Серия бесед по Книге Притч

[ПРИТЧИ 030] Мудрость предупреждает о том, как неверие нам душу разрывает

КАК ПОНЯТЬ, ЗАЧЕМ БОГУ ДОВЕРЯТЬ?

Сегодня практически подавляющее большинство людей скажут, что вера чрезвычайно важна для человека. Она воспринимается как нечто, помогающее найти моральный компас в жизни, обрести своего рода стержень нравственных убеждений, и вообще способствует развитию человека. Вот только проблема в том, что в большинстве случаев такая вера является настолько аморфной, что практически никак не влияет на жизнь человека. Касается это не только тех, кто далёк от церкви, но «верит в душе», но и тех, кто регулярно посещает богослужения и одновременно оставляет свои убеждения в церкви до следующего воскресенья, продолжая жить в течение недели так, как будто доверительные отношения с Богом никак не влияют на его жизнь.

Тем временем, доверие Богу преображает всю нашу жизнь самым фундаментальным образом. Так, например, в романе «Братья Карамазовы» Фёдор Михайлович Достоевский использует Ивана Карамазова, чтобы донести мысль о том, сколь важна вера в жизни любого человека. Впервые свои взгляды Иван Карамазов высказывает во время одного спора. Затем Петр Александрович Миусов, ставший свидетелем разговора, пересказывает эти воззрения в келье старца Зосимы:

…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…

(Фёдор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы»)

Иван, который также был в келье в этот момент, не поправляет Миусова. Но вот что любопытно, в романе Иван не верит в Бога. Это средний сын и он показан как истовый рационалист. Будучи человеком, привыкшим к логике и оперированию фактами, Иван Карамазов довольно хорошо понимает, к чему именно ведёт его неверие в Бога. Его убеждения можно было бы свести к словам, которые так часто приписывают Достоевскому – если Бога нет, то всё позволено.

Сегодня, когда мы говорим о том, что кто-то не верит в Бога, мы прежде всего имеем ввиду, что этот человек считает, что Бога нет. Но при этом он живёт так, будто Бог есть, то есть опирается на определённые моральные принципы, ищет смысл жизни и верит в её ценность. Когда книга Притч говорит о неверующих, она имеет ввиду прежде всего тех, кто ведёт себя так, будто Бога нет, но при этом он может даже считать на словах, что Бог существует. При этом поведение и первых, и вторых является нелогичным и губительным, о чём и предупреждает нас мудрость.

Естественно, что вера, близкие отношения с Богом и доверие Ему являются лейтмотивом всего, о чём говорится в Книге Притч. Конечно же, эта книга, будучи своего рода сборником пословиц и поговорок, призванных научить юношей житейской мудрости, уделяет большое внимание тому, как важно доверять Богу. Но, что ещё важнее – это то, как книга предупреждает нас о разрушительных последствиях неверия. Она наглядно демонстрирует, как неверие разрывает нам душу. 

Доверяй Господу от всего сердца и не полагайся на собственный разум; познавай Его во всех своих путях, и стези твои Он сделает ровными. Не будь мудрецом в своих глазах; бойся Господа и избегай зла. Это принесет здоровье твоему телy и укрепит твои кости… Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев. Тогда наполнятся до отказа твои амбары, и молодое вино переполнит твои давильни. Сын мой, не отвергай наказания Господнего и не злись на Его укор, ведь Господь наказывает того, кого любит, как отец – сына, который ему угоден.

Праведность непорочных делает прямыми их пути, а нечестивые падают от своего нечестия. Праведность прямодушных спасает их, а вероломных захватывают злые страсти. Когда умирает грешник, гибнет его надежда; ожидания нечестивых не сбудутся. Праведник избавляется от беды, вместо него попадает в нее грешник. Своими устами безбожные губят ближнего, но праведные спасаются своим знанием. Когда праведные процветают, город радуется; когда гибнут грешные, звучат крики радости. Благословением праведных город превознесен, но уста нечестивых его разрушают… 

Идущий прямым путем боится Господа, а тот, чьи пути кривы, Его презирает… Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его – пути смерти… Кто боится Господа – тот в неприступной крепости, и детям его будет прибежище. Страх перед Господом – источник жизни, отводящий от сетей смерти…

Человек своей же глупостью губит себе жизнь, а сердце его злится на Господа…

Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда нечестивые правят, люди стонут… Где нет откровения свыше, народ распоясывается; но блажен тот, кто хранит Закон. Страх перед человеком – ловушка, а верящий Господу находится в безопасности. Многие ищут приема у правителя, но справедливость – от Господа…

Слова Агура, сына Иаке. Изречение. Этот человек сказал Итиэлу, Итиэлу и Ухалу: «Я самый невежественный из людей; я разума человеческого не имею. Мудрости я не учился; нет у меня познания Святого. Кто восходил на небо и нисходил? Кто ветер собрал в ладони? Кто воду в свой плащ завернул? Кто утвердил пределы земли? Как зовут его? Как зовут его сына? Скажи мне, если знаешь! Всякое Божье слово чисто; щит Он всем ищущим в Нем прибежища. К словам Его не прибавляй, иначе Он упрекнет тебя, и окажешься ты лгуном.

(Книга притч 3:5-12; 11:5-11; 13:4; 14:23; 18:9; 21:25-26; 24:30-34; 26:13-16)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

У многих из нас довольно странное восприятие Христианской веры. С одной стороны, мы думаем, что люди приходят к Богу потому, что просто не смогли справиться с разными жизненными трудностями. Ну или они просто выросли в религиозной семье, а затем так и не расстались с этими убеждениями, которые хранят по сей день, как некое чудачество. Но, с другой стороны, мы считаем, что верующие люди – это те, кто поступает правильно во всех ситуациях. Соответственно, когда человек задумывается о вере, он приходит к выводу, что в его жизни всё ещё не так плохо, чтобы обратиться к Богу, но также в его жизни всё и не так хорошо, чтобы поверить в Него. 

Но в жизни всё несколько более объёмно, чем мы привыкли думать. В самом начале своего письма церкви в Коринфе апостол Павел напоминает нам, что мы доверились Богу не потому, что у нас всё было хорошо и прекрасно. Не из-за того, что мы были столь умными и мудрыми людьми, кто, взвесив всё, пришёл к правильному выводу в жизни.

Взгляните, братья, на то, какими вы были, когда вас призвал Бог. Много ли среди вас было мудрых, если судить по-человечески, много ли среди вас могущественных, много ли знатных? Но Бог избрал глупых мира, чтобы постыдить мудрых, и слабых – чтобы постыдить сильных. Он избрал низкое и презренное, то, что в мире не имеет никакой цены, чтобы сделать ничем то, что считается важным, так что теперь никто не может хвалиться перед Ним. Благодаря Ему вы находитесь во Христе Иисусе, Который стал для нас мудростью Божьей, нашей праведностью, святостью и искуплением. 31 Поэтому, как написано: «Тот, кто хвалится, пусть хвалится Господом». 

(1 Послание Коринфянам 1:26-31)

Однако, нельзя сказать, что коринфяне были сплошь и рядом людьми, переживавшими жизненный кризис. Это были довольно успешные представители того, что сегодня можно было бы назвать средним классом. Просто они осознали, насколько пустой была их жизнь без Христа. И это учитывая то, что они предавались земным утехам так, как сегодня позволяют себе только самые разнузданные представители общества. Они испили бездну, поняв, что нежелание довериться Богу разрывает им душу. 

Не мы, но именно Христос является воплощением того мудрого человека из третьей главы книги Притч. Только за Свою мудрость Он получил не здоровье и процветание, а смерть и проклятие, чтобы начать восстанавливать этот мир. Он принял на Себя проклятие наших ошибок и немудрых решений, чтобы подарить нам надежду. Христос доверился Богу в смерти, чтобы я мог довериться Ему во всём в жизни.

Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу, чтобы принять Его дар прощения и вечной жизни? Если вы ещё не сделали этого, сделайте это прямо сейчас. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Неверие опасно тем, что оно незаметно в момент, когда мы не обращаем на него внимания. Нам кажется, что достаточно просто верить в Бога на словах, списывая недостаточное проявление в делах на то, что все несовершенны и все грешат. Но мудрец постоянно проверяет себя, оценивая, насколько это доверие Господу и близкие отношения с Ним, преображают Его жизнь силой Духа Святого.

Мы будем либо всё больше и больше доверять Богу, либо всё меньше и меньше видеть Его в наших жизнях.

Фёдор Михайлович Достоевский был глубоко верующим человеком и тему веры он вплетал во все свои произведения. Так в романе «Бесы» он вкладывает в уста подвыпившего офицера слова, которые очень хорошо описывают самую большую дилемму любого из нас – кто мы, если Бога нет:

— Можно поверить, ложитесь-ка... А впрочем, вот еще анекдотик: тут по уезду пехотный полк. В пятницу вечером я в Б-цах с офицерами пил. Там ведь у нас три приятеля, vous comprenez? Об атеизме говорили и, уж, разумеется, бога раскассировали. Рады, визжат. Кстати, Шатов уверяет, что если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма. Может, и правда. Один седой бурбон капитан сидел, сидел, всё молчал, ни слова не говорил, вдруг становится среди комнаты и, знаете, громко так, как бы сам с собой: «Если бога нет, то какой же я после того капитан?». Взял фуражку, развел руки и вышел.

— Довольно цельную мысль выразил, — зевнул в третий раз Николай Всеволодович.

(Фёдор Михайлович Достоевский «Бесы»)

Эту фразу может повторить каждый из нас… Если Бога нет, то какой же я после того муж, жена, бизнесмен, художник или студент. Если Бога нет, то какой же я после того человек? Мудрость предупреждает нас о том, как неверие нам душу разрывает.

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Алексей Обровец
Серия бесед по книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге Притч
Константин Лысаков
Серия бесед по Книге притч
Виктор Иванов
Серия бесед по Книге Притч
Андрей Башкиров
Серия бесед по Книге притч
Алексей Обровец
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone