просто остудить водителя, который не уступил нам вовремя полосу или подрезал нас на дороге? Помните репризу Михаила Жванецкого про танк?
«Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. Приятно, наверное, внезапно появиться в ЖЭКе и попросить заменить пол на кухне, не выходя из машины. Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"
Хорошо еще иметь приятеля на вертолете, чтоб летел чуть впереди, и пару друзей с автоматами, чтоб бежали чуть сзади…
Очень хорошо, если кто-то ругается. Продавщица, допустим, так орет, что в машине слышно, и ребята сзади аж спотыкаются. Это очень удачно - подъехать к лотку, въехать прямо на тротуар и спросить: "Из-за чего, собственно? Почему бы не жить в мире и спокойствии?" И на ее крик:
«Это кто здесь такой умный?» - «Я!!!» И подъехать поближе, громыхая и постреливая вверх совершенно холостыми, то есть очень одинокими, зарядами.
(Михаил Жванецкий «Броня моя»)
Реалии жизни изменились. Мы не ходим на базар. Продавщицы в магазинах не орут на нас. Да и управляющая компания не обязана теперь менять пол на кухне, но желание покарать всех, кто встал поперёк дороги тебе, осталось в нашем сердце, потому что злоба из него никуда не делась.
Мы всё ещё те, кто, сохраняя верность в браке, изменяет своим мужьям и жёнам в сердце. Мы те, кому чрезвычайно сложно даётся просто держать слово. И да, мы одержимы местью. Всем нам очень сложно отпустить, когда кто-то причинил нам или нашим близким боль. Нам приходится работать над собой, чтобы научиться прощать и не держать зла. Но самое страшное во всём этом то, что каждый из нас был врагом Богу. Мы попрали Его заповеди и законы, выбрав игру по своим правилам и отдав предпочтение поступать так, как хочется нам, а не так, как ожидает от нас Господь. Такое испорченное сердце не заслуживает того, чтобы жить. Ему нет места рядом с Богом. Оно должно быть извергнуто в ад. Таковы справедливые требования совершенного закона морали и нравственности.
Вот что Иисус имеет ввиду, когда говорит, что Он пришёл исполнить закон. Он демонстрирует нам, насколько глубоки и всеобъемлющи требования закона. Никто из нас не в силах их выполнить в полной мере. Все сбились с пути и заслужили не только физической смерти, но и духовного отлучения от Бога. Но Христос исполнил закон в смерти, чтобы я был свободен жить по закону в жизни. Он настолько сильно любит нас!
В своём знаменитом сборнике эссе «Любовь» Клайв Стейплз Льюис напоминает о гибельной природе такой любви. В ней нельзя застраховаться. Но именно поэтому она и меняет нас так, как не в силах изменить что-либо.
«Даже если застрахованность от горя и впрямь высшая мудрость, была ли она у Христа? По-видимому, нет. Кто, как не Он, возопил: «Для чего Ты Меня оставил?» Выхода нет вообще. Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду».
(Клайв Стейплз Льюис «Любовь»)
Мы знаем, что принятие Христианства означает послушание определённым нормам морали и нравственности. Но это не первично. Мы не пытаемся соблюдать правила, чтобы нас приняли. Мы начинаем с того, что мы уже любимы и драгоценны в очах Бога. Прежде всего мы принимаем Божью любовь, позволяя ей уже изменить наши стандарты отношения и поведения.
Оглядываясь назад на свою жизнь, был ли в ней момент, когда вы позволили Богу так вас любить? Окунулись ли вы с головой в эту страсть Христа? Если нет, то сделайте это сейчас в молитве покаяния, приняв дар прощения грехов и жизни вечной. Расскажите всем об этом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.