Тема свободы является ключевой для Послания Галатам апостола Павла. Можно сказать, что те, кому было адресовано это письмо, бросились «из огня да в полымя». До Христа они были порабощены своим развратом, который вместо обещанного удовлетворения принёс им опустошения. Однако вскоре после того, как они обратились к Богу, они начали погружаться в другую крайность – законничество и мёртвую религиозность, которая тоже не принесла бы им искомого наслаждения жизнью. Павел призывает их вернуться к свободе, которую они обрели во Христе.
Чье одобрение мне нужно: людей или Бога? Может, вы думаете, что я пытаюсь угодить людям? Если бы я к этому стремился, то я не был бы слугой Христа... Христос освободил нас, чтобы мы были свободными. Поэтому стойте твердо и не подвергайтесь вновь рабству.
(Послание Галатам 1:10 и 5:1)
Мы обрели свободу во Христе и призваны теперь ей наслаждаться. Не идите на поводу у старых моделей понимания свободы, будь то традиционная или современная модель. Живите в той свободе, что Христос дал нам, доверяя Ему, что Он не только даёт нам новые критерии поведения, но и постепенно, шаг за шагом меняет наши желания, чтобы мы могли реализовать заложенный в нас Богом потенциал.
Роман «Преступление и наказание» заканчивается чистосердечным признанием Раскольникова в том, что именно он убил «старуху-процентщицу» и её сестру Елизавету. Уже в «Эпилоге» мы встречаемся с Раскольниковым в ссылке, где его чуть не убили каторжники за то, что он безбожник, и куда приезжает к нему Сонечка Мармеладова и привозит с собой Евангелие. «Преступление и наказание» в буквальном смысле слова оканчивается там, где начинается новая история Родиона Раскольникова. Достоевский завершает роман словами:
«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен».
(Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»)
Ирония окончания «Преступления и наказания» в том, что, находясь в заточении, Родион находит ту самую свободу, границы которой и привели его к убийству. Но находит он свободу не в попрании норм морали и нравственности, а, наоборот, в подчинении себя самому требовательному своду законов – Евангелию Христа.
Современный классик литературы постмодернизма Дэвид Фостер Уоллес, безвременно ушедший из-за самоубийства, говорит в своей речи, обращённой выпускникам колледжа Кэньон, вошедшей в историю под названием «Это вода», о том, как связана свобода и наше поклонение:
«…свобода, которая является результатом настоящего обучения, обучения способности «приспосабливаться». Вы получаете возможность решать, что имеет значение, а что — нет. Вы сами выбираете, чему поклоняться. Ведь есть еще одна довольно странная истина: в повседневных окопах взрослой жизни на самом деле нет атеизма. Не бывает такого, чтобы человек не поклонялся чему-либо. Каждый поклоняется кому-то или чему-то. Выбор, присущий каждому из нас, — это выбор предмета поклонения. При этом причина выбрать какого-либо бога или что-то духовное — Христа, Аллаха, Иегову, викканскую Богиню, Четыре Благородные Истины, или неоспоримый набор этических принципов — кроется в том, что практически любой другой предмет поклонения сожрет вас заживо. Если вы ставите превыше всего деньги и вещи, если в них вы видите смысл своей жизни, у вас никогда не будет их достаточно, никогда не будет ощущения достатка. Так уж это устроено. Возведите в ранг священного ваше тело, красоту, сексуальную привлекательность — и вам обеспечена вечная неудовлетворенность собой. А когда проходящее время и возраст начнут напоминать о себе, вы умрете миллион раз прежде, чем смерть действительно вас настигнет...
Поклоняйтесь силе, и вы добьетесь ощущения слабости и беспокойства, вам потребуется все больше и больше власти, чтобы заглушить собственный страх. Поклоняйтесь интеллекту, представлению о себе как о мудром человеке, и вы дождетесь, что будете чувствовать себя глупым, обманщиком, которого вот-вот разоблачат. Но коварство поклонения подобным вещам не в том, что это порочно или греховно, а в том, что оно бессознательно. Это естественное свойство. Это такая «религия», в которую вы непроизвольно уходите, день за днем, постепенно все более избирательно видя и оценивая вещи, при этом даже не вполне замечая, что происходит.
И так называемый реальный мир нисколько не будет препятствовать вашему существованию в этом исходном положении, потому что так называемый реальный мир, мир людей, денег и власти, радостно напевает себе под нос, барахтаясь в омуте страха, злости, разочарования, стяжательства и себялюбия. Наша современная культура приспособила эти силы так, что они привели к беспрецедентному изобилию, удобствам и личной свободе. Свободе каждого быть властителем крошечного королевства размером с черепную коробку в центре необитаемой вселенной. У такой свободы множество достоинств. Но, безусловно, есть несколько типов свободы, и о самом ценном из них вы немного услышите в большом мире, где все хотят, добиваются и выставляют себя напоказ. Та свобода, что в самом деле важна, связана с вниманием, сознательностью, тренировкой и умением действительно проявлять заботу о других людях и отдавать. Снова и снова, в самых мелких непривлекательных ситуациях, бесчисленное количество раз на дню. Вот это — свобода».