Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 004] Мудрый тот, кто с мудростью в сердце живёт

КАК ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК В ЖИЗНИ?

Понятие «мудрость» настолько чуждо нам, что мы не можем отделаться от определённых ошибок в восприятии этого термина. Например, когда мы слышим прилагательное «мудрый», мы автоматически думаем, что слово «умный» является его синонимом. Нам кажется, что человек образованный по определению должен быть в том числе и мудрым. И даже в том случае, если мы смогли каким-то образом избежать этих ошибок, тем не менее, размышляя о мудрости, мы всё ещё думаем скорее об определённом наборе принципов, в соответствии с которыми нам стоит жить. Мы представляем себе какой-то набор знаний или уроков, усвоив которые, мы научимся избегать ошибок.

Тем временем, вчитываясь в Книгу Притч, мы видим, насколько эти представления далеки от реальности, описанной в этом произведении. В ней мы сталкиваемся, скорее, с портретом мудрого человека, чем с описанием принципов. Мудрость призвана не столько наделять нас знаниями, сколько этими знаниями преображать нашу душу и изменять наши сердца, делая их всё больше и больше похожими на тот идеал, которого и ожидает от нас Господь.

Более того, если мы задумаемся о тех кризисных ситуациях, что возникали в нашей жизни, мы вспомним, что практически во всех поступали, скорее, на основании какого-то инстинкта, чем после тщательного раздумья. То есть в те моменты жизни, когда нам нужно быстро принимать решения, мы делаем это, опираясь на тот характер, на ту личность, что сформировалась с годами. Вот почему Книга Притч не просто даёт нам советы, не только предлагает запоминающиеся фразы, но прежде всего показывает нам то мудрое сердце, что формируется под действием Духа Святого в нашей жизни.

Слушай, сын мой, и прими мое слово, – и долгими будут годы твоей жизни. Я наставлю тебя на путь мудрости и по тропам прямым тебя поведу. Когда ты пойдешь, не будет стеснен твой шаг, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй его; храни его, потому что в нем твоя жизнь. Не вступай на стезю нечестивых, не ходи по пути злодеев. Избегай его, не иди по нему, отвернись от него и пройди мимо. Ведь они не уснут, если не сделают зла; нет им сна, если не навредят. Они едят хлеб нечестия и, как вино, они пьют насилие. Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она все ярче и ярче – до полного света дня. Но путь нечестивых подобен кромешной тьме; они и не знают, обо что спотыкаются. Сын мой, будь внимателен к речи моей; слова мои слушай прилежно. Не упускай их из вида, храни их в сердце; ведь они – жизнь для тех, кто нашел их, и для тела всего – здоровье. Больше всего храни свое сердце, потому что оно – источник жизни. Удали от уст своих лживую речь, удержи свои губы от слов обмана. Пусть глаза твои глядят прямо,взгляд твой пусть будет устремлен вперед. Тропу для ног своих делай ровной, и все пути твои будут тверды. Не отклоняйся ни вправо, ни влево, удаляй свою ногу от зла.

(Книга Притч 4:10-27)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Инстинкт самосохранения является, наверное, одним из самых сильных в нашем организме. Однако бывают моменты, когда этот инстинкт нас подводит. Бывает, что люди просто замирают на месте, когда им грозит смертельная опасность. Их тело отказывается слушаться. Оно даёт им сигнал, что движение может привести их к риску, хотя именно оно и спасёт их в этой ситуации. Представьте себе на мгновение человека, который заметил, что с крыши высокоэтажного дома на него что-то падает. Однако вместо того чтобы резко отскочить в сторону, он завороженно смотрит на тот предмет, что летит на него, не в состоянии сделать шаг вправо или влево.

Многие из нас отказываются довериться Богу именно из-за некоего инстинкта самосохранения. Нам всё нравится в вере, нам близки моральные и этические нормы, нам нравится музыка и даже идеи христианства, но мы просто не можем довериться Богу, потому что это означает, что мы потеряем контроль над своей жизнью, что во многом мы именно лишимся жизни в том виде, как мы привыкли её видеть. Мы замираем, не отдавая себе отчёт в том, что в такой момент мы очень похожи на того самого человека, который завороженно смотрит, как что-то падает на него с крыши, потому что точно так же на нас надвигается наша смерть. Вот почему Иисус, обращаясь к Своим ученикам, говорит:

…тот, кто хочет сберечь свою жизнь, потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее.

(Евангелие от Матфея 16:25)

Христос не просто погибает. Он идёт наперекор Своему инстинкту самосохранения. Ведь Он, будучи Богом, может в любой момент сойти с креста. Будучи человеком, в этот момент всё в Его организме кричит о том, чтобы Он покинул это гибельное место. Но Он настолько контролирует Свои поступки, настолько Он подчинён воле Отца, что Он ради нас уже потерял Свою жизнь, доверившись Богу. Спаситель отталкивает меня, чтобы принять на Себя всю тяжесть моих грехов, способных навечно погрести меня. Иисус теряет Свою жизнь на кресте, чтобы я не боялся потеряться в любви Бога. Это и есть мудрость Создателя Вселенной, способная изменить мою жизнь.

Именно поэтому самое мудрое и самое разумное решение, на какое мы только способны, – это принять дар прощения грехов и жизни вечной, что предлагает Христос. Обратились ли вы к Богу? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы доверились Богу в такой тихой молитве покаяния? Приняли ли вы таинство святого водного крещения после этого, чтобы рассказать всем о своём решении?

ПРИМЕНЕНИЕ

Проанализируйте свои ежедневные привычки, задав себе два простых вопроса: (1) К чему приведут эти действия на следующем шаге? (2) Что эти привычки говорят мне о состоянии моего сердца и о моих желаниях?

На основании этого первого шага примите решения, какие привычки стоит сохранить, каким стоит уделить больше внимания, а от каких стоит отказаться целиком и полностью сейчас, пока они не привели к катастрофическим последствиям

Св. Августин в своём трактате «О христианском учении» показывает нам, что наша проблема именно в том, что мы любим не то и не того, кого должны любить. Наши грехи приводят к тому, что наши сердца путаются и теряются.

Преобразование жизни кроется не в решимости воли, но в любви, живущей в сердце.

(Св. Августин Блаженный)

 

Скачать материалы к проповеди
Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Макарычев
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Филипп Чевелёв
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone