Пасхальная серия бесед

Мы раз и навсегда меняемся, когда принимаем покой Христа

КАК НЕ ТЕРЯТЬ НАДЕЖДУ, КОГДА ВСЁ КАЖЕТСЯ БЕЗНАДЁЖНЫМ?

В Ветхом завете есть загадочное слово, которое встречается 74 раза. Мы не знаем его этимологию и не совсем понимаем его значение. 71 раз оно используется в Псалтыре и 3 раза в книге пророка Аввакума, который был храмовым пророком, то есть человеком очень хорошо знакомым с литургией богослужений. На иврите это слово села. Скорей всего, оно означало паузу во время песнопения. 

Подобный приём используется довольно часто и сегодня в музыке. Скажем, самая известная часть оратории Генделя «Мессия» – это хоровое исполнение «Аллилуйя». Даже сейчас, просто прочитав эти строки, вы наверняка начали напевать про себя это знаменитое произведение. Возможно, у вас даже нет голоса и музыкального слуха, но это всё равно не остановило вас. Если вы задумаетесь об этом произведении, вы вспомните, что в самом конце есть пауза, когда голоса затихают на мгновение перед тем, как пропоют в последний «Аллилуйя». Дирижёр и основатель благотворительного фонда Collegium Musicum Олег Романенко приводит ещё один пример такой паузы в классической музыке: 

Пожалуй, самый известный эффект паузы встречается в Пятой симфонии Чайковского, когда музыка затихает постепенно под солирующий и убаюкивающий кларнет, Мравинский показывает одним пальцем tutti, после чего слабонервных выносят из зала.

Музыкальная пауза усиливает эффект той музыки, что звучит после. Она обрамляет её, буквально заставляя слушателя погрузиться в произведение ещё глубже. Но есть у села и ещё одно возможное значение. Это слово могло означать музыкальный проигрыш во время исполнения псалмов. То есть песнопение стихало, а музыка при этом продолжалась. Другими словами, каким бы ни было точное значение этого загадочного слова, скорей всего, его смысл был в том, чтобы посреди поклонения сделать паузу, чтобы прислушаться к тому, о чём мы поём, дабы, замерев, задуматься. В бешеном ритме жизни нам всем не мешало бы остановиться, чтобы прислушаться к голосу Бога, чтобы испытать Его мир.

Во многом суббота покоя становится именно таким днём. Это, наверное, один из самых загадочных дней Страстной недели. Мы не знаем точно, что именно делали ученики в этот день. Писание даёт довольно скудную информацию о том, где был дух Иисуса в то время, когда Его тело находилось в могиле. Единственное, что мы знаем о субботе, это то, что фарисеи, которые участвовали в кровавом заговоре против Христа, были обеспокоены тем, что Его тело могут выкрасть, и потому они попросили Пилата выставить стражу возле могилы Спасителя. Вот, наверное, и всё, о чём мы можем сказать с уверенностью. Однако, всматриваясь в события этого дня между гибелью и воскресением, мы открываем для себя, как мы можем проникнуться надеждой даже тогда, когда всё вокруг кажется безнадёжным.

На следующий день, это была суббота, первосвященники и фарисеи собрались у Пилата. «Господин», – обратились они к нему, – «мы вспомнили, что когда этот обманщик еще был жив, Он сказал: «Через три дня Я воскресну». Поэтому прикажи, чтобы могила три дня охранялась, иначе Его ученики могут прийти, выкрасть тело и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. Этот последний обман будет еще хуже первого». «Возьмите стражу», – ответил Пилат, – «идите и охраняйте, как знаете». Они пошли, опечатали камень и выставили у гробницы стражу.

(Евангелие от Матфея 27:62-66)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Наверное, самая страшная фраза, которую можно услышать в жизни, – это «всё кончено». Два слова, ставящие крест даже на намёке на надежду. Их слышит муж, отчаянно пытающийся спасти свой брак, когда его уже бывшая жена объясняет ему, что больше не любит его и уходит к другому. «Всё кончено». Они раздаются эхом в сердце у женщины, вложившей все свои деньги в кафе и прогоревшей, когда хозяин помещения говорит ей, что она должна съехать до конца месяца. «Всё кончено». Они заполняют собой сознание, когда раздаётся звонок из больницы и врач объявляет нам, что близкий нам человек только что скончался. «Всё кончено». Мы готовы надеяться и верить даже тогда, когда причин для надежды уже нет. Но ровно до тех пор, пока мы не слышим эти слова.

Но всё может измениться в нашей жизни, если мы напомним себе о том, что, по сути, именно эти слова Иисус и произносит на кресте, когда Он говорит: «Свершилось». Он имеет в виду, как раз «всё конечно». Работа по искуплению каждого из нас завершена. Всё, что осталось сделать нам, – это лишь принять завершённый труд Христа. Алистер Бегг очень хорошо отражает эту мысль в своей знаменитой проповеди, когда говорит про чувства разбойника, распятого вместе со Христом, когда этот вор попал в рай:

Мне не терпится встретиться с этим персонажем, чтобы спросить его: «Так чем же всё закончилось для тебя? … Ты же никогда не был на группе по изучению Библии. Ты не крещён. Ты понятия не имеешь о том, что значит быть членом церкви. И каким-то образом, каким-то необъяснимым образом, ты очутился в раю. Как ты сюда попал?» Скорей всего тем же самым вопросом задавался и ангел. «Что ты тут делаешь?» – спросил он. «Я не знаю» – ответил разбойник. «Что значит ‘я не знаю’?» – допытывается ангел. «Ну я честное слово не знаю» – смущённо отвечает разбойник. Ангел зовёт своего начальника, чтобы разобраться с этим вопросом. На сцене появляется архангел, который продолжает опрос. «Что тебе известно о доктрине оправдания по вере?» Вор смотрит растерянно и признаётся: «Понятия не имею, о чём идёт речь». «Ладно, расскажи тогда про доктрину Священного Писания». Вор лишь быстро хлопает глазами. Архангел начинает терять терпение: «На каком основании ты здесь?» И тогда разбойник отвечает: «Мужчина, что был распят посредине, сказал, что я могу прийти». Это и есть ответ. Единственно возможный ответ на этот вопрос. И если я не буду проповедовать себе это Евангелие каждый день, я буду скатываться вновь и вновь к тому, чтобы полагаться на себя и на свои силы. Это и есть результат грехопадения человека».

(Алистер Бегг)

В какой-то степени мы тоже сегодня живём между «уже» и «ещё нет», между реальностью нашей могилы и радостью рая. В этом смысле у нас с учениками одна и та же проблема. Если бы ученики внимательнее слушали Христа, они бы прониклись радостью надежды, когда Иисус был в могиле. Это надежда на то, что грехи их прощены, а отношения с Создателем восстановлены. Надежда на то, что они обрели свободу от гнёта своих собственных ошибок, упование на то, что всё, что нужно теперь, – это знать, что мы будем в раю и воскреснем из мёртвых благодаря тому, что «мужчина, распятый посредине сказал, что мы можем прийти». Надежду, основанную на том, что «всё конечно». Ведь мы и сегодня теряем надежду не потому, что её нет, но потому, что мы невнимательно слушаем Бога. Кажущаяся безнадёжность могилы Христа дарит мне надежду даже в могиле.

Доверились ли вы Христу? Вспоминая своё прошлое, подумайте: был ли момент в вашей жизни, когда бы вы обратились к Господу с тихой молитвой покаяния? Если такого момента не было, сделайте это прямо сейчас, обратившись с молитвой к Богу. Расскажите затем всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

В самые тёмные моменты жизни, когда кажется, что Бог отвернулся от нас, Господь совершает самую великую работу в нас. В тех ситуациях, когда очень легко отчаяться, когда кажется, что всё кончено настолько, что даже вход в могилу замурован камнем, напоминайте себе о кресте и гробнице Христа. Не удаляйтесь, но, наоборот, приближайтесь к Богу в молитве, напоминая себе о том, что грядёт воскресение.

Преисполненные надежды, мы можем посмотреть сейчас на толпу, распявшую Иисуса, и увидеть в ней себя прежних. А затем устремить свой взор в будущее, в подготовке к Пасхе, чтобы возрадоваться тем переменам, что произошли в нашем сердце. Мы искуплены той кровью, что привела в замешательство тех первых последователей.

(Маршал Сигал «Пусть кровь Его будет на нас»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Проповеди на эту тему
Пасхальная проповедь
Константин Лысаков
Проповедь на «Литургию теней»
Константин Лысаков
Особая проповедь на Вербное воскресенье
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия проповедей
Виктор Иванов
Пасхальная серия бесед
Андрей Башкиров
Пасхальная серия бесед
Филипп Чевелёв
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone