Серия бесед по книге Притч

[ПРИТЧИ 026] Мудрость предупреждает о том, как лень нас развращает

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЛОДОТВОРНО ТРУДИТЬСЯ?

В 1859 году великий русский писатель Иван Александрович Гончаров закончил свой новый роман, который войдёт в трилогию вместе с его «Обрывом» и «Обыкновенными историями». Роман этот станет безумно популярным, а его главный герой станет именем нарицательным, символизирующем пагубное влияние лени – Обломов, родоначальник, покровитель и заступник лентяев всех времён и народов. Именно благодаря этому роману появился термин «обломовщина».

Роман рассказывает о жизни относительно молодого человека, Обломову около 32–33 лет в начале романа, у которого была замечательная стартовая позиция в жизни. Полагаясь на пассивный доход, при небольшом вложении сил, он мог бы прожить очень комфортную жизнь. Будучи помещиком, Илья Ильич Обломов проживает в Петербурге вместе со своим верным слугой Захаром. Однако из-за того, что он крайне пассивен и предпочитает проводить время на диване в размышлениях о том, как стоило бы жить, он практически теряет всё к концу романа. Если бы не его друг детства из обрусевших немцев Андрей Штольц, Обломов окончательно лишился бы своего состояния. В конце романа Илья Ильич разбит последствиями инсульта и незадолго до своей смерти просит именно Штольца и его супругу позаботиться о его сыне.

Несмотря на то, что роман этот написан ещё в позапрошлом веке, его содержание выглядит довольно современным, потому что при всём негативном восприятии Обломов является воплощением мечты огромного количества людей – жить комфортно, при этом не работая, опираясь лишь на доход от вложений, чтобы можно было всё время посвятить духовному и интеллектуальному поиску себя и смысла жизни. Послушайте сатирическое описание Обломова Гончаровым, но только представьте себе не дворянина в Санкт-Петербурге XIX века, а какого-нибудь бизнесмена, отправившегося на Гоа в поисках смысла жизни:

Он не какой-нибудь мелкий исполнитель чужой, готовой мысли; он сам творец и сам исполнитель своих идей. Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага. Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.

(Иван Гончаров «Обломов»)

В какой-то мере мы переживаем сегодня одно из самых революционных отношений к труду за всё время существования человечества. С одной стороны, труд становится всё легче и легче в физическом плане. Естественно, что сегодня всё ещё сохраняются очень трудоёмкие процессы, требующие большой отдачи. Но в то же самое время такого рода работа становится всё чаще автоматизированной. С другой стороны, работа занимает всё больше и больше нашего времени, постепенно стирая грань между отдыхом и трудом. Это означает, что высокооплачиваемые должности требуют от вас, чтобы вы посвящали работе практически всё своё время. А постоянно растущая стоимость жизни подталкивает к тому, чтобы люди работали на нескольких работах одновременно. Это также означает, что в таких крупных мегаполисах, как Москва, подразумевается, что в семье работать будут как муж, так и жена, просто для того чтобы можно было прокормить семью. Как следствие, мы гораздо больше думаем о том, как не выгореть на работе вместо того, чтобы думать о том, как нам продуктивно трудиться.

Всё это подталкивает нас к тому, чтобы мы думали о том, как защитить себя от выгорания на работе, чем к тому, чтобы остерегаться лености. «Обломовщина» не является более для нас чем-то опасным, но скорее чем-то желанным. Образ жизни Ильи Ильича – это, по сути, та самая жизнь, которую нам постоянно навязывает популярная культура, от социальных сетей до музыкальных клипов, как вершину успеха. Наша проблема сегодня не в том, что нам очень сложно найти наше призвание, но в том, что очень многие из нас воспринимают наше призвание в труде в том, чтобы вообще не трудиться. Мы забыли, сколь трагичен финал романа «Обломов». Мы уже не помним все те пословицы и поговорки, что приучали нас ценить работу и труд. Вот почему так важна книга Притч, которая возвращает нас к верному восприятию труда и опасностям лени. Ведь мудрость предупреждает нас о том, как лень нас развращает.

Не допустит Господь, чтобы праведник голодал, и не даст нечестивым исполнить свои желания. Ленивые руки ввергают в бедность, а усердные руки приносят богатство. Собирающий плоды летом – разумный сын, а спящий в пору жатвы – сын беспутный... Лентяй желает и ничего не получает, а желания усердного исполняются до конца… От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду… Ленивый в своей работе – брат разрушителя… Желания ленивца его умертвят, так как руки его отказываются трудиться. День напролет он жаждет и желает, а праведный дает не жалея… Я шел мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного: все поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула. Я глядел и думал об этом, я смотрел и понял урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь, и придет к тебе нищета, как бродяга, и настигнет нужда, как разбойник… Лентяй говорит: «На дороге лев! Лев бродит на улицах!» Дверь поворачивается на петлях, а лентяй ворочается на постели. Запустит лентяй руку в блюдо, и уже чересчур утомлен, чтобы до рта донести. Лентяй умнее в своих глазах, чем семь человек, отвечающих осмотрительно.

(Книга притч 10:3-5; 13:4; 14:23; 18:9; 21:25-26; 24:30-34; 26:13-16)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Безусловно, что лень и безделье являются огромным искушением для многих из нас. Неслучайно говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через «оставьте его в покое». Всё же второй закон термодинамики никто ещё не отменял и такая закрытая система, как человеческое сердце, стремится к состоянию равновесного покоя, пусть и ценой запустения и хаоса. Однако, стоит всё же признаться, что зачастую мы ленимся, потому что где-то в глубине души мы отчаялись. Мы видим, насколько работа поражена грехом. Не усердному, но проворному достаётся успех. Не тот, кто больше всего сделал, пожинает дивиденды своего труда, но тот, кто каким-то образом смог присвоить себе плоды труда других людей. Не говоря уже о том, что работа наша зачастую движима завистью и сравнением себя с другими людьми. Ещё Соломон писал об этом тысячи лет назад и слова его до сих пор актуальны.

увидел я, что весь труд и все достижения происходят от зависти людей друг к другу. И это тоже суета, это – погоня за ветром.

(Книга Екклесиаста 4:4)

Отдых нужен не только нашим телам, но и нашим сердцам, которые постоянно стремятся доказать всем вокруг, что они чего-то стоят, что мы достойные члены общества, что нас есть за что любить и ценить. Нас парализует страх от одной мысли, что нам не удастся это сделать. Так часто мы не работаем не потому, что мы ленимся, но оттого, что нам просто страшно потерпеть неудачу. Вот почему для нас так важны слова Cпасителя, напоминающие нам о том, насколько мы любимы и приняты Господом.

Придите ко Мне, все уставшие и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите на себя ярмо Мое и научитесь у Меня, потому что Я кроток и мягок сердцем, и вы найдете покой вашим душам. Ведь Мое ярмо не тяжело, и Моя ноша легка.

(Евангелие от Матфея 11:28-30)

Христос стал нашим отдыхом. Его идеальная и святая жизнь, Его совершенная смерть и плата за наши грехи, Его потрясающее воскресение из мёртвых, всё это стало нашим. Всё это освобождает нас от страха и даёт нам силы и возможности трудиться так, как мы хотели работать всю нашу жизнь. Нам нет больше необходимости прятать наши сердца в лени и безделии.

Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу, чтобы принять Его дар прощения и вечной жизни? Если вы ещё не сделали этого, сделайте это прямо сейчас. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Лень – это в каком-то роде пагубная привычка сердца, порождённая неверным восприятием труда в частности и жизни в целом. Мы не сможем справиться с ней в одночасье. Людям требуются месяцы, а порой и годы, чтобы совладать с курением, не говоря уже об алкогольной зависимости.  Нам потребуется изменить наш подход к любой работе, перестав смотреть на неё как на проклятие и начав относиться к ней как к благословению от Бога. 

Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой… А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой… Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…

(Иван Гончаров «Обломов»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone