Иудеи же стали говорить Иисусу: — Ну разве мы не правы, когда говорим, что Ты — самарянин , и притом в Тебе демон! — Я не одержим никаким демоном, — ответил Иисус, — Я чту Моего Отца, а вы бесчестите Меня. Я не ищу славы Себе, но есть Тот, Кто ищет ее для Меня, пусть Он и судит. Говорю вам истину: кто соблюдает слово Мое, тот никогда не увидит смерти . Тогда иудеи закричали: — Теперь мы точно знаем, что Ты одержим демоном! Авраам умер, и все пророки умерли, а Ты говоришь, что кто исполняет Твое слово, тот никогда не вкусит смерти. Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? И пророки умерли. А кем Ты Себя считаешь? Иисус ответил: — Если Я славлю Самого Себя, то слава эта ничего не значит. Меня прославляет Мой Отец, Которого вы называете своим Богом, хотя вы Его и не знаете. Но Я Его знаю, и если бы Я сказал, что не знаю Его, то был бы таким же лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю Его слово. Ваш отец Авраам радовался при мысли, что увидит Мой день, и он его увидел и был счастлив. — Да Тебе нет и пятидесяти лет, — говорили Ему иудеи, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал: — Говорю вам истину, еще до того, как Авраам родился, Я Есть! Тогда они схватили камни, чтобы бросить в Него, но Иисус скрылся и вышел из храма
(Евангелие от Иоанна 8:48-59)
Он — видимый образ невидимого Бога, и Он — первородный над всем творением. Через Него было сотворено все на небе и на земле, все видимое и невидимое: будь то престолы, господства, начальства или власти — всё было сотворено через Него и для Него. Он существовал прежде всего и всё творение держится благодаря Ему. Он — глава тела, то есть Церкви, Он — начало всего, первый среди воскресших из мертвых, чтобы во всем иметь первенство. Богу было угодно, чтобы во Христе обитала вся полнота, и чтобы через Него примирить с Собой всё, заключив благодаря Его крови, пролитой на кресте, мир со всем, что на небесах и на земле.
(Послание Колоссянам 1:15-20)
Довольно часто можно услышать, что Иисус не называл Себя напрямую Богом. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа на допросе у Пилат говорит, что «эти добрые люди …все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной». Однако, в одном только Евангелии от Иоанна есть не только слова Иисуса о том, как Он отождествляет Себя с Отцом (см. Евангелие от Иоанна 10:30-38), и не только то, как Иисус принимает поклонение наравне с Отцом (см. Евангелие от Иоанна 20:24-31), но и прямая речь Христа, когда он называет Себя заветным именем Бога. В прочитанном нами отрывке Иисус не просто говорит, что Он существовал ещё до Авраама, но буквально «до Авраама, Я Есмь Сущий» или «до Авраама Я Яхве». Слова, используемые здесь на греческом, – это точно такие же слова, что использовались в Септуагинте, переводе Ветхого завета на греческий, для обозначения имени Яхве. При этом иудеи совершенно ясно поняли, что именно сказал Иисус, и потому взяли камни, чтобы забить ими Иисуса. Если присмотреться, то во всём отрывке мы видим указания на власть Иисуса и Его могущество. Это важно для нас, потому что если Иисус является Творцом мира, то Он понимает устройство своего творения намного лучше, чем кто-либо ещё. Он знает ограничения и свободы мироздания так, как не может знать ни один человек. Что мы узнаём о природе Иисуса из прочитанных стихов? Что они говорят нам о власти Христа и Его могуществе? Есть ли что-то в этом описании Христа, на что вы не обращали внимания раньше?