Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧТ 014] Мудрость позволяет найти настоящих друзей

КАК ОБРЕСТИ НАСТОЯЩИХ И КРЕПКИХ ДРУЗЕЙ?

Мы живём в век, когда многие чрезвычайно важные социальные институты переживают глобальные изменения. Любой человек скажет, что кардинально изменились такие понятия, как брак или семья. То есть слова эти имеют другое значение, чем они имели скажем 50 лет назад. Это то, что на поверхности и то, о чём говорят практически все, вынося те или иные суждения на эту тему.

Однако за кулисами этих обсуждений остаётся такое понятие, как дружба. Возможно, это связано с тем, что нам сложнее определить кто именно является или не является для нас настоящим другом. У всех нас разное понимание крепкой дружбы. И, наверное, каждый из нас интуитивно понимает, что дружба важна, но не совсем отдаёт себе отчёт в том, насколько. Джонатан Хайдт в своём бестселлере, посвящённом гипотезе счастья, напоминает нам о важности привязанностей не только в детстве, но и в более взрослом возрасте:

С восьми до четырнадцати тихая гавань расширяется и вместе с родителями охватывает сверстников – подростки учатся обращаться друг к другу за эмоциональной поддержкой. Но лишь к позднему подростковому возрасту, в 15–17 лет, все четыре компонента привязанности может дать сверстник…

(Джонатан Хайдт «Стакан всегда наполовину полон»)

Хайдт пишет, что в основном эта потребность в привязанности удовлетворяется романтическими интересами в нашей жизни. Однако ни жена, ни муж, какими бы хорошими они не были, не в силах дать нам то, что могут подарить наши друзья. 

И всё же наша проблема сегодня не в том, что мы не понимаем, насколько дружба важна, а просто не знаем, как именно нам вернуть её в нашу жизнь. Есть как минимум два фактора современной жизни, которые просто не дают нам окружить себя столь тесными связами, как в прошлом. Наша жизнь сегодня намного более урбанизирована и, как следствие, более мобильна. В прошлом люди вырастали в одном месте, жили и умирали в одном месте. Все знали друг друга и дружили порой на протяжении всей жизни. Сегодня мы всё больше и больше живём в крупных мегаполисах, которые не способствуют тому, чтобы люди в соседних квартирах знали друг друга. Мы часто переезжаем и часто меняем работу. Как следствие, нам всё сложнее сохранить столь важные связи с друзьями.

Как ни странно, церковь остаётся одним из последних прибежищ в обществе, где люди могут по-настоящему дружить на протяжении длительного времени. Но само по себе членство в церкви не станет панацеей для того, чтобы найти хороших друзей. Нам нужно учиться тому, что значит быть хорошим другом. И вот в этом нам неоценимую услугу оказывает Книга Притч, показывая, чем на самом деле является близкая дружба.

Друг любит во всякое время, и брат рожден разделить беду… Есть друзья, с которыми лучше не знаться, но истинный друг ближе иного брата... Пореже ходи в дом друга, иначе, устав от тебя, он тебя возненавидит… Как снимающий одежду в холодный день или как уксус на соду, так и поющий печальному сердцу песни… Как безумец, что рассыпает горящие стрелы и сеет смерть, так и тот, кто обманывает ближнего и говорит: «Я только пошутил»... Лучше открытый упрек, чем скрытая любовь. Друг искренен, даже если он ранит, а враг рассыпает поцелуи… Ароматное масло и благовония радуют сердце, и приятно слышать душевный совет от друга… Громогласно благословляющего ближнего ранним утром сочтут проклинающим… Как железо оттачивает железо, так и люди совершенствуют друг друга… Упрекающий человека найдет потом больше приязни, чем тот, чей язык льстив… Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами.

(Книга Притч 10:18; 11:12-13; 17:9; 24:17-18, 28-29; 27:5-6, 9, 14, 17; 28:23 и 29:5)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Священное Писание дарит нам описание дружбы, что одновременно завораживает нас и опустошает. Мы все хотели бы быть такими друзьями и быть окружёнными такими друзьями. Но и мы, и наши друзья далеки от этого совершенства. Более того, мы страшимся того, что, став такими друзьями, какими мы хотели бы быть, мы потеряем себя, растворимся в дружбе без остатка. Мы боимся погибнуть.

Вот почему у каждого из нас есть свой лимит дружбы. То есть та черта, которую мы уже не будем пересекать. Скажем, кто-то из нас готов помогать друзьям переехать в новую квартиру, кто-то готов это делать даже поздно вечером и рано утром, а кто-то не готов на это совершенно и сумеет найти благочестивую причину отказаться это делать. Это не означает, что вся дружба сводится лишь к физической помощи. Кто-то готов выслушивать жалобы друга на жизнь, кто-то готов сопереживать, а кто-то совсем не переносит такого рода разговоры. С одной стороны, именно эта черта определяет то, насколько хорошими друзьями считают нас другие. Но с другой стороны, эта же самая граница показывает, насколько мы психологически здоровы, умеем ли мы защищать своё личное пространство или же нам настолько нужно одобрение других, что мы будем жертвовать собой, а может быть и своей семьёй ради этого. Вот и выходит, что граница того, на что мы пойдём ради дружбы, есть у всех нас.

Ведь все мы отдаём себе отчёт в том, что, если не провести эту черту, дружба поглотит нас. Она не оставит от нас ничего. Всё наше время, все деньги, все силы, вся жизнь будет принесена на алтарь дружбы. И вот тут уже вступает в работу наш инстинкт самосохранения, который у кого-то лучше, а у кого-то хуже справляется с тем, чтобы защищать нас.

Но тогда возникает проблема. Мы знаем, что для того, чтобы у нас были хорошие друзья, мы сами прежде всего должны быть тем самым, хорошим другом. И вот в этом случае кажется, что дружба сводится к какому-то расчёту того, чем ты готов пожертвовать ради получения определённых преференций взамен. А как только речь заходит про расчёт, кажется, что настоящая, искренняя и истинная дружба уже проиграла. Однако многие из нас, интуитивно стремятся именно к этому – отдавать в дружбе чуть меньше, брать в дружбе чуть больше. Кажется, что мы пойманы в замкнутый круг.

Незадолго до своей смерти Христос открывает Своим ученикам суть дружбы и напоминает им, что Он считает их Своими друзьями. В Евангелии от Иоанна мы читаем эти слова Спасителя:

Никто не может любить больше, чем тот, кто отдает жизнь свою за друзей. Если вы делаете то, что Я вам повелеваю, то вы – Мои друзья. Я больше не называю вас слугами, потому что слуга не знает, что делает его хозяин, но Я называю вас друзьями, потому что все, что Я услышал от Моего Отца, Я открыл вам. Вы Меня не выбирали, Я Сам вас выбрал и назначил, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы ваш плод выдержал испытание временем.

(Евангелие от Иоанна 15:13-16)

Для Иисуса это не просто красивые слова. Он знает, что совсем скоро Он погибнет за Своих друзей. Дружба убила Христа, чтобы я теперь мог дружить, не жалея себя. Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной? Обратились ли вы к Господу в тихой молитве покаяния? Это самое разумное решение, что только может быть в нашей жизни. Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить этот момент, сделайте это сейчас. А затем примите таинство святого водного крещения, чтобы поведать о своём решении всему миру.

ПРИМЕНЕНИЕ

Церковь даёт нам огромное преимущество в современном обществе, даруя относительно постоянную группу людей, объединённых чрезвычайно глубокими связями. Нас роднит духовный опыт осознания нашей беспомощности справиться со своими грехами и ошибками. Нас сплотил опыт благодати Божьей. Нас делает одним целым призвание.

А потому, мы можем идти против течения современных нравов, диктующих нам эгоизм и индивидуализм. Переключите внимание со своих друзей на себя. Если мы будем вести счёт всему тому, что делают или не делают наши друзья, мы будем неминуемо разочарованы. Потому что мы устроены таким образом, чтобы замечать намного больше того, что делаем мы, чем подмечать то, что делают нам другие. Мы эгоисты по своей природе.

Посвятите себя не тому, чтобы искать друзей, но чтобы быть лучшим другом, каким вы только можете быть. Напоминая себе, что мы полагаемся в этом не на свои силы и способности, но опираемся на дружбу со Христом. Мы можем быть замечательными друзьями, потому что Сам Бог стал нашим Другом.

Законы дружбы величественны, непреложны, вечны, как законы нравственности и природы. Мы же ищем в дружбе маленьких, скореньких выгод и льнем губами к только что предложенной отраде. С каким легкомыслием бросаемся мы срывать едва завязавшийся плод, который созревает медленнее всех в вертограде Господнем и должен быть снят по прошествии многих зим и многих лет. Мы подступаем к своим друзьям не с благоговейною почтительностью, а с каким-то прелюбодейным желанием поскорее прибрать их к рукам. Оттого мы и окружены хилыми противоборцами, которые исчезают при нашем приближении и вместо поэзии выдают нам весьма вялую прозу. 

(Ральф Уолдо Эмерсон «Нравственная философия»)

ДВА ЗНАМЕНИТЫХ ЭССЕ О ДРУЖБЕ

В проповеди упоминались два знаменитых эссе о дружбе. Первое – это отрывок из книги Ральфа Уолдо Эмерсона «Нравственная философия». Второе – это фрагмент книги Клайва Стейплза Льюиса «Любовь». Вы можете скачать и прочитать эти эссе целиком. 

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Виктор Иванов
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone